Вкусите и видите яко благ господь текст песни

Обновлено: 12.11.2024

Сказав: «приступите к Нему и просветитеся», еще убеждает: и «вкусите», то есть, опытом дознайте Владычнюю благость; потому что плодом сего будет для вас блаженство. Но должно знать, что сказанный нами смысл пригоден для древних Иудеев; скрывающаяся же во глубине буквы мысль дает разуметь благодать Божественных Таин; потому что всесвятым крещением подается приступающим истинное просветление, и вкушение животворящей снеди явственно показывает благость Спасителя. Ибо, что так ясно доказывает Его человеколюбие? не крест ли? не страдание ли? не восприятая ли за нас смерть? не то ли, что для овец Своих соделался Он вместе и снедию и источником?

Евфимий Зигабен

Вкусите и видите, яко благ Господь: блажен муж, иже уповает нань

Вкусите и видите, яко благ Господь

Узнайте, говорит, и вы—боящиеся Бога, что Господь благ и милостив, называя здесь вкушением познание. Как же, говорит, вы узнаете это? Когда воззовете и вы к Нему, как воззвал я, и когда пламенно поищете Его; и несомненно будете уповать на Него, как и я искал Его и уповал на Него. Можно с Феодоритом понимать и иначе,—что Давид побуждает христиан к причащению пречистого Тела и Крови Господа; ибо те, которые, причащаясь, вкушают оные достойно, тотчас чувствуют в себе умственно помощь от Бога и благодать.

Вкусите - сказал, а не - насытьтесь, потому что ныне мы познаем отчасти и видим истину в зерцале и загадки; но придет некогда время, когда настоящий залог и сие вкушение благодати обратится нам в совершенство наслаждения (почему и Давид в другом месте сказал: насыщусь когда явится мне слава Твоя). Как свойство меда не столько может быть представлено в слове неотведавшим его, сколько посредством чувства самого вкуса; так и благость небесного слова не может быть ясно передана посредством учений, если мы собственным опытом чрез прилежное испытание учений истины не постигнем благости Божией.—Слова Василия Великого—Божеств. Кирилл сказал: сладость меда как могу изъяснить незнающим? чувство яснее всякого слова для испытания. Как в пище ясно и с удовольствием доставляет сладость находящейся в ней доброты самое вкушение; так и в божественных дарах не могут изъяснить силы одни простые изъяснения; но если случится как-нибудь испытать их кому либо, тогда то наиболее узнают ясно действие находящейся в них благодати. Посему к тем, которые не вкусили еще кротости Божией, часто надобно говорить: вкусите и увидите, что Господь благ. И Евceвий говорит: что Давид, почувствовав некоторую силу в пище священных хлебов (которые ел у Авимелеха), побуждает к подобному вкушению, предсказывая посредством сих вещественных образов о хлебах жизни (в изд. Своде).

Блажен муж, иже уповает нань

Если проклят надеющийся на человека, как говорит Иepeмия: проклят человек, который уповает на человека (Иep. 17,5) ; то напротив того следует, что блажен уповающий на Господа, как говорит Давид здесь.

Лопухин А.П.

Вкусите и видите, яко благ Господь: блажен муж, иже уповает нань

Каждый опытно может убедиться, что Господь охраняет боящихся Его

Эту истину о защите Богом праведного человека Давид переводит из области веры в область опытного знания: «вкусите и увидите» - попробуйте и увидите, убедитесь в истине моих слов.

Прот. Григорий Разумовский

Вкусите и видите, яко благ Господь: блажен муж, иже уповает Нань

Этими словами святой пророк как бы так говорит: я приглашаю вас, кроткие и все боящиеся Господа, приступить к Нему с дерзновением, возвеличить и прославить вместе со мною святое имя Его. Я говорю вам, что Господь услышал меня, когда я со всеусердием обратился к Нему и воззвал о помощи, и от всех скорбей моих избавил меня. Потому что Он, чрез ангела Своего, надежнее всякого войска, ополчающегося вокруг боящихся Его, охраняет их и избавляет от всех бед. Наконец, вы сами испытайте – вкусите и уверитесь, увидите, как благ Господь. Начните самым делом возвергать на Бога печаль вашу, оставя все другие опоры и источники утешений, попробуйте в ваших нуждах прибегнуть к Его помощи и заступлению, обратитесь к Нему с усердною молитвою, и вы узнаете, как благ Господь, – собственным опытом убедитесь в великой благости Господа к прибегающим к Нему, потому что несомненно получите требуемую помощь, если только будете обращаться к Нему с твердою, непоколебимою надеждою. Блажен человек, который уповает на Него, потому что он, по своему упованию, получает от Господа самую верную и благовременную помощь и, утешаемый явлением Его милости, не помнит испытываемых им скорбей, но чувствует довольство и радость, делающие его вполне счастливым. Даже и в том случае, когда Господь медлит ниспосланием Своей помощи, и тогда уповающий на Него счастлив в сравнении с людьми, подобно ему испытывающими несчастия, но не имеющими крепкого упования на Бога, потому что, при своем уповании, он терпеливо переносит свое испытание, не падает духом, но сохраняет мир и спокойствие души, уверенный, что Господь все творит ко благу его и не допустит искушения свыше сил его ( 1Кор. 10:13 ) . Особенный и общедоступнейший способ вкушения благости Божией св. отцы и учители Церкви указывают в причащении Святых Пречистых и Животворящих Тайн. Потому сей стих и поется в церкви, когда Святое Причастие готовится для причастников, а причастники в молитвенном благоговении ждут блаженной минуты причащения Тела и Крови Христовых. Грешник, покаявшийся и совесть свою очистивший исповеданием, ощущает объятия Отца Небесного, снова приемлющего его в Свой кров, в сыновство и готовое наследие. Кровь Господа очищает нас от всех грехов. Почему вкусивший Тела и Крови Господних и очищается от всех грехов, и ощущает сие наречение к сонаследию со Христом. Когда причащение не есть одно внешнее дело, тогда не может не произойти ощущение сих благ, благостью Божиею подаваемых, и вкушение самой благости.

Прп. Макарий Великий

Вкусите и видите, яко благ Господь: блажен муж, иже уповает нань

«Вкусите и видите, яко благ Господь»: вкушение же сие есть в несомненности действенная сила Духа, совершающая служение в сердце. Ибо те, которые суть сыны света и служения Новому Завету в Духе Святом, ничему не научаются у людей, как научаемые Богом. Сама благодать пишет на сердцах их законы Духа. Посему, не в Писаниях только, начертанных чернилами, должны они находить для себя удостоверение, но и на скрижалях сердца благодать Божия пишет законы Духа и небесные тайны; потому что сердце владычественно и царственно в целом телесном сочленении. И когда благодать овладеет пажитями сердца; тогда царствует она над всеми членами и помыслами: ибо там ум и все помыслы, и чаяние души. Почему, благодать и проникает во все члены тела.

Свт. Афанасий Великий

Вкусите и видите, яко благ Господь: блажен муж, иже уповает нань

Вкусите и видите, яко благ Господь. Вкусите, говорит, истинного хлеба, сшедшего с небес. Блажен муж, иже уповает нань; потому что приимет будущую жизнь.

Свт. Василий Великий

Вкусите и видите, яко благ Господь: блажен муж, иже уповает нань

«Вкусите и видите, яко благ Господь». Многократно замечали мы, что душевные силы именуются подобоименно с внешними членами. Поскольку же Господь наш есть истинный хлеб и Плоть Его -истинное брашно, то необходимо, чтобы наслаждение веселием хлеба произведено было в нас чрез духовное вкушение. Как свойство меда не столько словом, сколько самим чувством вкуса может быть объяснено не изведавшим меда, так и доброта небесного слова не может быть ясно передана в учении, если по долговременном изведании учений истины не возможем собственным опытом постигнуть благость Господню.

«Вкусите», сказал, а не «насытьтесь», потому что «ныне разумеем от части, видим истину зерцалом в гадании» (ср.: 1Кор. 13,12 ), но придет время, когда нынешний залог, сие вкушение благодати обратится для вас в совершенство наслаждения. Как страждущие желудком и чувствующие отвращение к пище, от сего расстройства лечатся у врачей, которые с помощью приготовленной особенным способом пищи возбуждают к ней позыв, и когда чувство сими искусственными снедями раздражено, позыв на пищу час от часа более увеличивается, так и в слове истины самое испытание, говорит Пророк, будет непрестанно призывать вас к ненасыщаемому вожделению. Посему «вкусите», говорит он, да будете «блажени, как алчущие и жаждущие правды».

«Блажен муж, иже уповает Нань». Кто непрестанно вожделевает слова, тот ни на что иное не возложит упования, кроме Господа.

Свт. Феофан Затворник

Ст. 9-11 Вкусите и видите, яко благ Господь: блажен муж, иже уповает нань. Бойтеся Господа, вси святии его, яко несть лишения боящымся его. Богатии обнищаша и взалкаша: взыскающии же Господа не лишатся всякаго блага

Условные расположения для благонадежного прибегания к Богу (стихи 9-11)

Стихи 9-11 — стоят, будто отдельные одно от другого положения, в которых теснимые нуждами с разных сторон побуждаются благонадежно прибегать к Богу. Но если вникнуть в главные содержащиеся в них мысли и сопоставить их взаимно, то не трудно заметить внутреннюю между ними связь, по которой указываемые в них расположения одно другое вызывают и все вместе составляют одно богоугодное благонастроение, сильное привлекать помощь свыше. В 9-м стихе главная мысль — вкушение благости и упование, в 10 -м — страх Божий, в 11 -м — взыскание Бога. Вот как сии расположения связуются в одно целое. Первые слова: вкусите и видите — указывают на вкушение и видение благости Божией, коим открывается вход в душу упованию, приносящему ублажающее утешение. Упование тотчас же должно бы рождать взыскание Бога или прибегайте к Нему; но, кто не живет в страхе Божием, у того упование не имеет опоры и совесть нечистая подрывает дерзновение в молитве. Почему между упованием и взысканием Бога, как неотложное посредство, и поставляется деятельный страх Божий, свойственный святым. Таким образом, вкушение благости возрождает упование, упование же чрез посредство деятельного страха Божия дает дерзновение взыскивать Бога в чувствах недостоинства и беспомощности. Сие взыскание есть как бы отверзтие уст на молитву, страх Божий — опора, на коей стоит молящийся, упование — дух, движущий молитву, вкушение благости — вход воздуха оживляющего.

См. также Толкование на Пс. 33:5

Вкусите и видите, яко благ Господь: блажен муж, иже уповает нань

Прежде сказал: приступите к Нему и просветитеся, теперь говорит: вкусите и видите. Это внутреннее и глубже. Там — только приближение к Богу будто снаружи, а здесь приискреннее сближение с Ним, как бы, срастворение. Как вкусивший, например, пищу внутрь принимает ее: так вкушающий Божественное внутренно проникается им и распознает его так ясно, как бы очами видел его. Божественное все чрез ощущение в сердце делается истинно-ведомым, ибо уму не постигнуть его. Когда Апостол говорит о чувствах, обученных к различению духовных вещей, то указывает единственный источник к стяжанию духовного ведения, во вкушении чувством сердца. Здесь Пророк говорит только о благости; но и всякое другое свойство Божеское не иначе постигается. Так постигается и правосудие, и долготерпение, и вездесущие, и всеведение, и всемогущество. Вкусит их, или ощутит, сердце; тогда и познает их дух человека. Как вкус различает яства: так чувство — сердце — духовные вещи. Святой Василий Великий говорит при сем: «как свойство меда не столько словом, сколько самым чувством вкуса может быть объяснено не изведавшим меда; так и доброта небесных вещей не может быть ясно передана в учении, если по долговременном изведании не возможет собственным опытом постигнуть их. Так сие бывает и в отношении к постижению благости Господней. Вкусите, сказал, а не насытьтесь; потому что ныне разумеем отчасти, видим истину зерцалом и гаданием (см.: 1Кор.13,12 ). Придет время, когда нынешний залог,— сие вкушение, обратится для нас в совершенство наслаждения. Как страждущие желудком и чувствующие отвращение от пищи лечатся от сего расстройства у врачей, которые, с помощью приготовленной особенным способом пищи, возбуждают к ней позыв, и, когда чувство сими искусственными снедями раздражено, позыв на пищу час от часу более увеличивается: так и в отношении к духовным благам самое испытание, говорит Пророк, будет непрестанно призывать вас к ненасыщенному вожделению, которое, однако ж, не мучительно, а блаженно, как говорит Господь: блажени алчущий и жаждущий правды ( Мф. 5,6 )». Хоть мало — только вкусить. Сие малое раздражит позыв к большему и доведет до совершенства. До какого бы, впрочем, совершенства ни доходило сие, все оно есть только залог в отношении к будущему.

Приглашает Пророк вкусить, то есть опытно дознать Владычнюю благость. Но как сего достигнуть? Как довести сердце до вкушения сей благости? Верою, благочестивым размышлением и опытами повержения себя в лоно благости. Вера есть уповаемых извещение, вещей обличение невидимых. Она есть то же в области духовной, что чувственный опыт в отношении к вещам видимым. Если вера колеблется и слабеет, подкрепи ее размышлением о Божественных свойствах и действиях и об опытах благости Божией, явленных и являемых в роде человеческом, в отношении ли к целым народам и обществам или в отношении к частным лицам. Тут уяснятся, как бы, действующие законы благостной попечительности Господа о людях, к Нему прибегающих. Когда сознание укажет приложимость их и к тебе, тогда сердце не может не ощутить некоего готового приосенения благости и над тобою. Но внутреннее и действеннее вкушается благость Божия самым делом,— или опытами повержения себя в объятия Божий. Это последнее, кажется, и разумеет наиболее Давид. Он как бы говорит: сделайте опыт, начните самым делом возвергать на Бога печаль вашу, оставя все другие опоры и источники утешений, и узнаете, коль благ Господь ко всем, обращающимся к Нему в уповательной молитве (см.: Евфимий Зигабен, Ириней, архиепископ Псковский).

Особенный и общедоступнейший способ вкушения благости Божией святой Афанасий Великий, блаженный Феодорит, Евфимий Зигабен и Анфим, Патриарх Иерусалимский, указывают в Причащении Святых Пречистых и Животворящих Тайн. Сей стих и поется в церкви, когда Святое Причастие готовится для причастников, а причастники в молитвенном благоговении ждут блаженной минуты Причащения Тела и Крови Христовых. Грешник, покаявшийся и совесть свою очистивший исповеданием, ощущает объятия Отца Небесного, снова приемлющего его в Свой кров, в сыновство и готовое наследие. Кровь Господа очищает нас от всех грехов. Господь Телом Своим, как Предтеча наш, вошел во внутреннее за завесу. Почему вкусивший Тела и Крови Господних и очищается от всех грехов, и ощущает сие наречение к сонаследию со Христом. Когда Причащение не есть одно внешнее дело, тогда не может не произойти ощущение сих благ, благостию Божиею даемых, и вкушение самой благости.

«Вкушение Животворящей Снеди, говорит блаженный Феодорит, явственно показывает благость Спасителя. Ибо что так ясно доказывает Его человеколюбие? Не Крест ли? Не страдание ли? Не восприятая ли за нас смерть? Не то ли, что для овец Своих соделался Он вместе и Снедию питающею, и Источником напояющим?»

Блажен муж, иже уповает нань. Вкушение благости рождает успокоение в объятиях ее, как в объятиях матерних; а это успокоение есть характеристическая черта упования. Почему вкушение благости Божией есть источник упования; а упование есть обладательница всеми сокровищами благости. Вкусивший благости нашел сокровищницу. Упование отворяет дверь в нее и вводит в обладание всеми благами ее. Почему блажен муж, иже уповает на Господа. Блажен не тем блаженством, которое вне, но которое внутри. Сие последнее не оскудевает при всех внешних лишениях: тогда как то оскудевает или прекращается в минуту получения блага. Внешние блага манят и возбуждают искание. Пока длится искание, до тех пор благо мнится благом быти. Но как только достигается оно, тотчас перестает быть благом. Вкушение его обличает горечь в нем, разочаровывает и к новым обращает исканиям. Так без конца: все только искание и чаяние удовлетворения и никогда получение его или довольство в нем. Уповающий же почивает в благах Божиих непреходящих и неизменно блаженствует: ибо непрерывно вкушает благость Божию.

Читайте также: