Слово о полку игореве жанр песня

Обновлено: 23.11.2024

Слово – это устный жанр, предполагающий воспроизведение перед слушателями и носящий дидактический (поучительный) характер. "Слово о полку Игореве" представляет собой речь, которая произносилась в присутствии князя и его приближенных.

Повесть – эпический жанр, в основе которого – повествование о героях и событиях. Воинская повесть – распространенный жанр древнерусской литературы, светская историческая повесть, посвященная изображению воинских подвигов, описывающая битвы, воинский быт.

Произведение можно назвать песнью, потому что свой художественный метод автор сопоставляет с методом старинного певца Бояна, сопровождавшего пение игрой на гуслях. «Слово» также могло петься или произноситься нараспев, о чем говорит его ритмичность и мелодичность.

Итак, жанр «Слова» – лиро-эпический жанр, напоминающий эпическую поэму. Во-первых, в нем присутствует эпическое, героическое начало, характерное для речи, воинской повести. Во-вторых – лирическое начало, характерное для песни и реализующееся в ритмическом построении произведения на уровне фразы и композиции, в его своеобразной музыкальности, в особой эмоциональности ряда эпизодов «Слова» – отступлений от основного сюжета: сна Святослава, «золотого слова» Святослава, обращения к князьям, плача Ярославны.

Сюжет и композиция «Слова»

1. Вступление. Обращение к древнему певцу Бояну

«Слово» открывается вступлением (зачином) – обращением автора к древнему певцу Бояну. Автор относится к Бояну уважительно – как к великому певцу прошлого, - но подчеркивает отличие своей повествовательной манеры от стиля древнего сказителя. «Старым словам» Бояна противопоставлена необходимость следовать «былинам нашего времени». Поэтический слог вещего (наделенного даром предвидения) Бояна, певшего князьям славу, был слишком витиеватым и высокопарным. «Соловей старого времени», «внук Велеса» (русского языческого бога скота, а также покровителя поэзии, музыки) «растекался мыслию по древу, серым волком по земле, сизым орлом под облаками» (сегодня выражение "растекаться мыслию по древу" стало фразеологизмом, означающим "излишне подробно говорить о чем-то"). Новая повествовательная манера автора «Слова» связана с его желанием правдиво сообщить о действительных, современных ему событиях.

2. Поход Игоря на половцев

В основе сюжета «Слова» лежит историческое событие – неудачный поход князя Игоря Святославича Новгород-Северского на половцев в 1185 году. С небольшими силами, не сговорившись с киевским князем Святославом, своим двоюродным братом, Игорь отправился в поход, чтобы вернуть земли у Керченского пролива (на Черном море), захваченные половцами, - город Тмуторокань (ныне Тамань).

В походе войско встретило затмение солнца, считавшееся недобрым предзнаменованием. Однако честолюбивый Игорь, охваченный желанием одержать славную победу, "шлемом испить из Дона", не обратил внимания на дурной знак и продолжил поход: «Страсть князю ум охватила, и желание отведать Дон великий заслонило ему предзнаменование».

Отряд Игоря соединился с отрядом его брата Всеволода – отважного курского князя, охарактеризованного как «буй тур», «ярый тур» (буйный, ярый бык). В походе участвовало и младшее поколение – сын Игоря Владимир и племянник Игоря и Всеволода Святослав. «Четырьмя солнцами» называет князей автор.

С одной стороны Игорь, а с другой – половцы под предводительством ханов Гзака и Кончака приближаются к Дону. «О Русская земля! Уже ты за холмом!» – восклицает автор. Перед битвой нагнетается атмосфера тревоги, опасности. Природа одушевлена, и на половецкой земле она сочувствует половцам: «беду… подстерегают птицы», «волки грозу накликают», орлы сзывают зверей на кости, лисицы лают на «червлёные» (красные) щиты русских.

Первый день битвы оказывается для Игоря удачным: русичи захватывают половецких девушек, золото и ткани, повергают к ногам «дорогие наряды половецкие». На другой день приходит подкрепление половцев и окружает русские полки. Бесстрашно бьется брат Игоря «ярый тур» Всеволод, ради битвы забывший и «золотой» престол, и «своей милой жены, прекрасной Глебовны, свычаи и обычаи».

Далее видим отступление о князе-крамольнике Олеге Святославиче, прозванном Гориславичем (от слова «горе»). Олег вел братоубийственные войны и тем самым навлек на Русь своих союзников половцев. Автор показывает, к каким печальным последствиям привели «Даждьбожьих внуков» (русских; Даждьбог – русский языческий бог солнечного света и плодородия) княжеские междоусобицы: «погибало достояние Даждьбожьего внука, в княжеских крамолах (раздорах, смуте) сокращались жизни людские». «Горем взошли… по Русской земле» раздоры князей, они же сделали Русь уязвимой для набегов половцев:

"Борьба князей против поганых прекратилась, ибо сказал брат брату: «Это мое, и то мое же». И стали князья про малое «это великое» говорить и сами на себя крамолу ковать. А поганые со всех сторон приходили с победами на землю Русскую".

Автор возвращается к основному сюжету. «Бились день, бились другой; на третий день… пали стяги Игоревы». Битва окончилась полным поражением русских: «сватов напоили, а сами полегли за землю Русскую», «Игорева храброго войска не воскресить!» Русская природа сочувствует Игореву войску: «Никнет трава от жалости, а дерево с горем к земле приклонилось». Показан плач русских жен. «Тоска разлилась по Русской земле», – говорит автор. Он снова повторяет свою мысль о том, что князья «раздором пробудили коварство врагов». Сам князь Игорь взят в плен половцами: «пересел из седла золотого в седло рабское».

Читайте также: