Текст песни ермак готовится к походу на сибирь
Обновлено: 12.11.2024
Как на Волге, да на Камышинке,
Казаки живут, люди вольные,
У казаков был атаманушка,
Ермаком звали Тимофеичем.
Не злата труба вострубила им,
Не она громко взговорила речь –
Взговорил Ермак Тимофеевич:
"Казаки, братцы, вы послушайте,
Да мне думушку попридумайте!
Как проходит уж лето теплое,
Наступает зима холодная,
Куда ж, братцы, мы зимовать пойдем?
Нам на Волге жить – все ворами слыть,
На Яик идти – переход велик,
На Казань идти – Грозен царь стоит,
Грозен царь Иван сын Васильевич.
Он на нас послал рать великую,
Рать великую – в сорок тысячей.
Так пойдем же мы – да возьмем Сибирь,
Покоримся мы царю белому,
Царю белому православному.
Мы снесем к нему свои головы,
Свои головы все повинные!"
Казаки, братцы, живут, люди вольные:
Все донские, гребенские со яицкими.
У казаков был, братцы, атаманушка,
Ермаком звали Тимофеевичем.
Не злата труба, братцы, вострубила им,
Не она звонка взговорила речь –
Взговорил речь Ермак Тимофеевич:
– "Ой вы, братцы, казаки, вы послушайте,
Да мне думушку попридумайте:
Как проходит у нас лето теплое,
Наступает, братцы, зима холодная.
Куда, братцы, мы зимовать пойдем?
Нам на Волге жить – все ворами слыть!
На Яик идти – переход велик!
На Казань идти – Грозен Царь стоит,
Грозен Царь стоит, все не милостивый.
Он послал на нас рать великую,
Рать великую – в сорок тысячей;
Так пойдем же, братцы, да возьмем Сибирь!"
В 1581–1582 годах, на закате эпохи правления Ивана Грозного, когда Московское царство было истощено внутренними кровавыми распрями и многолетними Ливонскими войнами, состоялся легендарный поход казачьего войска под предводительством Ермака. Проникновение русских в Сибирь началось уже в XI–XII веках, но на пути в богатый, неизведанный край все еще находилось Сибирское ханство.
Сибирские просторы, могучий Енисей, безбрежная тайга, величественные Уральские горы, племена вольных кочевников, предлагавших за ружья и порох ценную пушнину, – все поражало воображение донских казаков. Поэтому и Ермак выступает в песнях почти былинным героем.
В тексте песни мы видим гиперболическое сравнение через отрицательный прием (отрицательный параллелизм) – излюбленный прием былин: "Не злата труба вострубила им, Не она громко взговорила речь – Взговорил Ермак Тимофеевич. ".
Песня «Ермак готовится к походу на Сибирь» отражает события правления Ивана Грозного, который прогневался на Ермака и его казаков за разбои, которые те чинили на Волге. Купцы Строгановы приняли к себе на службу Ермака и послали его дружину против сибирских грабителей. Под начальством Ермака было 840 человек, несколько пушек, что очень помогло им, так как сибирские татары боялись пушек и ружей. По пути к столичному городу Сибири Искер, Ермак побил татар, но и его дружина была значительно уменьшена: некоторые были убиты, другие ранены, казаки стали говорить о возвращении домой, и тогда Ермак сказал им: «Нет, братья, наш путь только вперед. Мы долго жили худой славой, умрем же с доброю. Нас мало, но Бог даст победу, кому захочет!» Казаки его послушали и криками «С нами Бог!» напали на татар. Был страшный бой, погибло 107 казаков и до сих пор их поминают в сибирских церквах. Татары бежали, Ермак завладел Искером и после еще некоторых боев с татарами, завладел Сибирским царством.
В песне Ермак представлен истинным атаманом, за которым готовы пойти казаки, вера в царя и его правоту движет атаманом:
Покоримтесь мы царю белому,
Царю белому православному.
Мы снесем к нему свои головы,
Свои головы повинные!
Обратите внимание на эпитеты, которые встречаются в песне: злата труба, холодная зима, теплое лето, белый, православный царь. Наряду с постоянными эпитетами здесь присутствуют также и эпитеты конкретно-исторические: повинные головы, казаки - люди вольные. Многое роднит эту песню с былиной: отсутствие рифмы, так как рассчитано на напевное исполнение, повторы:
На Яик идти – переход велик,
На Казань идти – Грозен царь стоит,
Грозен царь Иван сын Васильевич.
Он на нас послал рать великую,
Рать великую – в сорок тысячей…
Читайте также: