Песня верните память автор слов и музыки

Обновлено: 22.11.2024

Здесь не понятно, кого должны простить «те». Загадка. А из всего двустишия вытекает забавный смысл: мы поминаем мольбой одних погибших, чтобы другие погибшие простили неизвестно кого и неизвестно за что. При этом вторые погибшие «не взяли нас с собой» в мир иной, «оставив на земле», видимо, для того, чтобы мы могли поминать первых погибших. Сильно заворочено! Ну а над рифмой «те – земле» не будем ёрничать, так как современные песни изобилуют подобными изысками, и такая рифмовка стала ныне нормой у сочинителей, не сильно обремененных талантом и знанием основ поэтического мастерства.
Теперь взглянем на вторую строфу первого куплета:
«Помянем их стократ и рюмкой, и слезой,
И горечью наград за их прощальный бой.
Помянем, стоя все, склонившись над травой,
Они ушли там, где свет прячется за мглой».

Сразу бросается в глаза сомнительное использование слова «прощальный». Воины предполагают, что могут не вернуться живыми с поля боя, но никогда заранее не прощаются с жизнью и с товарищами до битвы, ибо вступают в сражение с одной целью – победить и остаться невредимыми. Если бы было иначе, то в первом же своем сражении подобные горе-вояки были бы наверняка убиты, а сама баталия была бы проиграна. Следовательно, в данном контексте сообразным видится слово «последний», ибо так распорядилась судьба, что бой привел к летальному исходу судьбы этих солдат. Например, таковым он стал для Олега Пешкова, который и предполагать не мог, что его самолет собьет ракетой подкравшийся сзади турецкий летчик. Поэтому совершенно недопустимо применять слово «прощальный» к погибшему О.Пешкову, кому, в том числе, посвятила эту песню автор текста и музыки несравненная Мария Захарова. Прощаются солдаты только в исключительных случаях, когда точно знают, что идут на верную смерть. Например, когда остаются в малом числе прикрывать отход основных сил. Далее мы видим, что «над травой» написано исключительно для рифмы и псевдокрасоты слога. Если поминание происходит во время домашнего застолья или в церкви, или в концертном зале, или зимой и т.д., где мы возьмём траву, чтобы склониться над ней? И почему именно над травой мы должны склоняться? И почему склоняться, а не склонить головы, как это и бывает в жизни? Поминать в согбенном виде с рюмкой в руке и при этом глядеть на траву просто не комфортно и сюрреалистично. При всей поэтической абстрактности и метафоричности, все равно очевидно, что с «травой» произошел перебор (хорошо, что не с травкой!). К тому же, сначала говорится «помянем, стоя…», а затем «склонившись». Поминать стоя – означает все-таки стоять прямо. Склониться – означает согнуться в поясе. То есть соседствующие в одной строке понятия противоречат друг другу. Поминать стоя, склонив голову, и поминать, склонившись над травой, – это, как, говорят в Одессе, две большие разницы. Слова же «они ушли» вызывают естественную ассоциацию с вопросом: «Куда?». Но вместо уточнения «туда» мы видим указание «там». А это уже ответ на вопрос: «Где?». Правильней звучало бы: «Они погибли там», но опять не позволил размер стиха, поэтому и было употреблено слово «ушли» в значении «умерли», «погибли». Далее разъясняется, где погибли воины: «там, где свет прячется за мглой». Вновь неудачная метафора: свет не прячется за мглой, это мгла пытается накрыть свет, но он не сдается и регулярно пробивается сквозь нее. Ведь свет – не трус, чтобы прятаться за мглой. И потом, «прячется» означает, что свет постоянно находится за воображаемой спиной мглы. Но это не соответствует действительности. Поэтому правильней, логичней и динамичней было бы написать: «свет борется со мглой». Ведь имеется в виду регион, где идут бои. Если бы свет спрятался за мглой, то там царил бы мрак даже в аллегорическо-субстанциональном смысле, и воевать было бы невозможно из опасения, что во тьме можно перестрелять и своих соратников.
А вот и припев:
«Верните память! Вернитесь сами!
Я отмолю вас всех слезами!
Земля и небо слились навечно.
Как это больно, бесчеловечно».

«Верните память!» по отношению к усопшим, звучит, мягко говоря, странно. О том, что эти слова относятся именно к ним, свидетельствует призыв: «Вернитесь сами!». Всего в тексте песни слово «помянем» встречается семь раз. Это означает, что поющий помнит о погибших и напоминает о них всем слушателям. Поэтому представляется нонсенсом просить погибших вернуть память тем, кто и так помнит или уже вспомнил о них. Слова «Верните память!» все-таки лучше обращать к живым, ибо только они обладают способностью помнить и напоминать об усопших другим живым гомо сапиенсам. Далее следует уверение или обещание: «Я отмолю вас всех слезами!». На первый взгляд, красиво, задушевно и проникновенно. Но давайте вникнем в значение глагола «отмолю». «Толковый словарь» Т.Ф.Ефремовой гласит по этому поводу: «Отмаливать - длительными молитвами просить прощение у Бога за совершенные грехи». Получается, что погибшие российские офицеры и солдаты – сплошь грешники, коль их намерены отмаливать. Безгрешных людей не бывает, но отзываться плохо о мертвых не принято, тем более так громко и на публике. Если же имелось в виду отмаливание их у Всевышнего, чтобы Он отпустил погибших обратно на Землю, то тогда это входит в противоречие с просьбой-призывом «Вернитесь сами!». Ибо, если они могут вернуться сами, зачем их отмаливать? Свои грехи они и сами как-нибудь отмолят, коль уж им по силам вернуться самим, без чьей-либо помощи. По законам военного времени лишать противника жизни не считается преступлением или грехом, ибо на полях кровавых битв действует правило: если не убьешь ты, убьют тебя. Значит те, к кому обращены слова «я отмолю вас всех слезами», не являются грешниками и, следовательно, не нуждаются, чтобы кто-то отмаливал их несуществующие грехи. Заключительные две строки припева хоть и эмоционально риторичны, но всё же в них присутствует какая-то, пусть и натянуто-примитивная, но поэзия.
Переходим ко второму куплету, состоящему, в отличие от первого, из одной строфы:
«Протянем руки к тем, глаза чьи слёз полны,
Чей дом осиротел от ужаса беды.
Помянем их, прошу, помянем миром их,
Погибших за страну, за честь и за своих».

Друзья, помянем тех, ушедших в синеву,
Кто личный свой успех не ставил во главу.
Помянем их мольбой и скорбью наших душ,
Всех, кто велик судьбой, кто был на подвиг дюж.
Помянем их стократ и рюмкой, и слезой,
И горечью наград за их последний бой.
Помянем, стоя все, сынов и дочерей,
Чьи образы в росе живут для матерей.

Живите вечно, во всем красивы,
Вы навсегда в душе России;
Отныне небо – обитель ваша,
Где нет барьеров для пилотажа.
Когда вернетесь, поймав удачу,
Я обниму вас и заплачу.
О вас тоскует в слезах Россия;
Как это больно невыносимо!

Направим взоры к тем, чьи души слез полны,
Чей дом осиротел по прихоти войны.
Встав на одну волну, помянем россиян,
Погибших за страну и за однополчан.
Помянем не в стыде заслуженной хвалой
Не сдавшихся там, где свет борется со мглой.
Помянем, не размыв добра и зла межи:
Забыть не вправе мы тех, кто спасли нам жизнь.

Живите вечно, во всем красивы,
Вы навсегда в душе России;
Отныне небо – обитель ваша,
Где нет барьеров для пилотажа.
Когда вернетесь, поймав удачу,
Я обниму вас и заплачу.
О вас тоскует в слезах Россия;
Как это больно невыносимо!

Как вы заметили, друзья, я изменил название песни, добавил одну строфу в припев и одну строфу во второй куплет. Кроме того, сохранена универсальность песни, но с правильным акцентом, чтобы она относилась ко всем российским солдатам, павшим на всех войнах и во всех «горячих точках», где они сражались, а также ввел слово «пилотаж», указывающее на профессию Олега Пешкова.
Отдельно хотел бы остановиться на названии песни. «Живите вечно» - практически то же самое, что и «Верните память». Пока об усопших помнят, они живы. И будут жить вечно, если память о них будет передаваться из поколения в поколение. И когда мы говорим «Живите вечно» нашим братьям и сестрам, покинувшим Землю, - это означает, что мы их никогда не забудем. То же самое подразумевала и Мария Захарова в словах «Верните память», но они, обращенные к погибшим, все-таки были слегка не из той оперы.

Не смущаясь, высказывайте свое мнение и присылайте свои варианты еще большего усиления этого стихотворения. Лучшие из них будут обязательно учтены.

В завершение считаю важным подчеркнуть, что подобные патриотические песни чрезвычайно необходимы российскому народу именно сегодня, когда американо-европейскими мерзавцами развернута широкомасштабная клеветническая кампания против России с целью расшатывания ее государственных устоев и раздробления ее территории, в том числе и с помощью разрастающейся продажной «пятой колонны». Мне горестно осознавать, что подавляющее большинство «звезд» российского шоу-бизнеса считает зазорным для себя петь патриотические песни. В их среде, да и в немалой части общества выработалось мнение, мол, если кто-то поет песни о родине, значит, он кремлёид, путиноид и лижет пятую точку власть имущим. Это – абсолютно ущербная позиция, умышленно внушенная россиянам западными агентами влияния, преследующими цель лишить граждан России их культурного и нравственного наследия. Следует срочно избавиться от привнесенного врагами комплекса неполноценности и начать во все горло воспевать свою великую и святую Русь.

Читайте также: