Автор слов и музыки песни кадриль

Обновлено: 19.09.2024

«Кадриль моя, сердечная» – наверняка, многие думают, что она, эта песня, действительно народная. На самом же деле написал ее композитор Виктор Темнов. Вот как историю написания этой песни рассказывает сам автор (запись, правда, не очень,звук и изображение не синхронны):

Темнов Виктор Иванович - композитор, баянист-виртуоз, народный артист России, автор и исполнитель, проживает в Москве. С 1959 по 1989 работал в хореографическом ансамбле "Березка" под руководством Н.С. Надежденой. Был баянистом, баянистом-танцором, хормейстером, дирижером, зав. музыкальной частью ансамбля.С ансамблем "Березка" выезжал на гастроли в страны Европы, Азии, Америки, Австралии, Африки. Создатель и 1989-91 музыкальный руководитель ансамбля "Гжель". А в 1991 участник ансамбля Людмилы Николаевой "Русская душа".

Сочинения: оперетты, произведения для оркестра русских народных инструментов, музыкальные и хореографические постановки ансамбля “Березка” (более 30 номеров), театр-шоу “Гжель”(12), эстрадно-цирковому ансамблю “Любава”(17). Концертная пьеса для баяна с оркестром.
Автор музыки к более 100 песням: "Кадриль", "Я, деревенская”, “А он ничей”, "Америка-Россия", "Вербы", "Кнопочки баянные", “Ох, балалайка”, “Грибы-грибочки” и многие другие. Много гастролировал по стране и за рубежом, исполнял песни, как собственного сочинения, так и частушки, жанровые. Получил неофициальную известность благодаря свои куплетам про ансамбль "Березка".

Песни В.И. Темнова звучат в исполнении Людмилы Зыкиной, Александры Стрельченко, Валентины Толкуновой, Людмилы Рюминой, Людмилы Николаевой, Надежды Крыгиной, Татьяны Острягиной.

Вот что о нем говорила Людмила Георгиевна Зыкина :“О песнях композитора, народного артиста России, Виктора Ивановича Темнова мне говорить легко и приятно, потому что его творческая жизнь проходила на моих глазах, я сама когда-то попросила Виктора показывать мне каждую новую песню. Я была первой исполнительницей двадцати его песен. Это больше, чем любого другого композитора. В.И. Темнов относится к песне, как жанру очень профессионально, любовно и бережно. Своим песням он - самый взыскательный рецензент и строгий худсовет. В жизни человек мягкий и даже застенчивый, Виктор Иванович работая с исполнителями, может быть очень требовательным. Композитор хорошо знает песню. Народную и великую советскую. Умеет многие песни в любой тональности играть и петь, меняя в каждом куплете сопровождение, а еще помнит “родителей” любой песни и когда, где, при каких обстоятельствах создавалась.”
Вот так, народный артист России сочиняет песни, которые из авторских постепенно становятся русскими народными.

С 2003 года Виктор Иванович Темнов проводит цикл вечеров "Песни, которые мы теряем". Вечера проводятся в Центральном доме работников искусств, рассказывается о композиторах русской и советской песни, истории песни, приглашаются исполнители.

Интервью с Виктором Ивановичем Темновым - Газета “Трибуна” номер от 27 мая 2004 года.
"В Москве состоялся вечер «Песни, которые мы теряем».
Этот вечер в Центральном доме работников искусств был посвящен творчеству Серафима Туликова и Тихона Хренникова. Всего же встреч этого цикла за год состоялось уже 11, на которых было представлено 380 песен более 40 композиторов.
Постоянный автор и ведущий вечеров – народный артист России, композитор Виктор Темнов.
— Виктор Иванович, вам не кажется, что от названия «Песни, которые мы теряем» веет некоторым пессимизмом?
— Кажется. Но разве это не так? К сожалению, теряем. Вы их часто слышите? Нет, и я тоже. В дни праздника Победы прозвучат песни военных лет – и стихнут до следующего года. А ведь советская песенная классика гораздо шире, богаче. Вот мы и стремимся вернуть из небытия или полузабытья это оставленное нам наследие.
— Но есть молодые исполнители, которые что-то берут из него в свой репертуар.
— Да, есть, но в большинстве они калечат песню, превращая ее в так называемый ремейк, своими современными обработками выхолащивая из нее душу. Я же на наших вечерах стремлюсь к тому, чтобы песня звучала во всей своей красоте и чистоте.
— Вы – композитор, 19 ваших песен в репертуаре только Людмилы Зыкиной, ваши песни поет Александра Стрельченко, под вашу музыку танцуют ансамбли «Березка» и «Гжель». Зачем вам еще тратить время и силы на подготовку вечеров?
— Для меня это возможность облучиться добротой и песен, и слушателей. Тем самым я, человек уже далеко не молодой, продлеваю свою жизнь. И еще: этим проектом я осуществил свою давнюю мечту, которая зародилась более 40 лет назад, когда «Березка», в которой я работал баянистом, полгода гастролировала по странам Латинской Америки. Ансамбль тогда не только танцевал, но и пел – фонограмм никаких не было. Я стал рассказывать на распевках об истории советских песен. С тех пор я эти знания постоянно пополнял и вот теперь их реализую.
Это что касается меня. Но и публике цикл оказался нужным. При каждой нашей встрече Большой зал ЦДРИ переполнен – приходят единомышленники, знающие и любящие советскую песенную классику, в которой и душа народа, и его история.
— По какому принципу строятся ваши программы?
— Прежде всего по хронологическому. Мы начинали с творчества Александра Александрова, автора Гимна Советского Союза и «Священной войны». Он родился в 1883 г., и первый вечер был в день его 120-летия – 13 марта 2003 г. Потом пошли те, кто помоложе: братья Покрасс, Анатолий Новиков, Исаак Дунаевский, Василий Соловьев-Седой, Владимир Захаров, Борис Мокроусов, Юрий Милютин, Анатолий Лепин, Матвей Блантер, Константин Листов. Творчеству кого-то одного из них мог быть целиком посвящен вечер, а кто-то мог быть представлен всего одной песней— например, Дмитрий Васильев-Буглай («Как родная меня мать провожала») или Венедикт Пушков («Лейся, песня, на просторе»).
Какие люди, какой песенный мир они создали! Мокроусов, например. Все поется – хоть «Заветный камень», хоть «Одинокая гармонь», «Сормовская лирическая» или «Хороши весной в саду цветочки», а получил только звание заслуженного деятеля искусств Чувашской АССР – за оперу «Чапаев». Правда, Сталинскую премию в 1948 г. заработал.
Еще одна наша традиция – примерно треть песен за вечер исполнители поют вместе со зрителями. Люди ждут этого момента с большим удовольствием, они хорошо знают слова и мелодии, это для них, как встреча с молодостью, как праздник души.
Вы же сами видели, с каким чувством они пели на заключительной встрече сезона туликовские «Не забывается такое никогда», «Жизнь моя, любовь моя с черными глазами», его песни о России или хренниковские «Что так сердце растревожило», «Песня о Москве» («Хорошо на московском просторе…»), «Московские окна». Так что программы наши нужны людям.
В них принимают участие хорошие певцы, ничем не уступающие, а то и посильнее тех, кто так плотно занял теле- и радиоэфир, но неизвестные массовому слушателю. Позвольте читателям «Трибуны» назвать моих соратников, выступающих в программах «Песни, которые мы теряем», абсолютно бескорыстно: народная артистка России Зинаида Кириллова, заслуженные артисты России Елена Калашникова и Сергей Толкунов, заслуженные работники культуры РФ Любовь Анисова и Альберт Ленский (в прошлом металлург и партийный работник), лауреаты Всесоюзных конкурсов вокалистов Валентина Дворянинова и Лидия Скусниченко. Хотя я и сам пою немало песен, но без них эти встречи были бы невозможны.
— Ваш цикл песенных вечеров возобновится осенью…
— Да, темы первых двух уже определены. Это творчество Аркадия Островского и Марка Фрадкина. Будем рады каждому пришедшему поклоннику и наследнику песенных богатств. "

Читайте также: