Песни семейских забайкалья текст
Обновлено: 13.11.2024
Следующие восемь песен записаны от мужского вокального квартета семейских Забайкалья.
Семейские — потомки русских старообрядцев, поселившихся в середине XVIII столетия в Восточной Сибири среди бурят.
Живя в течение длительного времени в отдалении от основных центров русской культуры, семейские сложили оригинальный местный стиль национального фольклора, корнями связанный с глубинными традициями русского искусства и впитавший в себя позднейшие культурные веяния.
1 История переселения старообрядцев в Забайкалье изложена в предисловии к сборнику А. Элиасова и И. Ярневского «Фольклор семейских» (Улан-Удэ, 1963).
Одной из особенностей песенного стиля семейских Забайкалья -является своеобразное многоголосие. Традицию местного ансамблевого пения достойно представляет народный вокальный квартет в составе: Александр Иванович Рыжаков, Влас Трофимович Иванов, Федор Фе-рапонтович Рыжаков и Феоктист Кириллович Рыжаков. Все четверо — уроженцы села Большой Куналей Тарбагатайского аймака Бурятской АССР. Трое из участников ансамбля — колхозники из села Большой Куналей, один (Феоктист Кириллович Рыжаков) переехал из родного села в город Улан-Удэ. По профессии он шофер. Живя в городе, Феоктист Кириллович остался верным приверженцем музыкальных традиций родного села. Его вокальная партия естественно вписывается в общий ансамбль.
Квартет семейских из русского села Большой Куналей Бурятской АССР
Все четверо певцов — пожилые люди. В. Т. Иванов, исполняющий партию тенора, достиг преклонного возраста: в момент записи ему было 82 года.
Запевает обычно Александр Иванович Рыжаков, один из наиболее зрелых мастеров народного пения в Большом Куналее.
Каждый из певцов индивидуален, и в то же время их голоса сливаются в стройном искусном ансамбле.
Сами народные певцы следующим образом характеризуют особенности многоголосия семейских: «Один, начинщик, ведет всё. Другие голоса вокруг него вьются, как все равно голубки. Но между начинщиком и тем, который тенерит, должно быть согласие. А остальные примазываются, чтобы не пойти в раздор»
Это высказывание очень верно определяет существо местного многоголосного распева. Действительно, в основе народной партитуры семейских лежит двухголосие. Главный голос — басовый. Басу принадлежат, как правило, запевы. Ведущему голосу регистрово противопоставляется тенор. Его партия движется преимущественно в терцию с партией баса, по временам образуя с ней квинтовые, квартовые, секстовые созвучия. Иногда крайние партии расходятся в октаву. Два средних голоса существенно дополняют ансамблевое звучание. Они свободно переплетаются, меняются местами, то сливаясь с одним из главных голосов, то выпевая самостоятельные мелодические линии. В результате взаимодействия голосов образуются сочетания из трех-четырех звуков.
Многоголосие семейских полифонично по своей природе; взаимодействие мелодических линий создает своеобразную народную гармоническую вертикаль. Полифоничность местного распева проявляется в большой самостоятельности и индивидуальной выразительности голосов, контрастирующих друг с другом интонационно. и ритмически. Вокальные партии переплетаются в сложном полифоническом узоре. В качестве примера такого контраста можно привести следующие построения:
Одним из признаков интонационной самостоятельности голосов служит орнаментальное опевание длящегося в другом голосе звука (см. пример № 4 б).
В ряде случаев можно отметить имитационные приемы, хотя имитация проявляется в зачаточной форме и не является точной:
Народная гармоническая вертикаль в той форме, как она проявляется в песнях семейских, весьма своеобразна с точки зрения «школьных» правил. В песнях встречается движение параллельными секундами (иногда малыми), жесткие «переченья», сочетания из трех-четырех звуков, расположенных по секундам:
Особенно резки диссонансы в каденциях песен:
Певцы проявляют большую вариационную изобретательность: в каждой новой строфе мы находим новые музыкальные краски, причем в некоторых примерах заметно усложнение, развитие напева. Так, в песне «Полынь — горькая в поле трава» только в третьей строфе при исполнении третьей фразы тенор достигает вершины своего регистра (ми).
Для того, чтобы местная традиция была показана по возможности разнообразно, мы помещаем здесь песни разных жанров: четыре лирические («Что не пыль в поле запылилася», «Полынь — горькая в поле трава», «Поселенцы вы наши, бродяги», «Уж ты, Ваня, разудалая голова»), солдатскую («На проталинке весной»), песню литературного происхождения («В островах охотник»), хороводную плясовую («Уж вы, стары старики») и современную партизанскую («Не вейтеся, чайки, над морем»).
Наиболее полно особенности местного многоголосия проявляются в лирических (протяжных) песнях. Остальные также весьма показательны для местного стиля, хотя закономерности местного многоголосия выступают в них и не столь ярко.
Все приведенные песни — живое свидетельство высокой певческой культуры в русских селах Забайкалья.
Песни из нашего сборника — не первые в печати образцы многоголосия семейских. Несколько примеров этого стиля опубликовано в сборнике А. Элиасова и И. Ярневского «Фольклор семейских» а также в сборнике «Образцы народного многоголосия» под редакцией И. И. Земцовского. В обоих случаях нотации выполнены Н. Н. Дорофеевым.
Составитель выражает благодарность сотрудникам Фольклорной комиссии Союза композиторов РСФСР М.Б. Чернышовой и И.Я. Носковой за помощь в работе.
Читайте также: