Поэт романтического направления автор слов песни бригантина

Обновлено: 19.09.2024

Бригантина поднимает паруса.




Имя Павла Когана в то время не было известно широкому кругу людей. И только в литературном институте им. Горького хорошо помнили этого угловатого, сухощавого юношу, который в моменты споров преображался до неузнаваемости — энергия так и била из него. И попасться на острый язычок Павла многие начинающие литераторы мечтали меньше всего. Ибо он так хорошо владел словом, находил такие сравнения, что коллега тут же понимал, что явно сморозил что-то не то… Павел родился 4 июля 1918 года в Киеве, но уже через четыре года его семья уехала из столицы Украины в Москву, где и прошли его детские и юношеские годы. Это была эпоха великого подъема и энтузиазма, эпоха борьбы за скорейшее превращение разрушенной войной страны в цветущую державу. И юноша «с горящими глазами» хотел увидеть, как поднимается страна, как люди, не жалея сил, поднимают колхозы, великие стройки, осваивают тайгу. Еще во время учебы в школе он дважды отправлялся пешком по России, шел от деревни к городу, от села к хутору, подмечая то, мимо чего многие пройдут, не обращая внимания.

Он рано начал писать стихи, и первые его поэтические творения, в чем-то подражательские, наполнены романтикой будней, стремлением к всеобщей справедливости, к братству людей, объединенных великой идеей. Чуть позже в его строчках будут все явственнее читаться другие мотивы: радость юношеского познания жизни, горечь первой неразделенной любви, поиск своего места в жизни. Но что больше всего поражало в нем современников — умение минимальным числом слов выразить всеобщие ощущения. Писал емко, образно. Вот скажем строки-размышления над будущим: «Разрыв-травой, травою-повиликой Мы прорастем по горькой, по великой, По нашей кровью политой земле…».
А еще в его стихах неизменно присутствуют пророческие нотки, ощущение надвигающейся беды, смертельной схватки с теми, кому коллективизация и индустриализация 1/6 земного шара становится костью в горле. Я слушаю далекий грохот. Подпочвенный, неясный гуд, Там подымается эпоха, И я патроны берегу. Я крепко берегу их к бою. Так дай мне мужество в боях, Ведь если бой, то я с тобою, Эпоха громная моя. Опору и поддержку молодой поэт стремится найти в героических страницах российской истории, не зря он очень внимательно изучает биографию блестящего драгуна и поэта Дениса Давыдова, часто соизмеряя свою готовность к подвигу с судьбой человека, который в горькие минуты, отложив лиру, взялся за избавление родины от захватчиков. Потом его кумиром становится Николай Щорс, строки из наброска поэмы которому приведены выше… И все-таки, несмотря на чувство будущей опасности Павлу хочется жить по юношески задорно, мечтать, наполнить паруса романтикой. Так и появляются знаменитые строки: Надоело говорить и спорить, И любить усталые глаза… В флибустьерском дальнем синем море Бригантина поднимает паруса…

Когда первый раз слышишь эти строки, кажется, что их написал человек, умудренный опытом, подводящий итог своей жизни. И это ощущение рождает строка «И любить усталые глаза». Ну, как могут устать глаза в пору безмятежной юности? Однако факт остается фактом — когда эти строки появились в тетрадке, Павлу только-только исполнилось 19 лет. Но еще более удивительно, что эти стихи переложил на музыку Георгий Лепский, товарищ Когана, которому было и вовсе 18 лет. Это была первая песня Лепского, в будущем признанного барда… Коган торопился жить. В мае 1941 года он отправляется в составе геологической экспедиции в Армению. Там его и застает 22 июня 1941 года. Павел срочно возвращается в Москву, но из-за слабого здоровья его отказываются призвать в армию. Тогда он оканчивает курсы переводчиков, «подтягивая» немецкий язык, и добивается того, чтобы его отправили на фронт.


А теперь самое удивительное в этой истории. Павел Коган за время своей короткой жизни не увидел в печати ни одного стихотворения, подписанного его именем. Они появились уже гораздо позже, сразу после войны, когда начали «подсчитывать потери» и решили включить стихи Павла во многие сборники. И это при том, что песня «Бригантина» уже тогда была очень популярной. Но считалась «народной»…

Завершить же свой рассказ о вечно 24-летнем Павле Когане хочется его бессмертной «Бригантиной».


24 сентября 1942 года, 76 лет назад, боевые товарищи простились с Павлом Коганом, лейтенантом разведгруппы, который погиб накануне на сопке Сахарная под Новороссийском. Его группа, проводя разведку, внезапно наткнулась на крупную группу гитлеровцев. Павел успел крикнуть товарищам, чтобы отходили, а сам взялся их прикрывать. Они отошли, а выстрелы его пистолета вскоре затихли…

Автор: Юрий Москаленко

Известность к поэту Павлу Когану пришла весьма поздно. И в то время, пока он был жив, и после его гибели в 1942-м на фронте, о нем знали лишь немногие. Только в конце 50-х имя Когана стало упоминаться в ряду известных авторов начала XX века.

Он много раз пробовал публиковаться, его стихотворения цитировали наизусть московские студенты, но в печати поэт их не увидел. Возможно, он так и остался бы безызвестным автором, если бы не стихотворение «Бригантина», которое сам Коган воспринимал как шутку, «игрушку» среди серьезных романтических стихов.

«Бригантину» он написал совместно с другом — поэтом и композитором Георгием Лепским в страшный 1937 год. Песню полюбили. Как и прежние произведения Павла Давыдовича, она была популярна среди молодых слушателей и читателей, однако после короткой вспышки славы «Бригантину» совсем забыли. Философ и литератор Борис Рогинский причиной тому видит связь песни с эпохой, в которой она была создана.


Слова «надоело говорить и спорить. » напоминают о кухонных разговорах, во время которых поколение, ставшее взрослыми в 30-х, пыталось разобраться в событиях Большого террора, а мечты о «флибустьерском дальнем синем море» — о романтике того же времени, воспетой в фильмах и романах о путешественниках, исследователях и покорителях новых земель. Но есть в тексте песни и более глубокий подтекст — грусть по уходящей мечте, ведь «капитан, обветренный, как скалы», все же не дождался лирических героев, и теперь корабль является им лишь в мечтах («только чуточку прищурь глаза»). Людям, выросшим на рассказах об Октябрьской революции, но вынужденным жить в условиях сталинского террора, этой самой «бригантиной» могли казаться идеи народного подъема. В итоге композиция, сразу же после своего появления воспринимавшаяся как хорошо знакомая (поэт Давид Самойлов вспоминал, что на фронте «Бригантину» пел старшина, «человек из алтайской деревни», утверждавший, что это старинная песня), к концу войны была почти забыта.


Песня приобрела известность на заре бардовского движения, в её честь были названы некоторые клубы самодеятельной песни, а сама она стала символом романтического направления в авторской песне.

Песня стала популярной ещё до войны, однако в дальнейшем была практически забыта и вернулась только в конце 1950-х — начале 1960-х.


Георгий Соломонович Лепский (23 августа 1919, Барнаул — 23 февраля 2002, Москва) — советский и российский художник, поэт, бард и педагог, известный прежде всего авторством музыки песни «Бригантина».
Георгий Лепский родился 23 августа 1919 года в Барнауле. После переезда семьи в Москву познакомился с Павлом Коганом и рядом других молодых литераторов. В 1937 г. совместно с Коганом сочинил свою первую песню — «Бригантина». В последующие несколько лет написал ещё несколько песен на стихи Когана, а также Сергея Наровчатова и Евгения Аграновича, Давида Самойлова. Впоследствии появились песни и на собственные стихи.

В 1939 г. поступил в Московский государственный педагогический институт им. А. С. Бубнова, но с первого курса был мобилизован в армию. Великую Отечественную войну встретил солдатом срочной службы. Воевал.


После демобилизации в 1946 г. снова поступил в МГПИ и дважды его окончил (в 1950 г. — художественно-графический факультет и в 1972 г.). Работал в школе учителем рисования. Преподавал изобразительное искусство в МГПИ на факультете начальных классов, являлся научным сотрудником Института художественного воспитания.

Руководил самодеятельностью. До конца жизни продолжал писать песни — более двухсот. Был организатором и руководителем детских туристских походов и путешествий по Карелии, Белоруссии, Подмосковью.


Читайте также: