Малер жалобная песня текст

Обновлено: 19.09.2024

Состав исполнителей: сопрано, альт, тенор, смешанный хор, оркестр.

История создания

Густав Малер / Gustav Mahler

Сразу по окончании Венской консерватории в 1878 году восемнадцатилетний Малер, уже пробовавший свои силы в различных жанрах, вдохновился новым замыслом. Находясь под сильным влиянием романтизма (его любимые писатели — Гёте, Шиллер, Гёльдерлин, Э. Т. А. Гофман, а особенно — Жан-Поль, который надолго стал властителем дум молодого музыканта), Малер ищет темы и сюжеты своих будущих произведений в романтическом ключе. Задуманная в том же 1878 году «Жалобная песнь» вдохновлена романтической легендой о том, как флейта, сделанная из кости рыцаря, злодейски убитого собственным братом, зазвучала в руках музыканта и изобличила убийцу. Сюжет этот широко известен в фольклоре разных народов.

Малер сам сочинил стихотворный текст, проявив при этом незаурядный поэтический дар. В основу его легли две популярные в странах немецкого языка сказки — «Жалобная песня» Л. Бехштейна и «Поющая косточка» братьев Гримм. Партитура была закончена в 1880 году. В этом первоначальном варианте трехчастное вокально-симфоническое произведение называлось «"Жалобная песня". Сказка в трех частях Густава Малера». Каждая часть имела название. Первая — «Лесная сказка», вторая — «Бродячий музыкант», третья — «Свадьба».

На «Жалобную песню» композитор возлагал большие надежды и представил ее на бетховенский конкурс. Он рассчитывал, что, получив премию в 600 гульденов, сможет на некоторое время избавиться от угнетающих поисков заработка и отдаться творчеству. Но жюри, в состав которого входили крупные музыканты, в том числе выдающийся композитор Брамс, несколькими годами ранее горячо поддержавший Дворжака, отклонило сочинение Малера. Приверженец классических традиций в искусстве, Брамс не воспринял новаторской музыки, представленной на его суд. «То, что было. начиная с «Жалобной песни», уже настолько «малеровское», так резко и полно отмечено печатью моей манеры, что связь со слушателями пропала, — с горечью говорил композитор десять лет спустя. — Люди еще не приняли моей музыки».

Позднее композитор не раз возвращался к своему первому значительному сочинению, пытаясь приспособить его к возможностям исполнителей: в 1888 году он снял первую часть, в 90-е годы в Гамбурге вычеркнул партию второго оркестра (за сценой), но в 1898 году восстановил ее. Одна из современниц в воспоминаниях о Малере пишет, что композитор говорил ей о «Жалобной песне»: «В ней мне нужно изменить целый кусок, то есть восстановить прежнюю редакцию: к сожалению, я ее утратил, придав в Гамбурге новую форму тому отрывку, где я применяю два оркестра, один из которых играет вдали, за сценой. Я знал, что эти господа никогда ничего подобного исполнять не станут. Чтобы сделать исполнение возможным, я вычеркнул второй оркестр и передал его партию первому. Теперь, когда это место снова попалось мне на глаза, я тотчас увидел, что сильно испортил сочинение. Поэтому я снова должен привести его в прежний вид, смогут они его исполнять или не смогут!» Вместе с тем, уже в зрелые свои годы, после создания трех симфоний, композитор писал: «Мое первое произведение, в котором я нашел себя как «Малера» — сказка для хора, солистов и оркестра «Жалобная песня». Это сочинение я обозначаю опусом первым».

Первое исполнение «Жалобной песни» состоялось в Вене 17 февраля 1901 года под управлением автора. В изданной партитуре названия частей не обозначены.

Музыка

В «Жалобной песне» черты стиля будущего композитора-симфониста сочетаются с заметными влияниями музыки горячо любимых им Брукнера и Вагнера. Произведение отличает жанровая определенность использованных тем: маршевых, песенных, торжественно-хоральных, фанфарных.

1-я часть начинается долгим тремоло засурдиненных скрипок, на фоне которого затем вступают тихие мотивы отдельных солирующих деревянных инструментов — прием, предвосхищающий картину природы в начале Первой симфонии. Звучность то и дело меняется от форте-фортиссимо до пиано, создавая психологическое напряжение. У разных инструментов появляются и исчезают простые, похожие на песенные, мелодии. После длительного оркестрового вступления альт соло начинает свой зловещий рассказ: «Под ивой в тенистом лесу, где галки и вороны вьются, лежит белокурый витязь, укрытый зеленой листвой. » Поочередное пение солистов перемежается возгласами «О горе, горе!», возвращающимися рефреном после каждой строфы. Основную роль играет оркестр. Вступает хор, словно шелест леса, нашептывающего что-то странствующему музыканту, но его реплики кратки. Основное действие рисуется оркестровыми красками. Часть заканчивается теми же горестными возгласами: «О горе, увы». 2-я часть открывается яркими праздничными звучаниями. Взвиваются пассажи скрипок и деревянных духовых, торжественны фанфары медных, заливаются трелями флейты. Господствуют маршевые ритмы. В полнозвучии хора начинается рассказ о пышной свадьбе («Сияет замок вверху скалы, гремят литавры и трубы. Отважная свита вокруг господина, и дамы в златых ожерельях. Как светлы, и звонки, и радостны звуки, как ярко убранства сиянье! О радость, егей, о радость!»). Из-за сцены раздаются звуки второго оркестра. Хор славит новобрачных. После генеральной паузы резко меняется настроение, Начинается раздел, вызывающий в памяти музыку 1-й части — рассказ о преступлении короля. Наступает трагическая развязка. Все теми же словами — «О горе, увы, о горе!», тихими истаивающими звучаниями заканчивается произведение.

Читайте также: