Тропы пелагея текст смысл песни
Обновлено: 22.11.2024
ПЕЛАГЕЯ - "Тропы"
Дураку можно только позавидовать: кому еще за один день выпадет столько событий и приключений? Стоило лишь стряхнуть с себя остатки крепкого казацкого сна, приправленного неутешительными догадками есаула, как тут же пришлось деву спасать-утешать, уговаривать ее не отдавать дочу малую на сестрины руки, да от воды за юбку оттаскивать. Это ведь для молодцев шальных потеря кольца - что чих на пыльной дороге, а для честной девицы - гибель лютая. А чего стоит встреча с Оборотнем-Князем, не способным сделать выбор между жаждой боя и мирным человеческим счастьем со своей Княжной? Или волшебное свидание с любимой посреди нереального сна? Да только за эти Фиолетовые Сны можно было покинуть и дом, и край, и весь необъятный мир. А ведь еще были две красавицы (наверняка сестры?), разделенные вопросом замужества как уши головою: одной, видите ли, не по нраву, что родители ее из дома выпроваживают, а второй - с точностью наоборот - до мужского ложа добраться невтерпеж. И малец, сладко посапывающий под колыбельную на руках у мамы, и безнадежно-безответно влюбленная женщина - это все счастливые встречи дурака, познающего жизнь в кратчайшие сроки. Но он не был бы дураком, если бы, встретив своих старых казаков-приятелей, тут же не вскочил бы на коня. Оглянулся Никак на прощание, поправил на голове наушники, вынул из плеера первый диск и усвистал со своим войском в широкую степь.
Одна инструментальная пьеса для гитары с вокализом, три народных песни и шесть авторских номеров на музыку Павла Дешуры и слова Светланы Хановой - таково содержание первого тропа (или первой тропы, если вам хочется). Обрамленные казацкой темой песни первого диска в целом посвящены отношениям между Женщиной и Мужчиной. Громко и тихо, торжественно и обыденно, печально и весело песни рассказывают о главной части в жизни человека. Как это у них получается? Не становится ли авторская поэзия поперек обкатанных годами народных текстов? Не противится ли русский мелос "искрам электричества"?
Ничуть. Похоже, что долгое изучение фольклора и глубокое проникновение в него выработали у Светланы Хановой естественную собственную манеру сочинения текстов, в которой виден и свой почерк,
Сон забыл расставание,
Все вернулось, как вдох,
Волшебством Мироздания
Фиолетовых снов.
и легкоузнаваемые этнические мотивы
Майской русалкой всхлипнет,
Жаром-щеками вспыхнет,
Каплей-любовью-ядом.
С первого взгляда!
Назвать это можно как угодно - нео-этно или фолк-модернизм - но ведь не в названии дело. А вот тот факт, что далеко не всем слушателям удается безошибочно определить, когда звучит народная песня, а когда - авторская, говорит о колоссальной работе, проделанной группой, за что благодарить надо и не по годам острое композиторское чутье Павла Дешуры, и отточенное до малейших нюансов исполнение вокалистки. Не случайно ведь рядышком находятся антагонистические народная страдальческая "Голубушка" и ядреный этно-рокенрол "Мамка". Но слушатель воспринимает их соседство не как противостояние, а как развитие общей темы, как вариативность народных сюжетов, как хитрый песенный троп, способный изменить смысл сказанного. Голос уникальной певицы - это тоже всегда развилка, всегда tropos (tropos, греч. - поворот, оборот речи). Наверное, не существует ничего, что не смогла бы спеть Пелагея. Во всяком случае, так иногда кажется.
Остальные участники группы тоже не хлебают лаптем щи - в особенности Антон Цыпкин, сыгравший на баяне, аккордеоне и клавишных. Разве что порой немного не хватает барабанной феерии от Дмитрия Зеленского; душа просит чего-то такого - то ли удара в пах, то ли щекотки за пазухой - а приходится упокоиться ровным ритмом или нехитрой сбивкой. Слабое звено на первой пластинке только одно - "Омут". Эстрадный вальсок не попал в общую канву и не только не готовит к заключительному казачьему лихачеству "Степи", но, напротив, расхолаживает, атрофирует особо чувствительные (в том числе и эрогенные) зоны. Бесполое счастье в гетеросексуальном откровении звучит весьма спорно и выпадает из гнезда. Ну, и несколько тяжеловесным выглядит фэнтези в мини-рок-опере "Оборотень-Князь".
А дурака-то с утра пташечка разбудила, продрал он очи свои бестолковые - гля, а казаченьки-то по кустам да ямам поразбросаны. Видно, перебрали вчера в боевом запале. Уж предлагал он им по первой-второй глотнуть, да третьей-пятой запить - куда там, расползлись, не сыскать. Вышел Никак на дорогу один, горе мыкает, цель свою походную забыл начисто, да только прямо поперед него идет девушка, плачет. Тю, да это ведь к мамке возвращается та самая сестренка, которая давеча все замуж выскочить мечтала. Или не та? А, неважно, кручины и без нее хватает, со всеми своей душой не поделиться. Ну не дурак ли он после этого? Знать бы Никаку о том, что нынче ночью здесь Полночный Всадник кружил (а за его спиной почему-то темнел силуэт огромного дирижабля) - нипочем бы девушку одну не бросил. А если б он еще знал, что ее сестрица мается в долгожданном замужестве, то и вовсе за весь женский род душу бы свою выпростал. Но не знал он ничего такого, вернулся с пустыми карманами в свою деревню, посередь которой пьянка-гулянка шла. Старики веселятся, девки смеются, пьянь-соседи беседы ведут, грязь-лужи под ногами скользят - это Родина, дурак. И только городская дачница под яблоней с мамой в обнимку сидит и пса по большой голове гладит. Эх, не случилось ума-разума для Никака, зря только ноги оттоптал. Скинул с головы наушники, обернулся, а от деревни все так же паутиной разбегаются во все стороны тропы.
. А в это время из-за угла крайней избы выходили на большую дорогу в обнимку алкоголик-анархист и девушка с распущенными волосами.
ПЕЛАГЕЯ на официальном сайте обозначена как рок-этно арт-фолк группа. Весьма справедливое определение - и рока, и арта, и фолка, и этно в творчестве группы предостаточно. И если первый диск больше показывал арт и этно, то второй делает акцент на роке и фолке. Шесть народных песен, еще одна казачья - бонусом и четыре авторских (одна из которых - а капелла). С первой же песни ("Пташечка") реабилитировался за не очень выразительную первую часть альбома Дима Зеленский: дал сочный кач с медитативным психоделиком в откровенно "пинкфлойдовской" аранжировке. Неожиданно обыгран текст в старинных казачьих "Снежочках" (не забываем, что одно из значений слова "тропы" - вставки в канонизированный текст). Не менее оригинальным оказалось и звуковое решение - гитара дает мрачного коксу а ля BLACK SABBATH. Радует ощутимый прогресс басиста группы Александра Савиных, который подошел к записи в хорошей, плотной форме: чувствуется, что отработал с вдохновением и радостью. В целом второй диск кажется более насыщенным и богатым по музыкальному содержанию. Опять же, в который раз сумела удивить непредсказуемостью Пелагея (на "Розах", например, так и хочется воскликнуть: "Откуда у девы испанская грусть?").
Бродит смутная душа Вселенной.
Ей самой не знать ни Рождества, ни тлена
Не ведает смутная, скорбная эта Душа.
И что бы ни приключилось в жизни, но если у вас осталась хотя бы крупица желания встать, эта песня поможет вам подняться. Даже такому дураку как Никак.
Оценка по моей пятибалльной системе - "пять".
PS: Бонусом ("При Лужку") записан симпатичный дуэт Пелагеи с Михаилом "Горшком" Горшеневым (КОРОЛЬ И ШУТ). Похоже, это становится уже доброй традицией. В прошлый раз был Гарик Сукачев, теперь - Горшок. Кто будет следующим?
PPS: А вот за оформление "Союзу" можно поставить троечку. И нечитаемый текст на задней стороне обложки, и типографский брак в буклете (в виде лишнего листка), и разномастица в названиях одной и той же песни - не самые приятные моменты.
Читайте также: