Песня состоит из слов и мелодии
Обновлено: 23.11.2024
Представьте что вы делите трек на горизонтальные куски и вертикальные.
Условно можно выделить 2 главных направления по которым изучают состав любого трека.
1. Части трека "по горизонтали" или по времени: (вступление, развитие, продолжение, кульминация, дроп и т.д.),
2. Состав трека "по вертикали" : разные партии (ударные инструменты, мелодия, вокал, эффекты, инструментальные партии, и т.д.).
Теперь подробнее про каждое из них.
Структура трека по частям в музыкальной программе. Структура трека по частям в музыкальной программе. Структура трека по частям в музыкальной программе. Структура трека по частям в музыкальной программе.Ссылка на саму структуру трека в excel
Ниже можно послушать сам трек.
СОСТАВ ТРЕКА.
Если начать слушать любой трек, то в нем можно услышать много различных музыкальных партий. Где-то слышны ударные инструменты, а где-то нет. Где-то вступает вокальная партия, а где-то перестает петь. Также сразу можно услышать множество звуков разных музыкальных инструментов. А еще, если говорить об электронных треках, то там достаточно много эффектов, которые делают трек интересным для слушания.
1. Одной из самых слышимых партий треков являются ударные, или битовые партии . Огромное количество разновидностей самых разных ударных инструментов, их соединения с перкуссией. Без ударной партии огромное количество треков не воспринималось бы так интенсивно и внимательно слушателями, так как трек был бы блеклым, скучным, и не активным по восприятию. Тот самый главный стимул и пульс трекам создают именно ударные партии.
Если вы захотите познакомиться с ударными инструментами трека подробнее, посетите этот ресурс . Там же можно их и послушать.
2. Еще одним из самых узнаваемых видов партий в треке является вокальная партия . У многих треков обязательно присутствует вокальная партия. Пусть и не такая полная, как в настоящих песнях, но все же 1-2 фразы исполнители пропевают. Из таких вокалов часто могут делать интересные вариации, благодаря нарезке вокала, изменения при помощи эффектов и т.д.
Одним словом, вокальную партию вы точно не спутаете с другими.
3. Самым узнаваемым и слышимым видом партии является главная мелодия трека . Очень часто главные мелодии играются ярким инструментом. У них есть свои названия, например, Lead ("лид"), или Riff ("риф"). Такие виды мелодий звучат ярко, сочно, и их точно не спутаешь с другими партиями. Благодаря главным мелодиям как раз можно узнать тот или иной трек. Такая мелодия часто повторяется на протяжении всего трека. И очень часто главная мелодия звучит в самой яркой и важной части трека.
4. Теперь задача чуть посложнее. Услышать менее главные и менее яркие партии трека. Одним из наиболее часто используемых видов партий является бас . Хоть бас и пишется как один из важных компонентов трека, но по определенным причинам его не всегда можно четко услышать в треках. В некоторых треках басы настолько гулко и не ярко звучат, что не всегда понятно, а что это за партия.
Однако есть треки, где бас является главной партией, и там он слышен гораздо лучше. Некоторые направления электронной музыки используют бас как главную партию, и строят на основе его весь трек. В других же треках бас является лишь дополнительной музыкальной партией, поэтому там он легко смешивается с остальными партиями, и потому не сразу слышен четко. За счет баса весь трек получает глубину и полноту звучания. Он идеально подчеркивает нижние частоты трека, придавая более важное звучание всему треку.
5. Еще одной менее слышимой партией являются Pad ("пэды"). Такая партия больше похожа на гудение скрипок, которые слегка обозначают звуковой фон, или слой трека. Пэды, собственно, и переводятся как "подклад", который музыкально "фонит" на протяжении всего трека. Пэды идеально создают атмосферу в треке. Они же иногда и передают основную гармонию, особенно когда играют аккордами. На некоторых пэдах держится гармоническая "красота" трека, так как без них мелодия и бас иногда звучат довольно "скучно". Пэды - это длинные долготянущиеся звуки.
6. Партии, которые создают "изюминку" треку - это эффекты, или FX-эффекты. Это такие шипящие, бумкающие, внезапно стукающие, или плавно возникающие и затыкающиеся партии. Благодаря эффектам треки "оживают" и становятся интересными для слушания. Эффекты хорошо удерживают аудиовнимание слушателей, пока звучит трек. После каждого FX-эффекта слушатель "хочет продолжения" и слушает трек дальше.
7. Существуют и другие вспомогательные партии, которые так или иначе украшают трек. Но выше перечисленные, пожалуй, наиболее значимые. И большинство из них присутствуют почти в каждом треке.
Переходим к анализу трека "по горизонтали"
ЧАСТИ ТРЕКА.
Если рассматривать трек по длине и по продолжительности, то во время слушания в нем можно выделить некоторые части. У каждой части свое предназначение. Попробуем обозначить самые важные, которые присутствуют во многих треках.
1. Intro ( "Интро" ). Это часть, которая вводит слушателя в начало трека. Интро присутствует у 90% треков. Без него сложно понять про что будет весь трек. Из интро можно понять примерно с какой скоростью будет играть трек, в какой тональности, какими звуками. Иногда в интро бывают первоначальные обозначения главной мелодии. Либо просто первоначальные звуки трека. Одним словом, интро готовит слушателя к полноценному прослушиваю всего трека.
Интро - это вступление трека.
2. Verse (" Куплет") . Очень часто в треках существуют две противоположные по значению партии: куплеты и припевы. Либо Breakdown ("яма") и Drop ("танцевальная часть"). Эти две пары имеют противоположные по восприятию функции. Куплеты и "ямы" - более спокойные части трека. А припевы и "дропы" - это активные и яркие части трека. На этом контрасте и устроено большинство треков. Этот контраст и любят воспринимать большинство слушателей.
Куплеты в совокупности могут занимать от 40 и более процентов всей структуры трека. Так что это своеобразный — фундамент, от которого и нужно “плясать”.
Итак, куплеты больше подходят для треков, в которых есть вокал. В куплетах в основном "рассказывается" о сути трека, куплеты готовят слушателя к главным частям - припевам. Если же в треке нет вокала, то чаще всего спокойной частью является breakdown (или в простонародии "яма" ). Она потому так и называется, что в этой части трек как бы "отдыхает" от своей активной части. В "яме" происходит наиболее спокойное звучание композиции. Очень часто в "яме" раскрывается романтика, и исполняется наиболее красивая часть трека. Еще в "яме" слушатель "отдыхает" от прослушивания первой танцевальной части. И после "отдыха" он снова будет готов слушать вторую танцевальную часть трека.
3. Pre-chorus ("Предверие Припева") — это не обязательная, но довольно часто употребляемая часть песни, которая по своей сути является развитием куплета (verse). Она также может называться «build» («развитие») или «transitional bridge» («переходный мостик»).
Суть ее в том, чтобы нагнетать напряжение перед ярким припевом, мелодически разнообразить куплет песни, чтобы припев явился перед слушателем с гораздо более ярким чувством новизны.
4. Сhorus ("Припевы"). Вот мы и дошли до главной части всего трека. Припевы чаще всего используются в треках с вокальной партией. В припевах раскрывается вся суть композиции. Все припевы, как правило, повторяют свои слова (2 или 3 припева может быть в треке). Ну и конечно же, в основном, припевы - самые яркие части песен. Если в треке нет вокала, то такая часть может называться Drop ( "танцевальная часть" , в простонародии он также зовется "дроп"). Это самая яркая часть трека. Там самые запоминающиеся музыкальные партии: бас, либо мелодии, либо набор эффектов.
Большинство песен и треков мы запоминаем именно по этой части.
5. Есть еще одна часть, которая довольно часто используется - это Bridge ( "бридж" ). Такая часть, которая разбавляет чередование куплетов и припевов. Как правило, если долго чередовать куплет - припев - куплет - припев, то после такой комбинации слушатель начнет уставать от однообразия. Тут на помощь приходит новая неповторимая часть Bridge ("бридж" - т.е. буквально "мост"), которая соединяет первую половину трека со второй. Бридж сильно может отличаться от любой части. В этом его главная особенность, он украшает трек новым звучанием.
6. Когда нужно закончить трек, его желательно тоже не бросать на какой-то активной части. Для этого существует специальная часть трека Outro ( "аутро" ) - выход из трека. В этой части могут постепенно затихать инструменты, либо часть партий отсутствовать, чтобы произошло естественное заканчивание трека.
Существуют дополнительные части треков , которые встречаются не везде, но если они используются в музыке, то очень хорошо могут разнообразить ее содержание.
7. Instrumental solo ("Инструментальное соло") — это часть, предназначенная для исполнения какого-либо соло. Либо на гитаре, либо на клавишных, либо на барабанах… на чем вздумается! Бывает так, что соло исполняется двумя музыкантами сразу.
Сольная часть основана на той же гармонии, что и основные части трека (такие как куплет, припев, или бридж). Чаще всего играются те же самые ведущие мелодии, которые были слышны на протяжении трека, но с приукрашиваниями, отступлениями, техническими изворотами. Приветствуются сочетания ладовых проходов, арпеджио, рифов и т.п.
8. Brake ("Брейк") — это барабанная «сбивка» в конце такта. Небольшой «перерыв» в завершении музыкальной фразы, который обычно маскируется замысловатой барабанной пробежкой и одной-двумя нотами ведущих инструментов трека.
Брейки являются некими «шарнирами» песен. Они часто свидетельствуют о стыке двух музыкальных фраз или структурных элементов трека.
Использовать брейк нужно аккуратно. Начинающие музыканты очень любят вставлять брейк чуть ли не в каждом такте. Это далеко не всегда работает на слушабельность композиции. Есть простой совет, который позволяет нащупать баланс: чем больше инструментов используется в треке, тем меньше в нем должно быть брейков.
Иногда замысловатый барабанный брейк с одним-двумя инструментами используют где-то ближе к концу трека в качестве бриджа. Он длится четыре-восемь тактов и резко перетекает либо в припев, либо в пред-припев.
Смотрите мои видеоуроки на канале Risha Manis
Читайте также: