Плещут холодные волны текст песни

Обновлено: 22.11.2024

Думаю, что такие песни мы тоже должны помнить и знать историю их создания. Ведь это тоже часть нашей истории.

Крейсер "Варяг".

Канонерская лодка "Кореец".

24 января 1904 Япония официально объявила о разрыве дипломатических отношений с Россией.26 января 1904 японская эскадра контр-адмирала Уриу (1 броненосный крейсер «Асама» и 5 бронепалубных крейсеров «Нанива», «Ниитака», «Такачихо», «Чиода», «Акаси»; 8 миноносцев; 1 посыльное судно «Чихая») блокировала Чемульпо .


27 января, из Чемульпо, в полдень, бронепалубный крейсер «Варяг» и канонерская лодка «Кореец» вышли принять бой. Французские и итальянские корабли проводили идущий в неравное сражение «Варяг» оркестром, салютуя мужеству русских, капитаны кораблей отдали честь русским морякам. При выходе из порта на расстоянии 10 миль корабли встретили японскую эскадру.


Бой длился 50 минут. За это время «Варяг» выпустил по противнику 1105 снарядов.Согласно рапорту командира «Варяга» капитана I ранга Всеволода Фёдоровича Руднева

огнём крейсера был сильно поврежден и возможно потоплен один миноносец, повреждены 4 японских крейсера («Асама», «Чиода», «Такачихо» и флагман «Нанива»).

Официальные японские источники утверждают, что попаданий в японские корабли не было, потерь и повреждений они не имели.

«Варяг» получил 5 подводных пробоин и лишился большей части орудий; потери экипажа — 1 офицер и 30 матросов убиты, 6 офицеров и 85 матросов ранены и контужены, ещё около 100 человек получили лёгкие ранения.
После оценки серьёзности повреждений оставшиеся орудия и оборудование на "Варяге" были по возможности уничтожены, сам он был затоплен путём открытия кингстонов, а "Кореец" взорван.

Команды «Варяга» и «Корейца» были приняты на борт всеми судами нейтральных стран, кроме американского крейсера «Виксбург».

Группа машинной команды 'Варяга' во главе с младшим инженер-механиком К.Р. Курилло.

Бой и гибель «Варяга» впечатлили противника: то, что русские моряки поступили по кодексу самурайской чести, было использовано в пропагандистских целях как пример для подражания. Кроме того, после русско-японской войны японское правительство создало в Сеуле музей памяти героев «Варяга».
Несмотря на приводимые контр-адмиралом Рудневым данные в своём рапорте, ссылки на показания итальянских и английских военных моряков о результатах боя, очевидно никто из исследователей пока не удосужился обратиться в соответствующие инстанции этих стран, которые могут владеть документами, несомненно проливающими немало света на результаты боя 27.01.1904 г. под Чемульпо. Обычно в газетных статьях только приводится ссылка на японские документы, в которых не зафиксировано ни единого попадания в корабли эскадры Уриу .
По всему маршруту до дома морякам оказывался торжественный и трогательный приём, во всех городах следования, люди тысячами выходили встречать героев
Все участники битвы были отмеченны наградами. 16 апреля 1904 года они прибыли в Петербург и, выстроившись колоннами,— промаршировали от Николаевского вокзала до площади Зимнего дворца.

из к/ф Крейсер "Варяг"
Режиссер: Виктор Эйсымонт
Сценарист: Георгий Гребнер
Оператор: Борис Монастырский
Композиторы: Николай Крюков, Григорий Теплицкий
Художники: Семен Мандель, Петр Галаджев
Страна: СССР
Производство: Союздетфильм
Год: 1946
Музыка: Ф. Богородицкий
Слова: Я. Репнинский

Там, среди Желтого моря,
Вьется андреевский флаг,
Бьется с неравною силой
Гордый красавец Варяг.

Мы пред врагом не спустили
Славный Андреевский флаг.
Сами взорвали Корейца,
Нами потоплен Варяг.

Через 16 дней после гибели «Варяга» и «Корейца» в газете «Русь» за подписью Я. Репнинского было опубликовано стихотворение «Варяг» («Плещут холодные волны»). Позднее они были положены на музыку композитором и регентом Ставропольского кафедрального собора Казанской иконы Божией Матери В. Д. Беневским и студентом Юрьевского университета Ф. Н. Богородицким.
Музыка песни существовала как в двудольном, так и в трёхдольном размере.
В годы Великой Отечественной войны Краснознаменный ансамбль песни и пляски под руководством А. В. Александрова пел её в характере марша,
Исполняет: Дважды Краснознамённый Академический ансамбль песни и пляски Российской армии имени Александра Васильевича Александрова (солист: Виктор Иванович Никитин). Исполнение: 1950г.

А в Государственном русском академическом хоре был принят трехдольный вариант «Холодных волн» в обработке А. В. Свешникова.
Исполняет: Смешанный хор под управлением Александра Васильевича Свешникова . Исполнение: 1943г.

У песни существует неофициальное народное название «Кореец» в отличие от «Врагу не сдаётся наш гордый „Варяг“», называемой «Варяг».
Мелодия песни неоднократно использовалась в других песнях, особенно в морских. Особенно известна песня неизвестного автора «Братья, вспомянем героя», посвящённая памяти адмирала С. О. Макарова.
Братья, вспомянем героя,
Наш адмирал и отец,
Спит на дне бурного моря
Отчизну любивший боец.

Его все матросы любили,
Честно свой долг исполнял,
Смерти глядел в глаза прямо,
Трусов всегда подбодрял.
Об авторах вот что можно сказать. Биографические данные о Я. Репнинском не установлены. Высказано предположение, что этим именем подписал свое стихотворение Яков Николаевич Репнинский, служащий Государственного банка в Петербурге. .
Песня о «Варяге» стала музыкальным памятником подвигу русских моряков, 105 лет назад принявших бой с японской эскадрой в бухте Чемульпо. Когда она звучит по радио, диктор объявляет ее «народной». Конечно, это самая лестная оценка для любого автора, но ставропольцы знают, что музыку для песни на стихи Я. Репнинского написал учитель пения из губернского города Ставрополя В. Беневский.


Уроженец Саратовской губернии, В.Д. Беневский приехал в Ставрополь в 1890 году, будучи выпускником духовной семинарии и композитором. В нашем городе молодой педагог поступил на должность учителя пения в Ставропольское женское епархиальное училище и в мужскую классическую гимназию. Василий Дмитриевич служил регентом церковных хоров Андреевского храма и Казанского кафедрального собора. Композитор прославился на всю Россию после того, как в разных городах зазвучала его песня, посвященная морякам героического крейсера «Варяг», - «Плещут холодные волны», написанная на стихи Я. Репнинского. За это патриотическое произведение В.Д. Беневский был награжден дипломом Императорского Русского музыкального общества и «Золотой дирижерской палочкой». Известность, простершуюся за пределы Ставропольской губернии, В.Д. Беневский приобрел также как талантливый педагог и просветитель в области музыкального искусства, как автор первой в России детской оперы «Красный цветочек». К наследию композитора и сегодня обращаются музыкальные педагоги разных стран мира. Историки и краеведы имеют возможность ознакомиться и поработать с материалами фонда В.Д. Беневского, который бережно хранится в Ставропольском государственном музее-заповеднике имени Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве.
Вот что пишет Елена Громова (Сотрудник Государственного архива Ставропольского края).
"Песня-гимн «Варяг» издана в Москве в 1904 году. Вскоре после ее первого исполнения в актовом зале Ставропольской мужской классической гимназии состоялось чествование автора. В присутствии губернатора А. Вельяминова и архиепископа Ставропольского и Екатеринодарского Агафадора ему был вручен диплом Императорского Русского музыкального общества и золотая дирижерская палочка. Искренность, глубина и мелодичность сделали песню Беневского действительно поистине народной.
Музыкальная пьеса «Варяг» была преподнесена императору Николаю II, за что автору, как отмечалось в его формулярном списке, 11 декабря 1904 года «Высочайше объявлена благодарность». Это было не единственное подношение композитора своих сочинений высоким особам. В. Беневский не раз откликался написанием музыкальных произведений на события, происходившие в стране. Например, в Государственном архиве Ставропольского края хранится Дело о кантате на 17 октября 1888 года В. Д. Беневского. В этот день поезд со всей царской фамилией, возвращавшейся из Крыма, на полном ходу сошел с рельсов близ Харькова. В телеграмме, опубликованной в губернской газете, сообщались подробности: «. Во время крушения Их Величества со всем Августейшим Семейством и лица свиты находились за завтраком в вагоне-столовой. Невозможно было представить, чтобы кто-либо мог уцелеть при таком разрушении, но Господь Бог сохранил Царя и его Семью. Из обломков вагона вышли невредимыми Их Величества и Августейшие дети; спаслись все находившиеся в этом вагоне лица, получив лишь легкие ушибы и царапины…». В то же время, как отмечалось в телеграмме, в момент крушения погибли 19 и ранены 18 человек.
Александр III все же получил сильные ушибы в области поясницы, на которые сначала не обратил внимания, между тем они, по мнению некоторых врачей, дали толчок болезни почек, сведшей его в могилу.
Причиной крушения, как позже выяснилось, был слишком быстрый ход тяжелого для железнодорожного полотна поезда.
В свите императора во время «чудесного спасения» находилась и великая княгиня Ольга Федоровна, до брака принцесса Цецилия Баденская. Она была женой дяди Александра III – великого князя Михаила Николаевича, наместника на Кавказе. Великая княгиня была не только покровительницей Ставропольского епархиального женского училища. В 1876 году она пожертвовала сорок тысяч рублей на строительство нового здания женской гимназии в Ставрополе. Вскоре в ее честь гимназия стала именоваться Ольгинской.
Ольга Федоровна дала согласие принять музыкальное посвящение В. Беневского. Кантата на 17 октября 1888 года была отпечатана в московской мастерской литографии и нотопечати В. Гроссе в количестве 500 экземпляров. Великой княгине преподнесен экземпляр в дорогом переплете с дарственной надписью.
В 1895 году В. Беневский написал патриотическую песню «Государыня наша матушка», которая была преподнесена императрице Марии Федоровне. Великой княгине Елизавете Федоровне композитор посвятил «Сборник хоров». По поводу обоих подношений выражались благодарности, занесенные в формулярный список автора.
Кстати, сочинителям непросто было преподнести свое произведение высокопоставленным особам. Необходим был положительный отзыв консерватории.

Совет Ставропольского музыкального техникума (1923-1926гг). Первый справа в нижнем ряду В. Беневский.
В годы революции монархические настроения В. Беневского поставили его в оппозицию к новой власти. В 1918 году он пишет «Гимн Великой России» («Верным сынам Добровольческой армии») для оркестра с хором на слова Ф.Сологуба. На титульном листе гимна было отмечено: «Половина чистой прибыли от продажи «Гимна» поступит в пользу Добровольческой армии». Как рассказывала дочь композитора Ольга Васильевна, отцу лично от А. Деникина была вручена серебряная дирижерская палочка.
К счастью, В. Беневский не подвергся за этот факт репрессиям. При советской власти он работал над изучением и пропагандой народного музыкального творчества. Им было собрано и обработано свыше 70 калмыцких песен и танцев, с которыми он познакомился во время поездки в Калмыкию по приглашению Большедербетовского улусского исполкома. Работал над хоровым циклом «Времена года в русских песнях».
Последние годы жизни, с 1923-го по 1929-й, В. Беневский преподавал пение в ставропольских педагогическом и музыкальном училищах. Все это время он вел музыкально-просветительскую деятельность, участвовал в концертах, продолжал сочинять музыку. Но посвящений высокопоставленным особам уже не писал.

Читайте также: