Песня со словом дьявол
Обновлено: 23.11.2024
Люди почему-то думают, что о Дьяволе поют только металлисты. Но сам Дьявол так не думает!
Музыка испокон веков считалась искусством темным, демоническим. Вспомни хотя бы, сколько мифов и легенд о композиторах, продавших душу Люциферу, породила христианская культура. Причин тому так много, что в рамках одной статьи и не объяснишь, тут книги писать надо, да наверняка их уже написано с миллион. Однако нетрудно предположить (и это предположение окажется верным), что корень неприязни церкви к популярной музыке — многовековая борьба с язычеством и его неистребимым культурно-этическим наследием.
Церковь поступила мудро (да и некуда было ей деваться), создав собственный музыкальный арсенал, а насколько в этом преуспела, свидетельствует хотя бы то, что она подарила нам Иоганна Себастьяна Баха. Тем не менее низменное, народное баловство музыкой продолжало порождать гнусные плясовые языческие ритмы да дурманящие и развращающие песнопения.
Тот же джаз — исток всей современной поп-музыкальной вселенной — зачат как смесь уличной, кабацкой европейской музыки и военных маршей с языческими африканскими ритмическими рисунками. То есть в фундамент заложены вино, война, колдовство и секс! И хотя первые исполнители блюза и джаза непрестанно обращались в своих песнях к Богу и библейским святыням, не забывай, что они были родом из Нового Орлеана, где и по сей день в ходу вудуизм и черная магия — по крайней мере, если верить американским фильмам и книгам-страшилкам.
Поэтому неудивительно, что спустя полвека, когда возник рок-н-ролл, он тотчас получил два пуританских клейма: дело рук коммунистов и дело рук Сатаны.
Принято считать, что открыто прославлять Дьявола с его прихвостнями стали тяжелые рокеры в начале 70-х (MAXIM даже писал об этом подробно в статье «Комик в горле. Богохульники-тролли с древнейших времен до наших окаянных дней»). Но, если хорошо покопаться в старых блюзовых архивах, можно найти изрядное количество уцелевших произведений на инфернальную тематику. В большинстве своем они далеки от прославления темных сил, но часто в них можно уловить очень и очень двусмысленный подтекст.
Но что-то мы заболтались. Люцифер уже звонил два раза и просил включить его любимую музыку. В хронологическом порядке.
Шарль Гуно — Куплеты Мефистофеля из оперы «Фауст», 1869
«Люди разных каст и стран пляшут в круге бесконечном, окружая пьедестал. Сатана там правит бал, там правит бал!» Послушай только, как с демоническими откровениями по мотивам «Фауста» Гёте выступает Анатолий Кочерга.
Читайте также: