Альтерация аккордов субдоминантовой группы
Обновлено: 12.11.2024
Альтерация в учении о гармонии – это внутриладовый хроматизм, полутоновое изменение неустойчивых ступеней лада, обостряющее их тяготение в устойчивые ступени.
Альтерироваться могут 2-я, 4-я и 6-я ступени. Изменение 7-й ступени, как правило, не считается альтерацией (это условная диатоника).
В зависимости от лада (мажор или минор) неустойчивые ступени могут быть либо повышены, либо понижены.
В мажоре 2-я ступень может быть и повышена, и понижена, 4-я ступень повышается, а 6-я понижается:
Понижение 7-й ступени в мажоре либо ведет к модуляции (модуляционный хроматизм), либо является признаком миксолидийского лада.
В миноре 2-я ступень только понижается, 4-я ступень может быть как повышена, так и понижена, 6-я ступень может быть повышена:
В нотных примерах видно, что каждая альтерированная ступень разрешается по тяготению, заданному альтерацией: повышенная – вверх; пониженная – вниз.
В результате альтерации аккорд сохраняет свое функциональное и структурное (т.е. числовое) значение, однако изменяется его фонизм (окраска звучания). Например, в мажоре септаккорд II ступени с повышенной примой (II7♯1), являясь септаккордом, звучит как малый мажорный секундаккорд (как D2):
В миноре аналогично звучащий аккорд будет записан иначе (активный энгармонизм):
В гармоническом мажоре на пониженной 2-й ступени образуется мажорное трезвучие (II 1 5). Однако чаще употребляется II6 1 5. Его использование аналогично диатоническому секстаккорду II ступени (II6) и неаполитанскому секстаккорду (в миноре):
Но наиболее распространенным видом альтерации аккордов субдоминантовой группы является повышение 4-й ступени в мажоре и миноре:
Повышенная 4-я ступень образует острое вводнотоновое тяготение в доминанту, аналогичное тяготению 7-й ступени в тонику лада.
4-я ступень входит в звуковой состав II7 и его обращений как терцовый тон, а в IV7 и его обращения – как основной тон (прима). II7♯3 и IV7♯1 соотносятся с D35 аналогично соотношению D7 и VII7 с Т35. Таким образом, II35 и II7 c повышенной терцией, а также IV35 и IV7 с повышенной примой можно назвать D к D, или двойной доминантой (DD – термин Г. Римана), причем аккорды 2-й ступени с повышенной терцией обозначаются II♯3 или DD, а аккорды 4-й повышенной ступени обозначаются IV♯1 или DDVII (вводная DD).
Повышение примы в септаккорде II ступени в мажоре (II7♯1) уже было рассмотрено выше.
Но одновременно с примой в II7 и его обращениях может быть повышена и терция (II7♯1♯3 или DD7♯1):
Кроме того, в альтерированных аккордах субдоминантовой группы в мажоре может быть понижена 6-я ступень (аналогично понижению 2-й ступени в альтерированных аккордах доминантовой группы), являющаяся квинтовым тоном в II7 и терцовым – в IV7.
Понижение VI ступени способствует образованию в составе этих аккордов следующих хроматических интервалов :
II43 с повышенной примой, повышенной терцией и пониженной квинтой в мажоре (DD43♯1 5) и IV65 с повышенной примой (DDVII65 3) в одноименном миноре энгармонически равны (активный энгармонизм) и звучат, как малый мажорный септаккорд (ложный доминантсептаккорд). Сыграйте эти аккорды, сравните их звучание и разрешите их разными способами (в D53 и в K64):
Перед аккордами альтерированной субдоминанты (DD) используются аккорды тоники (Т53, Т6), неальтерированной субдоминанты (VI, S, S6, II6, II7 с обращениями, IV7), а также консонирующей доминанты (D35, D6).
Разрешаются аккорды альтерированной субдоминанты в аккорды Т на ближайшем басу с учетом тяготений (II ступень разрешается в III, IV – в V, VI – в V, а I ступень остается на месте, III ступень также остается на месте как устойчивая):
При разрешении аккордов альтерированной субдоминанты в аккорды D (например DDVII65 в D) образуются параллельные квинты. Их можно избежать, заменив (по возможности) DDVII65 на DD43 или изменив расположение аккордов.
В каденции перед K64 преимущественно используются аккорды субдоминантовой группы, с IV повышенной и VI ступенями в басу: II65♯3 (DD65), II43♯3 (DD43), IV7♯1 (DDVII7) и IV65♯1 ( DDVII65).
Аккорды альтерированной субдоминанты (DD) могут также использоваться в проходящих оборотах:
Альтерированные аккорды субдоминанты и доминанты весьма распространены в джазе. В отличие от классической гармонии параллельные квинты и прямое движение всех голосов здесь являются нормой:
Читайте также: