Что лучше аккорды или ноты

Обновлено: 19.09.2024

Что лучше, удобнее, «прогрессивнее» для гитары — ноты или табы? Послушаем два противоположных мнения.

Martin Krohne

На гитаре нота может быть взята в нескольких местах на грифе. Аккорды могут быть сыграны на грифе так же в разных формах. Выбор того, где играть ноты и какую форму аккорда использовать, зависит от контекста: какие ноты или аккорды были до этого, а какие будут после.

Опытный гитарист постарается сделать так, чтобы количество движений на грифе было минимальным. Джазовые гитаристы используют формы аккордов, которые находятся в пределах нескольких ладов друг от друга, и редко используют все шесть струн для взятия аккорда.

Табы предписывают вам играть ноту только в одном месте на грифе. Они сообщают вам и то, какую форму использовать для взятия аккорда. Это нормально, но многому из этого не научишься. Многие табы, которые вы найдете в Интернете, неточны. Некоторые просто ошибочны. Даже лучшие из них — лишь чья-то интерпретация того, что играет другой гитарист. Всё, что вы когда-либо получаете из табов — это способ скопировать то, как кто-то думает, как играет третий гитарист. Вы становитесь копией чужой копии .

Еще одна слабость табов заключается в том, что часто они плохо сообщают вам ритмическую организацию музыки. Часто автор советует вам послушать запись, чтобы узнать ритм. ИМХО, если вы собираетесь послушать запись, чтобы узнать ритм, вы также можете и послушать её, чтобы узнать реальные ноты. Так вы узнаете намного больше о музыке. Это будет обучением на слух.

Чего вы никогда не получите, полагаясь только на табы или обучаясь только на слух — это то, что это за ноты. Это до-диез или ля-бемоль? Вы не узнаете структуру аккордов, разницу между мажорным и минорным трезвучием, септаккордом и так далее. Вы можете понять разницу между музыкой в размерах ​​3/4 и 4/4, но в первый раз, когда вы столкнётесь с размером 6/8 или 7/4, вы будете сбиты с толку.

Профессиональный музыкант должен уметь переносить музыкальное произведение в разные тональности, чтобы соответствовать высоте голоса певца. Профессиональный гитарист должен быть, прежде всего, профессиональным музыкантом вообще, и только затем гитаристом.

Традиционные ноты подскажут, какие ноты играть, как долго их играть, играть ли их быстро, отрывисто или связно. Ноты также сообщат вам, в какой тональности песня и каков её точный ритм.

Каждый гитарист со временем разовьёт свой собственный стиль. Это происходит естественным образом в течение многих лет. Я бы сказал, что лучше, если вы сами научитесь делать выбор, где сыграть какую ноту, чем будете всегда просить кого-то объяснять вам, где её играть.

Тратить слишком много времени на овладение навыком чтения табов — пустая трата времени . Лучше научиться читать ноты и узнать, где они находятся на грифе. Это включает в себя знание всех положений каждой ноты на грифе.

Даже если вы не хотите учиться бегло читать с листа, стоит изучить теорию музыки. Как минимум, вы получите понимание того, как строятся гаммы и аккорды, и как это влияет на их формы на грифе.

Что касается того, как поступают и чем пользуются профессиональные гитаристы — это индивидуально . Но, если вы хотите работать профессионально, лучше всё-таки научитесь читать ноты.

Brian Huether

Стандартная музыкальная нотация похожа на монополию Microsoft в нетехнической офисной среде. Да, она широко распространена среди профессионалов. Но это не значит, что это «лучшая» система. Это просто то, что сейчас преобладает.

Все современные компьютерные системы набора табов (например, Guitar Pro) также могут выводить и стандартную нотацию. Табы чрезвычайно информативны. Для игры замысловатых пьес, где важна точная природа исполнения, табы превосходны.

Например, когда я разучиваю пьесу Баха по стандартной нотации, я сразу же начинаю покрывать её собственными заметками. Стандартная нотация Баха для меня совершенно бесполезна. Мне нужно придумать собственные способы фразировки, что иногда может означать скольжение вверх на 15 ладов вместо того, чтобы оставаться в позиции, и так далее. Чтение стандартной нотации с указаниями пальцев и римскими цифрами для позиций — это фарс.

Для меня выбор стандартной нотации в качестве собственной системы был бы подобен предпочтению версии красивого изображения с уменьшенным разрешением, когда у меня есть возможность сохранить в формате RAW без потерь. В наши дни размеры файлов и пространство для печати не являются ограничивающими факторами. И если дирижер или продюсер работают для коллектива, то у исполнителей должна быть возможность выбора любого формата, который они пожелают.

Табы прекрасны. Они добавляют информацию о грифе и геометрии аппликатур. Если вы действительно хорошо знаете гриф, вы можете смотреть на табы с записанным ритмом и очень легко играть то, что находится перед вашими глазами, что само по себе является формой чтения с листа.

Подумайте об этом — кого волнует, как ваш мозг узнает, что какая-то нота является до первой октавы? Гитара всё равно транспонирующий инструмент (все ноты на нотоносце перемещены). Было бы быстрее, если бы я увидел табы, указывающие на лад и струну.

Я знаю гриф от и до. То же самое и с аккордами. Если я вижу что-то вроде 3–5–3–3–3–5, мой мозг уже знает, что это Gm9. Для меня эти числа сразу передают информацию о звуках G D F Bb D A. Представление стандартной нотации об этом чем-то «лучше»?

Возвращаясь к геометрии и визуализации, паттерны из 3 нот на струне действительно соответствуют физическим свойствам наших рук и инструмента. Аккорды и арпеджио также имеют вполне определённую геометрию на грифе. Почему бы мне не записать музыку таким образом, чтобы сразу передать визуализацию, геометрию грифа, ритм и сами ноты? Кроме того, как только вы попадаете в музыку, которая охватывает широкий диапазон, вы сразу же получаете раздражающе отметки типа «8va».

Настойчивое требование музыкального сообщества придерживаться стандартной нотации для гитаристов похоже на несчастные древние армии, которые считали, что новые технологии бесполезны. Это как из ностальгии отдавать предпочтение химическому процессу проявления плёнки. Мир не стоит на месте.

Стандартная нотация просто более распространена. Табы, вероятно, будут больше и больше проникать в сообщество профессиональных аранжировщиков, и именно поэтому такие программы, как Finale, постепенно добавляют всё больше и больше поддержки табов. И наоборот, программы нотации табов, такие как Guitar Pro, постепенно добавляют улучшенную поддержку средств аранжировки.

В идеале стандартная нотация может быть отправной точкой для гитариста, получающего музыку от аранжировщика, но табы были бы желаемым конечным состоянием. В тех случаях, когда аранжировщик обладает знаниями игры на гитаре и стремится к определённому тембру, фразировке, возможно, звучанию открытых струн и так далее, можно сразу перейти к табам.

Стандартная нотация представляет прошлое, а нотация с использованием табов — будущее.

Читайте также: