Слова в ритм для песни

Обновлено: 09.11.2024

Дело в том, что писать песенные стихи одновременно и очень просто и архисложно.

Просто - потому что музыкальные ритмы позволяют выделывать со стихами такое, что никогда не позволят классические метры и размеры.

Сложно – потому что никакой пиррихий не спасёт от неверного ударения, если на этот слог падает ударная музыкальная доля (например, первая нота такта).

Но, как всегда, обратимся к примерам.

Начну с себя.
Вспомним пример из эссе «о хромых стихах»

«Пример №3
Опять ямб (уже четырёхстопный), но случай более редкий. В трёхсложном слове фонетическое ударение падает два раза. Вроде – ничего страшного, однако что-то режет ухо:

"Он, в свЕте фОнарЕй искрЯщий,
Сулит давно былую новь"

А если попробовать так:

"В фонАрном свЕте Он искрЯщий
Сулит давно былую новь"

Вот такая хитрость. Одновременно и инверсия, и замена слова, и такое расположение трёхсложных слов с ударением на среднем слоге, которое исключает всякую ритмическую двусмысленность.

При этом смысл и образность не пострадали совершенно.»

Однако не всех удовлетворило такое решение. Мне, например, написали, что «В свете фонарей искрящий» - понятный и близкий образ, а «В фонарном свете он искрящий» - нечто невразумительное, и образность пострадала АБСОЛЮТНО.

Я долго думал. А что же заставило меня переделать строку, если обычный пиррихий (пропущенное ударение) прекрасно всё лечил .

И вдруг сообразил, что работа над строкой случилась после того как Ирина Карпова написала музыку на это, совершенно, по моему мнению, «непоющееся» стихотворение.
Дело в том, что в этой мелодии начало такта пришлось именно на «Он в свете фОнарей искрящий». И всё – никакой пиррихий не спасёт ситуацию. Сильная музыкальная доля не может быть пропущена. А вот «В фонарном свЕте он искрящий» точно ложится на музыку. Совпадает и Ритмическое и Фонетическое и Музыкальное ударения.

Вот вам и первая сложность при написании песенных стихов. Это уже функция трёх переменных и следить надо за всем. При этом если в стихе можно с помощью пиррихия спастись от лишнего ударения, то музыка задаёт чёткий ритм, в котором на сильные доли такта обязано падать ударение.

Перейдём к другим, всем известным, примерам. Из шлягера, не помню уж чьего, что по пять раз на дню звучит из репродуктора:

«Солнце моё мелькает срЕди тучек –
То пропадёт, то вновь подарит лучик:
ТЕпла цветочку недостаёт…»

Сразу два неверных ударения. И если в слове «средИ» неверное ударение как-то проскакивает, то в третьей строчке так и хочется спеть: «ПЕкла цветочку недостаёт».

А вот «Песня об Оке» Андрея Никольского:

«Уха со стерлядочки,
Эх! Да укропчик с грядочки. »

Так и хочется спеть «Ухо со стерлядочки» - это же типичный хорей (ударение на первом слоге).

«Костёр разгорается –
Разговор меняется»

Какой то Шарль де КОстер (Автор Тилля Уленшпигеля) разгорается, или уже сгорел, бедный, на костре, да и только.

А вот пример из моего КСПшного прошлого.

Так что против законов музыкальной ритмики не попрёшь.

А вот теперь о лёгкости с которой можно гораздо больше сказать скороговоркой в одной строке.
Это ж надо, сколько можно запихнуть в одну строчку слогов, укоротив длительность звучания нот вдвое.

«Как будто что-то знаешь,
Чего не знаю я.
Какая ж молодая (ты ещё пока),
Доченька моя»
Алла Пугачёва.

Нетрудно видеть, что "ты ещё пока" проходит скороговоркой на коротких нотах поверх основного текста. И ничего - очень симпатично. Поищу и другие примеры - при случае добавлю сюда.

Очень преуспели в этом деле французы и итальянцы. Запев песни "Итальянец" Тото Кутуньо невозможно повторить с русским менталитетом. Там в одном куплете столько слов скороговоркой наворочено, что бесполезно учить слова - не поможет.

Причём, что особенно интересно, свободой, которую даёт песенный стих в виде произвольного удлинения размера за счёт укорачивания длительности нот, пользуются единицы. А вот ошибок с неверным музыкальным ударением немерено, просто лениво все вспоминать.

Возможно, дорогой читатель приведёт мне свои примеры, естественно, произвольного фонового удлинения песенных текстов и стихов.

Буду очень благодарен.

© Copyright: Семинар Юрия Петровича, 2008
Свидетельство о публикации №108080401611

Юрий Петрович, приветствую! Хорошо Вы разложили несовпадение стихотворного и музыкального ударения. Всё верно.
*
Меня самого всегда напрягает у Кадышевой в "Широка река" строка:
Широка река, глУбока река, не доплыть тебе с тОго бережка.
Тучи низкие прячут лунный свет, пОлететь бы мне, да вот крыльев нет.(с)
*
Особенно режет слух "с тОго бережка"
*
Спасибо!

На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Читайте также: