Сопровождение мелодии соответствующими аккордами
Обновлено: 22.11.2024
Приступая к этому уроку, музыкант-любитель, который хочет научиться подбирать гармонию к мелодии и импровизировать, уже знает:
- Основы нотной грамоты, владеет основными понятиями в ритме и может сыграть мелодию по нотам с листа
- Умеет строить трезвучия (мажорные, минорные) в тональностях и от разных звуков, а также знает об увеличенных и уменьшенных трезвучиях.
- Имеет представления о септаккордах и более сложных аккордах, встречающихся редко.
Предыдущий урок был посвящен устойчивым и неустойчивым ступеням лада.
На этом уроке мы более подробно познакомимся с обращениями аккордов, а также с видами сопровождения, которые относятся к области музыкальной фактуры.
Начинающий музыкант начинает игру аккомпанемента с тонической квинты, потом «заполняет» ее терцовым тоном и получает трезвучие. На всякий случай напомним: основной тон или прима, это «до» в до-мажорном трезвучии, терцовый тон или терция – «ми», квинтовый тон или квинта – «соль». Не путать с названиями интервалов: в доминантовом трезвучии основным тоном будет «соль», терцовым «си» и квинтовым «ре». В субдоминантовом – основной тон «фа», терцовый «ля», квинтовый «до». Потренируйтесь немного, постройте трезвучия в разных тональностях и определите в них основной, терцовый и квинтовый тон.
С помощью тонического, субдоминантового и доминантового трезвучий можно подобрать аккомпанемент ко многим песням, но в какой-то момент музыкант понимает, что левой руке неудобно «прыгать», перемещаясь по разным регистрам, но гораздо удобнее, когда звуки разных аккордов расположены близко, на соседних клавишах. Некоторым могут показать друзья или учитель, другие прочитают в интернете или догадаются самостоятельно о простейших аккордовых последовательностей, которые представляют собой связное соединение аккордов. Для таких последовательностей применяют не только трезвучия, но и их обращения.
Обращением трезвучия (и также септаккорда) называется перенос нижнего звука и октаву вверх или верхнего на октаву вниз. Каждое обращение имеет свое название, образованное от интервальной структуры аккорда. Первое обращение трезвучия называется секстаккордом, второе – квартсекстаккордом.
Поиграйте подряд обращения трезвучий. Следите, чтобы рука была мягкой, кистью можно немного «пружинить» при нажатии, тогда звук получится глубоким и красивым. Учащиеся фортепианных отделений знают, что при игре аккордов важно опираться на мизинцы, чтобы подчеркнуть главные звуки аккорда – басовый в левой руке и мелодический в правой, но это более сложная задача - для продвинутых музыкантов, часто играющих гаммы и аккорды.
Для музыканта-любителя не очень принципиально, играют они трезвучие или одно из обращений – главное, чтобы гармония подходила к мелодии по своей функции (T, S, D). Более заинтересованные могут узнать, что секстаккорды часто применяются при аккомпанементе оперных речитативов.
Квартсекстаккорды применяются не часто, они требуют особых условий – например, проходящих, вспомогательных или кадансовых оборотов. Тонический квартсекстаккорд часто переходит в доминанту в конце законченной музыкальной фразы или целого произведения и поэтому называется кадансовым. Такие примеры можно найти во множестве музыкальных произведений.
Итак, сочетание трезвучий и их обращений сделает ваш аккомпанемент к несложным песенкам гораздо более удобным, например:
Обращения септаккордов – более сложная тема: во-первых, в септаккордах четыре звука, соответственно, три обращения. Во вторых, обращения доминансептаккорда разрешаются по строгим правилам. Обращения других септаккордов тоже имеют свои разрешения либо участвуют в гармонических оборотах с плавным голосоведением. Особого внимания применительно к септаккордам требует его септима – септимовый (септовый) тон. Очень желательно, чтобы этот тон разрешался движением на секунду вниз или оставался на месте.
Итак, обращения септаккорда называются: квинтсекстаккорд, терцквартаккорд и секундаккорд.
Каждый звук разрешается по правилам в свою устойчивую ступень, так что квинтсекстаккорд переходит в тоническое трезвучие, терцквартаккорд – в развернутое тоническое трезвучие, секундаккорд – в тонический секстаккорд.
Обращения септаккорда VII ступени (уменьшенного) звучат одинаково, поскольку аккорд состоит из трех малых терций. Они могут разрешаться напрямую в тонику или переходить в нее через обращение доминансептаккорда.
Обращения септаккорда II ступени применяются достаточно часто.
Этот аккорд также может переходить непосредственно в тонику, но чаще - через обращения доминантсепаккорда.
Для учащихся музыкальных школ и более подготовленных любителей можно составить таблицу, на какой ступени строятся основные аккорды и их обращения.
Если нужно определить аккорды на слух, прежде всего необходимо внимательно прислушаться к басу, потом сообразить, какова функция аккорда (T, S, D), а также, консонанс это или диссонанс. По этим признакам аккорд легко «вычислить», ориентируясь на таблицу.
При попытке использовать более развитые формы аккомпанемента, применять разную фактуру для изложения одних и тех же аккордов, важно ориентироваться на бас. При игре на фортепиано удобно использовать педаль для красивого сопровождения. Во всех таких случаях обращение аккордов определяется именно по басу: например, если в басу на первую долю «до», а далее - арпеджированное изложение тонической гармонии, то все звуки этой гармонии нужно собрать в один аккорд и назвать по басу - тоническим трезвучием.
Попробуйте сыграть несложную пьесу – «Болезнь куклы» из цикла «Детский альбом» П.И. Чайковского. Здесь применены весьма разнообразные гармонические средства.
Попытаемся определить гармонию в начальном построении (первые 16 тактов):
t 5/3 – D 4/3 – t6 – D 4/3 (дважды), t 5/3 – D6 – VI7 – D 5/3 – II 6/5 – D 5/3 – s6 – D 5/3. Дальнейшее гармоническое развитие довольно сложное, оно включает в себя отклонения в другие тональности и тонический органный пункт в конце пьесы.
Важным выразительным средством для музыканта является музыкальная фактура. По подборе аккомпанемента или создании аранжировки, музыкант может применять различные формы изложения аккордов, использовать фактуру «бас-аккорд» или разные виды арпеджио. Напомним – для гармонической основы в таких случаях принципиально важен бас, который, возможно, в фортепианной музыке звучит на педали. Посмотрим и послушаем некоторые примеры:
Ф. Шопен. Ноктюрн ми бемоль мажор
Ф. Шопен. Прелюдия до минор.
П. Чайковский Подснежник
Это более сложный пример, в котором применяются и арпеджио, и аккорды.
Ф. Шуберт. Экспромт.
Подбирая аккомпанемент к мелодии, можно найти несколько удачных вариантов, и тогда получатся вариации. Для вариаций на неизменную мелодию применяется ритмическое развитие, то есть при первом проведении аккомпанемент к теме можно играть четвертями, при втором – восьмыми, при третьем – шестнадцатыми (или сначала триолями, потом шестнадцатыми). В жанре вариаций бывает контрастный иноладовый раздел (при мажорной теме – минорный, и наоборот), после этого обычно следует быстрый финал. Заинтересованные любители музыки могут догадаться, что сочинение иноладового раздела – перенос мелодии в другой лад - потребует перегармонизации некоторых мотивов. Такие примеры можно найти в раннем творчестве Моцарта и Бетховена, Глинки и других композиторов. Немного старания – и даже начинающему музыканту окажется вполне доступно создание несложных аранжировок и вариаций на любимую песню.
Наш следующий урок будет посвящен изучению минорных на гамм.
Приглашаем в нашу школу на уроки фортепиано
Мы открыты и работаем. Приходите на занятия!Обучение для взрослых и детей от 12 лет. Подготовка к экзаменам в вузы. Преподаватель - лучший джазовый пианист Москвы Александр Лавров.
Подробнее об уроках фортепиано
Читайте также: