Песня там нет меня автор слов и музыки

Обновлено: 23.11.2024

Игорь Корнелюк – именитый композитор, популярный певец, в конце 80-х – начале 90-х он запомнился публике своим нестандартным образом и легкими эстрадными хитами «Подожди-Дожди», «Билет на балет» и др. Сам музыкант в одном из интервью замечал, что ввиду известной тенденции «вешать ярлыки» и ассоциировать исполнителя с определенным образом и репертуаром, за ним на какое-то время закрепилось амплуа «несерьёзного композитора», автора запоминающихся и долгоживущих, но «легких» песенок. Однако не менее известна и другая ипостась творческой деятельности композитора Корнелюка, где автор и исполнитель раскрывается совсем иначе, и связана она с работой в кино. Корнелюк – член союза кинематографистов России, он написал саунд-треки к нескольким десяткам картин. Как кино-композитор он проявил себя преимущественно в фильмах криминальной и детективно-мистической тематики. В 2010 году музыкант выпустил альбом-сборник, куда вошли песни, написанные им для кино. Среди его были произведения «большого кино» и телевизионные сериалы. Песням из сериалов, написанных Корнелюком и во многих случаях им же и исполненных, я решил посвятить сегодняшний материал.

Фрагмент обложки альбома "Песни из фильмов" (2010) Фрагмент обложки альбома "Песни из фильмов" (2010)

При попытке вспомнить песни, впервые прозвучавшие в сериалах и ставшие суперхитами, давно зажившими своей жизнью в отрыве от первоисточника одной из первых на ум придет песня «Город, которого нет». Она была написана для фильма «Бандитский Петербург» и во многом раскрыла зрителю «другого Корнелюка». Прозвучав в сериале, где действие происходит в реалиях города на Неве, песня стала прочно ассоциироваться с Санкт-Петербургом. Хотя авторы песни не подразумевали какой-то конкретный населенный пункт, в основе текста лежит абстрактный образ. Стихи для этого песенного произведения написала ленинградка по происхождению Регина Клементьевна Лисиц

Постоянный соавтор Корнелюка - поэтесса Регина Лисиц.

Пианистка, театральный режиссер, поэтесса, давняя подруга Игоря Корнелюка и автор текстов большинства его песен. Ею написаны тексты упомянутых выше популярных хитов, прославивших исполнителя. Песни, рассмотренные в сегодняшней статье, также результат совместного творчества авторского тандема Корнелюк-Лисиц.

Игорь Корнелюк и Регина Лисиц Игорь Корнелюк и Регина Лисиц

Регина Лисиц – многократный лауреат «Песни года». Популярные хиты на её стихи, написанные как Корнелюком так и другими композиторами вошли в репертуар Любови Успенской, Михаила Боярского, Анне Вески, Андрея Косминского, кабаре-дуэта «Академия» (А. Цекало и Л. Милявская) и других артистов.

История песни «Город которого нет»

Саунд-трек к сериалу «Бандитский Петербург» не был дебютом Корнелюка в качестве автора музыки и песен для кино. У него уже имелся некоторый опыт в этой сфере. Композитор вспоминал, что ещё в 1982 году, будучи студентом консерватории, он писал музыку для научно-популярного фильма. В 1980-х – 90-х работал над несколькими картинами. Однако, именно фильм «Бандитский Петербург» сам Корнелюк называет своим первым и главным масштабным полноценным опытом написания песен для кино.

Криминальная сага «Бандитский Петербург» выходила на экраны с 2000-го года. Литературной основой для неё послужила серия произведений, написанных в 90-х писателем и публицистом Андреем Константиновым. В качестве режиссера над фильмом работал Владимир Бортко, за которым в отечественном кино закрепилась слава мастера качественного сериала. Инструментальные темы и песни композитора Игоря Корнелюка стали сопровождением ко многим его режиссерским работам, сериалам и полнометражным фильмам. Сотрудничество режиссера и композитора началось как раз с «Бандитского Петербурга». По словам Корнелюка, именно Бортко принадлежала идея пригласить его в качестве автора музыки. В некоторых материалах есть сведения, что члены творческой группы и продюсеры были против такого решения, но Бортко настоял и не прогадал.

Почему выбор режиссера пал именно на него? Корнелюк так рассказывал об этом в интервью:

«По его (Владимира Бортко) словам, долго не мог понять, кто же будет писать музыку. И получилось так, что он ехал в машине, когда по радио передавали какую-то мою песню. И он подумал: «А приглашу-ка я его».

Приглашение композитору поступило уже в процессе подготовки фильма, когда некоторая часть материала была отснята. Песня «Город, которого нет» впервые прозвучала во второй части фильма в серии «Адвокат».

Прочитав сценарий и получив установку режиссера, Игорь Евгеньевич сразу уловил настроение будущей песни, «эмоциональный эффект, который она должна произвести», - как выразился сам композитор. Вот только нужная мелодия долго не приходила, на написание песни ушло почти два месяца. Уже на готовую музыку Регина Лисиц написала текст. Режиссера песня устроила, но вот самому Корнелюку в какой-то момент она показалась слишком философской и сложной для широкой аудитории.

«Там для меня горит очаг, как вечный знак забытых истин. Мне до него последний шаг и этот шаг -длиннее жизни»,

- композитор посчитал, что такие мудреные строки не будут восприняты массовым зрителем.

«Региш, все-таки мы делаем картину с названием «Бандитский Петербург», и ее будут смотреть миллионы, а у нас тут какие-то совсем уж философские категории. Как-то слишком витиевато, тебе не кажется?

- сказал композитор своему соавтору в телефонном разговоре.

Поэтесса с ним согласилась и переписала текст. Новая версия, где вместо «экзистенциальных категорий» в припеве звучали слова о любви, самому Корнелюку понравилась больше. Бортко её одобрил и забрал этот вариант для фильма. Однако вторая, более простая версия, как выразился режиссер «не легла в кадр». Отсмотрев материал, Корнелюк понял, что в сочетании с картинкой песня в новой версии производит «комический эффект». Было решено вернуть первоначальную версию. Корнелюк, не удовлетворенный своим исполнением, переписал вокал, и в этом виде композиция вошла в фильм.

По словам композитора, работая над песней, он не пытался создать хит, а писал точную музыку для кино.

«Эта песня никому нафиг нужна не будет, но в кино она, по-моему, будет то, что надо», -

с такими словами Корнелюк отдавал готовое творение режиссеру. Музыкант явно недооценил своё творение, на что указал и автор первоисточника, писатель Андрей Константинов, рассказывая в интервью Авто-радио о фильме «Бандитский Петербург». Для этого фильма Корнелюком было написано несколько композиций, но именно «Город», в хитовый потенциал которого автор не верил, запомнился и полюбился слушателям больше других. Песня не просто отлично «легла в кадр», создала атмосферу и вписалась в контекст телевизионной саги, по мнению некоторых зрителей и экспертов она «сделала фильм».

«Благодаря песне «Город, которого нет» из обычной бандитской стрелялки получилась мелодрама, фильм о любви. Тут настолько гармонично сочетаются мелодия и стихи. Это, наверное, лучшее, что написал Корнелюк в плане песни. Это стопроцентное попадание в жанр», -

так о песне из сериала «Бандитский Петербург» высказался известный режиссер видеоклипов и кино Александр Игудин.

После того как песня прозвучала в сериале, зрители и слушатели буквально закидали композитора восторженными письмами. Произведение ушло в народ, песню знают и поют даже те, кто не смотрел сериал. По сей день она остается одним из самых популярных номеров караоке, в сети можно найти огромное количество «народных каверов». Звучит эта песня и с телеэкрана в исполнении разных артистов. Совсем недавно, в рамках проекта «Три аккорда» трогательную женскую версию этого произведения представила поющая актриса Аглая Шиловская, ставшая победительницей сезона.

Ранее в той же передаче её исполнял Дмитрий Певцов.

В финале одного из сезонов шоу перевоплощений «Один в один» на втором канале в образе Игоря Корнелюка с этой песней выступил член жюри проекта Юрий Стоянов. Номер он посвятил памяти своего друга и коллеги, петербургского юмориста и актера Ильи Олейникова.

В 2003 году музыка из популярного сериала стала музыкальным сопровождением для одного из номеров известного фигуриста, на тот момент ещё будущего Олимпийского чемпиона, Евгения Плющенко.

Песни И. Корнелюка и Р. Лисиц в других отечественных сериалах

Ниже предлагаю вспомнить ещё несколько песен авторского тандема, написанных для многосерийных фильмов нулевых - начала десятых годов.

«Письмо»

Следом за «Бандитским Петербургом» на российские экраны вышли несколько прямо или косвенно связанных с ним фильмов. К таким произведениям в современную эпоху применяется термин «спин-офф». Одним из них считают сериал «Русский перевод», основанный на романе А. Константинова «Журналист». Композитором этого фильма также выступил Корнелюк. Песня на стихи Регины Лисиц под названием «Письмо» разительно отличается по своему облику и от других работ автора. Если не знать, то и не подумаешь, что это Корнелюк. Речитативный куплет демонстрирует близость к хип-хопу, в мелодичном, атмосферном припеве звучит женский вокал. Песня трогает. Исполнили её Павел Остроумов и Нина Веденина.

«Следующий - ты» и «На краю небес»

В 2009-2010 годах песни с музыкой и в исполнении Игоря Корнелюка на стихи Регины Лисиц звучат в двух телевизионных сериалах производства продюсерской компании «ГЕРАПЛАТ». Одним из её учредителей является писатель, режиссер, телевизионный деятель Дмитрий Герасимов. «Сорок третий номер» и «Если небо молчит» основаны на одноименных литературных произведениях, вышедших из под его пера.

Актеры Анна Снаткина и Анатолий Белый на постере сериала "Сорок третий номер". Актеры Анна Снаткина и Анатолий Белый на постере сериала "Сорок третий номер".

Фильм «Если небо молчит» Герасимов сам снял как режиссер, а Рауф Кубаев фигурирует в качестве сценариста. В саунд-трек картины вошла композиция «На краю небес».

Твоя звезда

Четырехсерийный военный фильм «Честь имею» режиссера Виктора Бутурлина вышел в 2004 году. Мини-сериал украсила лирическая музыка Игоря Корнелюка. Песня с философским посылом под названием «Твоя звезда» прозвучала в исполнении Эрика Яралова.

Эпилог

Посвятив основную часть песенным композициям, созданным для многосерийных телевизионных фильмов, в завершении публикации стоит упомянуть о некоторых других работах Корнелюка как кино-композитора. Например, для художественного фильма «Правосудие волков» авторский тандем Корнелюка и Лисиц написал сразу 4 композиции, в итоговую версию киноленты вошли не все. Близкая к шансону «приблатненная» песня «Мне бы рюмочку» предназначалась для персонажа, сыгранного Антоном Макарским. Он же должен был исполнить песню «Держите вора».

В финальной части фильма голосом Евгения Южина прозвучала композиция под названием «Чудесная страна».

Режиссер Владимир Бортко, с которым связан творческий взлет Корнелюка как автора музыки для фильмов ,прославился успешными экранизациями классики. В 2008 на экраны вышел его фильм по мотивам повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба». Главную роль в нём сыграл украинский актер Богдан Ступка, автором саунд-трека вновь стал Игорь Корнелюк. Прозвучавшая в этом фильме песня «Разлученные сердца» выбивается из общего ряда рассмотренных ранее. Она написана на стихи Войцеха Сарамовича и исполняется на польском языке актрисой Магдаленой Мильцаж.

Благодаря Владимиру Бортко достойные кинематографические воплощения получили шедевры русской литературы «Идиот» Ф. М. Достоевского и «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова. Произведения великие, непростые, и музыка для их экранизации нужна не абы какая. Написать её режиссер доверил проверенному автору Игорю Корнелюку. В обоих сериалах звучат только инструментальные темы, песен для них написано не было, поэтому в основную часть статьи эти фильмы не попали, но и обойти их стороной было бы не правильно. Называя «Мастера и Маргариту» Бортко одним из лучших отечественных сериалов, многие зрители обратили внимание на саунд-трек, органично дополняющий атмосферу фильма. Некоторые треки из фильма до сих пор фигурируют в числе самых прослушиваемых творений композитора на стриминговых сервисах.

К сериалам многие зрители относятся скептически и не воспринимают всерьёз. Однако, сериал сериалу – рознь, и, судя по отзывам зрителей, среди фильмов, над которыми работал Корнелюк, есть очень достойные.

Игорь Корнелюк – многогранный автор, органично работающий в разных музыкальных направлениях, создающий душевую и «цепляющую» музыку, что и демонстрируют представленные образцы.

Материал рассчитан на широкую аудиторию, основывается на данных открытых источников и отзывах зрителей и слушателей, не претендует на полноту и истину в последней инстанции.

Читайте также: