Труден путь в горах текст песни

Обновлено: 26.11.2024

Произведение написано в куплетной трехчастной форме. Первый и третий куплеты построены на одном материале, состоят из двух предложений. При этом в 3 куплете изменено окончание. Во втором куплете сохранен ритм, но мелодия поднимается на терцию вверх. Куплет звучит ярко, контрастно.

Файлы: 1 файл

путь в горах.docx

Аннотация к произведению

Болгарская народная песня

Пер. Болотина; обр. Животова

Подготовила студентка 1 курса

  1. 1)Сведения об авторах

Серге́й Васи́льевич Боло́тин (1912, Киев ― 1994, Санкт-Петербург) ― российский советский трубач, композитор, музыковед и музыкальный педагог. Солист оркестров Кировского и Большого театров, а также симфонического оркестра Московской филармонии; автор уникального в российском музыковедении сочинения: «Биографического словаря музыкантов ― исполнителей на духовых инструментах».

Сергей Болотин начал заниматься в 1924 году в полковой музыкальной команде. С 1929 до 1931 года он играл в военном духовом оркестре, одновременно учась в Московском музыкальном техникуме им. братьев Рубинштейн Михаила Адамова. В 1931—34 годах он продолжил обучение в Московской консерватории, где он сначала также занимался у Адамова, а затем после его ухода из консерватории в 1932 году у Сергея Ерёмина. Одновременно с учёбой в консерватории в 1931-33 годах Болотин работал солистом оркестра Большого театра. С 1933 по 1936 год он был солистом симфонического оркестра Московской филармонии.

В 1936 году Сергей Болотин переехал в Ленинград, где до 1960 года работал солистом оркестра Ленинградского государственного академического театра оперы и балета имени С. М. Кирова. Периодически он выступал также в составе симфонического оркестра Ленинградской филармонии в качестве приглашённого музыканта. В 1954 году Болотин, так и не завершивший в Москве своё высшее образование, окончил Ленинградскую консерваторию по классу Михаила Ветрова.

С 1961 года Сергей Болотин, прекратив работу в Кировском театре, посвятил себя педагогической деятельности и стал старшим преподавателем Ленинградской музыкальной школы-интерната № 38. Также к этому периоду относится большинство его композиторских работ. Многие его сочинения создавались в качестве учебного и концертного репертуара для молодых музыкантов. Помимо более 150 музыкальных произведений, Болотин является автором методической работы для педагогов музыкальных школ «Методика преподавания игры на трубе».

Одной из важнейших работ Сергея Болотина является его «Энциклопедический биографический словарь музыкантов-исполнителей на духовых инструментах». Этот словарь стал справочником, не имеющим аналогов в музыковедческой литературе. Первое издание этой книги было издано в 1969 году. Над вторым изданием Болотин работал до конца своей жизни. Однако оно вышло из печати уже после смерти музыканта в 1994 году.

2) Идея, образ, содержание

Данное произведение является песней.

1к)Труден путь в горах, белый туман тает.

Ночь темна, но пастух дорогу знает.

2к)Где-то там, внизу, вторит поток грому,

И ведем мы овец тропинкой к дому.

3к)Тихо мы идем, молча стоят горы.

На востоке заря зардеет скоро.

  1. Анализ музыкально-выразительных средств.
  1. Произведение написано в куплетной трехчастной форме. Первый и третий куплеты построены на одном материале, состоят из двух предложений. При этом в 3 куплете изменено окончание. Во втором куплете сохранен ритм, но мелодия поднимается на терцию вверх. Куплет звучит ярко, контрастно.
  1. Тональный план

Основная тональность произведения g-moll , имеется отклонение в параллельную тональность B-dur (в среднем разделе произведения). На мой взгляд, тональность подобрана весьма удачно. Благодаря ей произведению придается лирический характер. А переход в параллельную тональность добавляет суровость и сдержанность .

Начинается произведение вверху и поступенно мелодия движется вниз, а затем обратно. Поступенное движение соответствует движению мысли. Мелодия напевная и выразительная, что еще больше сопутствует размышлению. Во втором куплете происходит переход мелодии на терцию вверх, отсюда и развитие динамики. Мелодия насыщается и приобретает яркий оттенок.

  1. Метр, ритм, темп.

В произведении используется трехдольный метр с выделением второй доли. При этом затактовая восьмая дает опору на первую долю. Постоянная одинаковая ритмика придает монотонность всему произведению. Путники, идущие в горах. Их путь медленен , шаг мерный.

«Путь в горах» написан в темпе Andante(умеренно, в ритме шага), размер 3/4 (он неизменный). В произведении использованы несложные ритмические рисунки:

* усложнением ритма является использование триолей;

*ровные длительности( четвертные, половинные).

Произведение не должно представить ритмической проблемы для исполнителей, за исключением триолей, которые необходимо точно просчитать.

Динамика данного произведения весьма разнообразна. Она четко следует за куплетом(фразами). В первом и третьем куплете динамика камерная, во втором же яркая(благодаря повышению тесситуры). Также свою роль играет аккомпанемент, который как бы подводит к увеличению или же уменьшению динамики. Начало проигрыша происходит на «р», затем крещендируется до «f» на момент вступления хора. К концу второго куплета динамика спадает и плавно подводит к началу третьего куплета, который в свою очередь тих и спокоен.

Композитор использует песенный склад изложения. Наблюдается плотная фактура. Сочинение двухголосное в сопровождении инструмента, который выполняет яркую звукоизобразительную роль, является основой произведения, т.к. в хоре нет развитого многоголосия. Гармоническая фактура в аккомпанементе является дополняющим элементом для хора. Но при этом в проигрыше и вступлении аккомпанемент выступает как самостоятельная единица. Тема, мелодия, исполняемая хором, выстроена таким образом, что слушатель эмоционально настраивается на нее.

  1. Вокально хоровой анализ

1)Это произведение написано для двухголосного женского хора.

2) Диапазон S: от g1 до f2

Диапазон А: от c1 до d2

Общий диапазон: от c1 до f2

Тесситура в основном удобная, т.к. совпадает с динамикой. Характер звука светлый и легкий, помпезный. Дыхание берется по фразам, что не вызывает дополнительных трудностей (фразы короткие по 4 такта).

4) Дирижерские трудности

В дирижерские трудности можно включить создание образа, четкий жест вступления и снятия, отображение выдержанного звука( для этого произведения характерна задержка на вторую долю), фразировки, динамических оттенков. Разумное сочетание работы аккомпанемента и хора.

Читайте также: