Это стихотворение стало словами песни написал его м исаковский в 1945 г
Обновлено: 22.11.2024
Цели урока: познакомить учащихся с песнями военных лет, с героическими страницами русской поэзии на примере творчества М.Исаковского, Б.Окуджавы, Л.Ошанина, А.Фатьянова; рассказать о значении поэзии в годы Великой Отечественной войны; показать, что высокие патриотические чувства в поэзии этого времени соединялись с глубоко личными переживаниями; помочь почувствовать пафос поэзии военных лет; развивать навыки выразительного чтения.
Задачи урока:
1. Воспитательная. На примерах песен о ВОВ показать роль музыки в истории нашей страны, силой слова и музыки воздействовать на души детей, воспитывать патриотическое чувство, уважение к прошлому своего народа.
2. Образовательная. Ознакомить учащихся с творчеством поэтов композиторов военных лет.
3. Развивающая. Развивать творческое, ассоциативное мышление и воображение учащихся посредством слушания музыкальных произведений, устного рисования, анализа и интерпретации поэтического текста.
Тип урока: урок изучения нового материала
Форма: урок – творческая лаборатория
Формы познавательной деятельности учащихся : фронтальная, индивидуальная.
Оборудование: компьютер, экран, тексты песен
Эпиграф к уроку
Кто сказал, что надо бросить
После боя сердце просит
I. Оргмомент.
II. Вступительное слово учителя.
22 июня 1941… Пройдут десятилетия и века, но человечество всегда будет помнить эту горькую дату начала самой страшной из войн. Она унесла 20 миллионов жизней советских людей. 1710 наших городов полностью разрушены. В народной памяти, в литературе, музыке остались запечатлёнными 1418 военных дней и ночей.
- Какие ассоциации вызывает у вас слово «война»? (Слайд 2)
(Страшное, жестокое время. Время тяжелейших испытаний, неимоверного напряжения всех сил народа, сражающегося против беспощадного врага)
Поэзия и песня были самым оперативным, самым популярным жанром военных лет. Именно поэзия выразила потребность людей в правде, песни вдохновляли на победу.
III. Введение новой темы. Поэзия подвига. Стихи и песни о Великой Отечественной войне в творчестве М.Исаковского, Б.Окуджавы, Л. Ошанина, А. Фатьянова.
Молодые поэты ушли на войну, многие из них не вернулись. Остались талантливые стихи, обещания яркой творческой жизни, которая оборвалась на фронте.
Уже на третий день войны была создана песня ставшая символом единства народа в борьбе с врагом - «Священная война» на стихи Василия Лебедева-Кумача (видеоролик песни).
IV . Фронтальная беседа.
- Как вы понимаете значение словосочетаний: «священная война» и «благородная ярость». - Какое художественное средство выразительности лежит в основе создания этих образов?
- Какова тема песни? (Призыв встать всем на защиту своей страны).
- До песен ли в такое время?
(Оказалось, что поэзия, песня были необходимы в годы войны. С песней солдаты поднимались в свой последний бой. Пели в окопах, когда наступала маленькая передышка между боями, вспоминая дом, родных. Песня была верным другом солдата).
- Война и песня… Что может быть общего между ними? (песня поддерживала, вдохновляла, помогала пережить тяготы войны, поднимала в бой).
- Песни военных лет… Сколько их, прекрасных и незабываемых. И есть в них всё: и горечь отступления в первые месяцы войны и радость возвращения к своим, картины жизни солдат, рассказы о боевых подвигах моряков и пехотинцев, лётчиков и танкистов. Самое удивительное, что большинство песен военных лет – это песни о любви.
Особое место в поэзии военных лет принадлежит Михаилу Васильевичу Исаковскому. Имя этого поэта достаточно известно среди любителей поэзии (Слайд 3).
Многие стихотворения Исаковского положены на музыку. Наиболее известны «Катюша» и «Враги сожгли родную хату» (музыка М. И. Блантера), «В лесу прифронтовом», «Летят перелётные птицы», «Одинокая гармонь» и другие.
Композитором М. Блантером и поэтом М. Исаковским написано много прекрасных песен, но, пожалуй, ни одна из них не согревала так солдатские сердца в тяжёлую военную пору, ни одна из них в мирные дни не сделала так много для дружбы, взаимопонимания людей на нашей планете, как эта простодушная, улыбчивая, милая «Катюша» (видеоролик песни).
Расцветали яблони и груши,
Поплыли туманы над рекой.
Выходила на берег Катюша,
На высокий берег на крутой.
Выходила, песню заводила
Про степного сизого орла,
Про того, которого любила,
Про того, чьи письма берегла.
Ой ты, песня, песенка девичья,
Ты лети за ясным солнцем вслед:
И бойцу на дальнем пограничье
От Катюши передай привет.
Пусть он вспомнит девушку простую,
Пусть услышит, как она поет,
Пусть он землю бережет родную,
А любовь Катюша сбережет.
Расцветали яблони и груши,
Поплыли туманы над рекой.
Выходила на берег Катюша,
На высокий берег на крутой.
Когда началась Великая Отечественная война, «Катюша» встала в боевой строй.
Ласковым песенным именем называли советские солдаты в суровую военную годину грозное оружие. Складывались всё новые и новые вариантов песни, в них рассказывалось о Катюше-партизанке, Катюше-бойце («С автоматом девушка простая»), Катюше - медицинской сестре («Раны Катя перевяжет»). С «Катюшей» связывали свои мечты о доме, о любимых. В Италии песня стала боевым гимном бойцов Сопротивления, в Болгарии – партизанским паролем .
– Каким настроением проникнута песня? (оптимистическим настроением, несмотря на происходящие события, в этом заключается её новаторство).
- Что её сближает с народной песней? (написана «чистым, ясным, народным языком»).
- Почему её полюбил народ? (Песня о любви и верности стала поистине народной. Песня о скромной девушке, о любви к близкому человеку, неотделимой от любви к Родине).
- Какая тема песни? (Песня о любви простой девушки к пограничнику).
Самая известная песня Исаковского - это "Катюша", за которую ему присудили Государственную премию СССР.
«Если собрать все песни о «Катюше», созданные за время Великой Отечественной войны, то получится обширная поэтическая энциклопедия, где найдут образное, художественное отражение и труд женщин в тылу, их чувства и переживания, думы и надежды, и их участие в партизанском движении и боевых действиях на фронте, и горькая судьба тех, кто оказался на оккупированной земле или был угнан в фашистскую неволю». (В. Я. Коровина).
Некоторые песни М. В. Исаковского приобретали трагическое звучание. Стихотворение «Враги сожгли родную хату…» Исаковский написал в 1945 году. Впервые оно было опубликовано в журнале «Знамя» в 1946 году (слайд 4).
Враги сожгли родную хату,
Сгубили всю его семью.
Куда ж теперь идти солдату,
Кому нести печаль свою?
Пошел солдат в глубоком горе
На перекресток двух дорог,
Нашел солдат в широком поле
Травой заросший бугорок.
Стоит солдат — и словно комья
Застряли в горле у него.
Сказал солдат: «Встречай, Прасковья,
Героя — мужа своего.
Готовь для гостя угощенье,
Накрой в избе широкий стол,-
Свой день, свой праздник возвращенья
К тебе я праздновать пришел…»
Никто солдату не ответил,
Никто его не повстречал,
И только теплый летний ветер
Траву могильную качал.
Вздохнул солдат, ремень поправил,
Раскрыл мешок походный свой,
Бутылку горькую поставил
На серый камень гробовой.
«Не осуждай меня, Прасковья,
Что я пришел к тебе такой:
Хотел я выпить за здоровье,
А должен пить за упокой.
Сойдутся вновь друзья, подружки,
Но не сойтись вовеки нам…»
И пил солдат из медной кружки
Вино с печалью пополам.
Он пил — солдат, слуга народа,
И с болью в сердце говорил:
«Я шел к тебе четыре года,
Я три державы покорил…»
Хмелел солдат, слеза катилась,
Слеза несбывшихся надежд,
И на груди его светилась
Медаль за город Будапешт.
(Песня «Враги сожгли родную хату»).
- Какую тему поднимает это стихотворение? (Боль утрат от потерь близких, самых дорогих людей. Эта песня о солдате-победителе, вернувшемся в родное село, который находит на месте своего дома пепелище и могилу жены на кладбище).
Алексей Иванович Фатьянов (Слайд 5)
Удивительная песенная музыкальность, мягкая лиричность интонаций были характерны для поэзии Алексея Фатьянова. Больше восьмидесяти песен было написано им в тесном сотрудничестве с композитором В.Соловьёвым-Седым. . «Стихи, которые он отдавал композитору, были уже почти песней, музыка уже жила и звучала в них где-то внутри поэтической строки», – писал о феноменальной песенности стихов Фатьянова поэт Михаил Матусовский. В 1942 году Алексей Фатьянов и композитор Василий Соловьёв-Седой создают песни: «На солнечной поляночке» и «Соловьи». Однажды на привале, когда бойцы вздремнули, вдруг пронзительно запел соловей. Этот кусочек мирной жизни настолько потряс Фатьянова, что впоследствии он написал стихотворение-песню, которую маршал Жуков назовёт одной из лучших песен военной эпохи.
Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат,
Пусть солдаты немного поспят,
Немного пусть поспят.
Пришла и к нам на фронт весна,
Солдатам стало не до сна —
Не потому, что пушки бьют,
А потому, что вновь поют,
Забыв, что здесь идут бои,
Поют шальные соловьи.
Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат,
Пусть солдаты немного поспят,
Немного поспят.
Но что война для соловья!
У соловья ведь жизнь своя.
Не спит солдат, припомнив дом
И сад зелёный над прудом,
Где соловьи всю ночь поют,
А в доме том солдата ждут.
Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат,
Пусть солдаты немного поспят,
Немного пусть поспят.
А завтра снова будет бой,—
Уж так назначено судьбой,
Чтоб нам уйти, не долюбив,
От наших жён, от наших нив;
Но с каждым шагом в том бою
Нам ближе дом в родном краю.
Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат,
Пусть солдаты немного поспят,
Немного пусть поспят.
(Звучит песня «Соловьи»).
- О каком периоде войны здесь идёт речь?
Песня «Соловьи» родилась уже на исходе войны, один из кратких моментов солдатского отдыха — мечты о доме, навеянные весной и предощущением скорого окончания войны.
Лев Иванович Ошанин - поэт, автор более 70 поэтических сборников, стихотворных повестей и пьес, лауреат Сталинской премии первой степени (1950), а также лауреат Всемирных фестивалей молодёжи и студентов (Слайд 6).
Эх, дороги…
Пыль да туман,
Холода, тревоги
Да степной бурьян.
Знать не можешь
Доли своей:
Может, крылья сложишь
Посреди степей.
Вьется пыль под сапогами —
степями,
полями,-
А кругом бушует пламя
Да пули свистят.
Эх, дороги…
Пыль да туман,
Холода, тревоги
Да степной бурьян.
Выстрел грянет,
Ворон кружит,
Твой дружок в бурьяне
Неживой лежит.
А дорога дальше мчится,
пылится,
клубится
А кругом земля дымится —
Чужая земля!
Эх, дороги…
Пыль да туман,
Холода, тревоги
Да степной бурьян.
Край сосновый.
Солнце встает.
У крыльца родного
Мать сыночка ждет.
И бескрайними путями
степями,
полями —
Все глядят вослед за нами
Родные глаза.
Эх, дороги…
Пыль да туман,
Холода, тревоги
Да степной бурьян.
Снег ли, ветер
Вспомним, друзья.
…Нам дороги эти
Позабыть нельзя.
(Звучит песня «Эх, дороги»)
- Какую тему поднимает это стихотворение? (Военные дороги. Тема ожидания боя, ощущения его, готовности к нему. Песня должна была стать раздумьем о предстоящем, о горечи потерь и о вере в победу).
- Какие самые пронзительные строки в этом стихотворении? ( О погибшем товарище).
- О чём просит помнить автор? (Про долгую дорогу к великой Победе, про испытания, которые легли на солдатские плечи).
Булат Шалвович Окуджава (Слайд 7)
Из-за школьной парты ушёл на фронт и будущий поэт Булат Окуджава, который, как и все писатели-фронтовики, часто возвращается к теме войны в своём творчестве. Песня к кинофильму «Белорусский вокзал» была написана через четверть века после окончания Великой Отечественной, но даже ветеранами войны воспринимается как подлинная, фронтовая.
- Каким чувством пронизано это стихотворение?
- Как вы понимаете слова « а нам нужна победа, одна на всех мы за ценой не постоим»…
(Песня Б. Окуджавы «До свидания, мальчики»)
Ах, война, что ж ты сделала, подлая:
стали тихими наши дворы,
наши мальчики головы подняли —
повзрослели они до поры,
на пороге едва помаячили
и ушли, за солдатом — солдат…
До свидания, мальчики!
Мальчики, постарайтесь вернуться назад.
Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими,
не жалейте ни пуль, ни гранат
и себя не щадите, и все-таки
постарайтесь вернуться назад.
Ах, война, что ж ты, подлая, сделала:
вместо свадеб — разлуки и дым,
наши девочки платьица белые
раздарили сестренкам своим.
Сапоги — ну куда от них денешься?
Да зеленые крылья погон…
Вы наплюйте на сплетников, девочки.
Мы сведем с ними счеты потом.
Пусть болтают, что верить вам не во что,
что идете войной наугад…
До свидания, девочки!
Девочки, постарайтесь вернуться назад.
V . Закрепление изученного материала
- Как вы думаете, почему именно в военные годы было написано так много стихов и песен?
Люди не могут привыкнуть к смерти, голоду, к потере близких людей, к тревоге за своих детей и свою страну. Эти чувства сохраняет и передаёт, прежде всего, поэзия. Песня остаётся верным спутником человека по жизни.
Великая Отечественная война для русского народа навсегда останется в памяти. Её нельзя вычеркнуть из воспоминаний тех, кому довелось сражаться, тому, кто ждал с фронта своих близких.
Окончилась наша встреча с поэзией, песней, но не наша дружба с ней. Сегодня мы ещё раз подтвердили, что стихи и песни всегда шагают рядом с нами и помогают нам выживать (как это было на войне), и быть счастливыми в мирное время.
- Какими чувствами пронизаны стихи и песни о Великой Отечественной войне, прослушанные сегодня?
- Как вы думаете, почему именно в военные годы было написано так много стихов и песен?
-Чему новому научились?
- Зачем нам нужно знать о песнях Великой Отечественной войны?
- А каково значение этой фронтовой лирики в наше мирное время?
Особое свойство искусства: художественной литературы, музыки – заключается в том, что мы, читая, слушая, сопереживаем героям, сравниваем себя с ними, «примериваем» на себя их жизнь, задаемся вопросом: «Как б я поступил в подобном случае?». В этом смысле стихи и песни о войне – это школа мужества. И вам легко поставить себя на место этих людей: они – почти ваши ровесники, ведь они уходили на фронт со школьной скамьи (слайд 8).
VI . Итог урока:
Война, как всякое трагическое событие, создает такие невероятные ситуации, которые требуют необычайно ответственных решений. Это колоссальное испытание, испытание сил духа, нравственности, совести. А значит, эти песни несут в себе нравственное начало. Мы осознаем лучше историю через искусство и литературу.
- В чём хотели убедить нас авторы? Да, ребята, вам жить на этой земле, в нашей стране. Мы не должны допустить, чтобы снова была война.
VII . Выставление оценок.
VIII . Домашнее задание
Выучить наизусть понравившееся стихотворение о войне (напеть его).
Читайте также: