Песня о тревожной молодости авторы слов и музыки

Обновлено: 22.11.2024

ПЕСНЯ О ТРЕВОЖНОЙ МОЛОДОСТИ. АККОРДЫ ДЛЯ ГИТАРЫ

Размер 4 / 4

ла бы страна род-

звёзд ночной по-

ТРАНСПОНИРОВАТЬ В ДРУГУЮ ТОНАЛЬНОСТЬ. НА ПОЛТОНА

Текущая тональность: ля минор

Условные обозначения

I. Струны от 6-ой до 1-ой (слева направо).
II. Номер лада.
III. Открытая струна.
IV. На струне не извлекается звук.
V. Пальцы: указательный ( 1 ), средний ( 2 ), безымянный ( 3 ), мизинец ( 4 ).
VI. Барре указательным пальцем.

ПЕСНЯ О ТРЕВОЖНОЙ МОЛОДОСТИ. ПОДОБРАТЬ БОЙ (ПЕРЕБОР)

Справочник Перебор 4/4 Перебор 3/4 Перебор 6/8 Бас + аккорд Перебор + аккорд Условные обозначения

Шестиструнная гитара. Аккомпанемент и ритмические рисунки

Очень часто, выучив расположение аккордов на грифе гитары, начинающие гитаристы задаются вопросом: как должна вести себя правая рука в процессе исполнения аккомпанемента? Какой ритмический рисунок больше подходит для той или иной песни? Стоит ли играть аккомпанемент боем или перебором?

Строго говоря, любую песню можно сыграть любым ритмическим рисунком, однако есть и некоторые «правила». Всё зависит от характера и жанра исполняемого произведения. Так, лирические песни обычно исполняются перебором (в классической гитарной терминологии этот приём называется «арпеджио»), маршевые — боем (расгеадо), песни сдержанного характера — аккордами. Опытному гитаристу всё это может показаться само собой разумеющимся, а вот начинающему, на первых порах, не помешает какая-нибудь «шпаргалка» или краткий справочник. Данная небольшая программа, в которой представлены наиболее употребительные ритмические рисунки для популярных песенных размеров (2/4, 3/4, 4/4 и 6/8), и является подобным справочником.

ПЕСНЯ О ТРЕВОЖНОЙ МОЛОДОСТИ. ТЕКСТ

Забота у нас простая,
Забота наша такая —
Жила бы страна родная,
И нету других забот!

ПРИПЕВ:
И снег, иветер,
И звёзд ночной полёт…
Меня моёсердце
В тревожную даль зовёт.

Пускай нам с тобой обоим
Беда грозит за бедою,
Но дружба моя с тобою
Лишь вместе со мной умрёт.

Пока я ходить умею,
Пока я глядеть умею,
Пока я дышать умею,
Я буду идти вперёд.

И так же, как в жизни каждый,
Любовь ты встретишь однажды.
С тобою, как ты отважна,
Сквозь бури она пройдёт.

Не думай, что все пропели,
Что бури все отгремели,
Готовься к великой цели,
А слава тебя найдёт!

ПЕСНЯ О ТРЕВОЖНОЙ МОЛОДОСТИ. АВТОРЫ

Советский композитор Александра Николаевна Пахмутова (р. 1929)

АЛЕКСАНДРА ПАХМУТОВА

Александра Николаевна Пахмутова родилась 9 ноября 1929 года в посёлке Бекетовка под Сталинградом (ныне Волгоград). Свои первые мелодии написала в три с половиной года, а в возрасте пяти лет сочинила пьесу для фортепиано «Петухи поют». В 1936-м поступила в городскую музыкальную школу. С 1942 по 1943 находилась в эвакуации в Караганде, где продолжила учёбу в местной музыкальной школе. В 1943 году поступила в Центральную музыкальную школу г. Москвы. 1953-м с отличием окончила Московскую консерваторию по классу композиции у В. Я. Шебалина, а в 1956-м — аспирантуру. Пахмутова завоевала особую известность как автор песен. К значительным творческим достижениям Пахмутовой принадлежат песенные циклы «Таёжные звёзды» (1962—63), а также «Созвездие Гагарина» (1970—71). Всенародную популярность завоевали «Песня о тревожной молодости» (1958), «Геологи» (1959), «Главное, ребята, сердцем не стареть» (1963), «Нежность» (1966), «Трус не играет в хоккей» (1968), «Хорошие девчата» (1962), «Старый клён» (1962), «Орлята учатся летать» (1965), «Герои спорта» (1972), «Мелодия» (1973), «Надежда» (1974), «Белоруссия» (1975). Из произведений других жанров выделяется концерт для оркестра (1972) и созданный на его основе балет «Озарённость», а также музыка для детей (кантаты, песни, хоры, инструментальные пьесы). Александра Пахмутова — обладатель множества советских и российских наград. В настоящее время проживает в Москве с мужем Н. Добронравовым.

Советский поэт Лев Иванович Ошанин (1912—1996)

ЛЕВ ОШАНИН

ПЕСНЯ О ТРЕВОЖНОЙ МОЛОДОСТИ. ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

Главные герои фильма «По ту сторону»: Лиза (Елена Муратова) и комсомолец Матвеев (Всеволод Сафонов)

Советские композиторы, создавая современные комсомольские песни, не однажды обращались к героическому прошлому нашего народа, к событиям гражданской и Великой Отечествен­ной войн.

Так, например, Александра Николаевна Пахмутова, наш «главный комсомольский композитор», как назвал ее Дмитрий Бори­сович Кабалевский, в 1958 году написала для кинофильма по роману Виктора Кина «По ту сторону» «Песню о тревожной молодости» (на стихи Льва Ошанина). Действие фильма проис­ходит на рубеже двадцатых годов на Дальнем Востоке, который последним в нашей стране был очищен Красной Армией с помощью партизан и местного населения от иностранных интер­вентов и остатков белых банд.

Вот что рассказывает известный поэт Лев Иванович Ошанин о том, как была написана песня:

— Фильм «По ту сторону» давал возможность связать единой романтической нитью все поколения гражданской войны. Мне хотелось написать такие слова, чтобы в них переплелись и доро­ги гражданской войны, и дороги первых пятилеток, и дороги войны Отечественной и чтобы, передавая прошлое, слова песни переносили нас в сегодняшний день, были словами сегодняшних комсомольцев, сегодняшней молодежи. Я написал слова, в кото­рых, как мне казалось, удалось передать замысел. Пахмутовой понравились слова, и она написала на них музыку. Начинаем играть и петь — все мимо, все неинтересно, песни нет. Я уж потом узнал, что у Пахмутовой, как и у Островского, с большим трудом пишется музыка на готовый ритм. У нее складывается всегда какой-то свой ритмический ход. Несколько попыток на­писать музыку на мои стихи оказались неудачными. Потом она говорит:

— Может быть, вот это?

И играет чудесную музыку, по мысли совершенно такую, которая нужна, а по ритму совсем другую, чем мои стихи.

Это отлично, — говорю я.

А у вас слова другие, — говорит она.

Ну что же делать? Я написал заново слова, в которых нет ни приказательных интонаций, ни назойливого повторения про­писных истин. В них — раздумье о Родине и романтический рас­сказ о человеческой судьбе и порывах человеческого сердца:

И снег, и ветер,
И звезд ночной полет.
Меня мое сердце
В тревожную даль зовет.

(«меня» зовет, а не; «тебя».)

Пока я ходить умею,
Пока глядеть я умею,
Пока я дышать умею,
Я буду идти вперед.

(Не «ты иди», а «я буду идти», а ты — как хочешь).

И вот когда так ставится вопрос, этому «ты» начинает тоже хотеться идти сквозь снег и ветер, думать о Родине и совершать поступки, достойные настоящего человека. Вот в этом ведь, в сущности состоит задача комсомольской песни — открыть человеку возможность подвига».

Композиторский талант другого автора «Песни о тревожной молодости» — Пахмутовой проявился очень рано — трехлетней девочкой она уже импровизировала за фортепиано, а в пять лет сочинила «настоящую» фортепианную пьесу «Петухи поют» и сыграла ее родным. Отец Али, хотя и не музыкант-профессионал, прекрасно играл на фортепиано и был первым учителем своей дочери. Семья жила недалеко от Сталинграда, и девочку вскоре стали возить в городскую музыкальную школу. Успехи ее стали заметны всем, особенно успехи сочинительские. Две­надцати лет она в числе лучших учеников музыкальной школы выступила как композитор на сцене сталинградского театра. Успела выступить. Через два часа концерт прервался. Было двенадцать часов дня 22 июня 1941 года.

В 1943 году Алю за выдающиеся способности зачислили в Центральную музыкальную школу при Московской консерватории, хотя в технике игры на фортепиано она отставала от сверстников. Это было не удивительно — последние полтора года она за отсутствием фортепиано играла на аккордеоне.

В школе, а потом в консерватории Аля занималась у известно­го композитора Виссариона Яковлевича Шебалина, а по окончании консерватории вместе с группой начинающих композиторов посещала молодежную секцию Союза композиторов — занятия там вел Дмитрий Борисович Кабалевский.

Фильм «По ту сторону». Актёр Сергей Филиппов в роли анархиста

Такие превосходные учителя помогли Пахмутовой проявить лучшие черты ее огромного песенного дарования. И хотя у Пахмутовой есть и симфоническая «Русская сюита» и Концерт для трубы, и Концерт для симфонического оркестра, и фортепиан­ные произведения, и музыка к кинофильмам, — вершина ее творчества — песни, детские и молодежные, эстрадные и массовые. В поисках тем для этих песен она со своими соавторами, поэтами Николаем Добронравовым и Сергеем Гребенниковым, исколесила всю нашу страну. Героями их произведений стали летчики, солдаты и матросы, рабочие, инженеры, машинисты, геологи, строители — коммунисты и комсомольцы. Им посвящены, например, знаменитые песенные циклы «Таежные звезды», «Обнимая небо».

Для детей Пахмутова написала сюиту «Ленин в сердце у нас», кантаты «Красные следопыты», «Отрядные песни» и множество любимых ребятами песен — «Орлята учатся летать», «Звездопад», «Трус не играет в хоккей» и др.

Есть у Пахмутовой прекрасные песни о Ленине, Родине, России, а первому космонавту Юрию Гагарину композитор посвятила цикл песен «Созвездие Гагарина».

Лирика и мужественность — главные черты стиля Пахмутовой. Они проявились уже в «Песне о тревожной молодости», одной из ее ранних комсомольских песен, за которыми последовали «Геологи», «Главное, ребята, сердцем не стареть» и др.

В «Песне о тревожной молодости» композитор рисует, по выражению Кабалевского, «своеобразный собирательный портрет нашей молодежи, ее лучших гражданских черт, портрет, написанный в увлекательных, романтических тонах». И поэтому не нуждается в объяснении эпизод, происшедший спустя восемь лет, на XV съезде Ленинского комсомола во Дворце съездов. Пахмутова не успела еще сойти с трибуны после выступления, как весь зал подхватил начатую кем-то песню:

Забота у нас простая,
Забота наша такая:
Жила бы страна родная,
И нету других забот.

А родная страна жила и живет полнокровной жизнью, и у нее тоже лишь одна забота — сделать советских людей еще счастливее. И поднимаются новые города, воздвигаются новые ги­ганты индустрии, покоряются человеку великие сибирские реки. И во всех этих битвах за счастливое завтра вместе с коммунистами и комсомольцами участвует главный комсомольский компо­зитор Александра Пахмутова. По путевке ЦК ВЛКСМ вместе со своими друзьями поэтами, исполнителями она побывала на стройках Сибири, создала там много новых песен, и первыми их слушателями и критиками были те, о ком они написаны. Сегодня эти песни широко известны. Среди них «ЛЭП-500», «Девчонки танцуют на палубе», «Марчук играет на гитаре», «Бирюсинка».

Эти песни явились своеобразной летописью великих комсо­мольских строек 60-х годов.

Источник: В. Викторов, М. Садовский. Звонкие судьбы. М., 1980

«ПОКА Я ДЫШАТЬ УМЕЮ, Я БУДУ ИДТИ ВПЕРЁД. »

Главные герои фильма «По ту сторону»: комсомольцы Безайс (Юрий Пузырёв) и Матвеев (Всеволод Сафонов)

Эта песня пришла к нам под стук колес. Помните кинокадры: мерно погромыхивает на стыках рельсов вагон, и молодой парень очень негромко начинает:

Забота у нас простая,
Забота наша такая.

А второй подхватывает:

. Жила бы страна родная,
И нету других забот.

Друзей звали — Антон Матвеев и Виктор Безайс. Знакомые нам по страницам замечательного романа комсомольского писателя Виктора Кина «По ту сторону», они теперь стали еще и героями одноименного фильма. И вот едут Антон и Виктор, комсомольцы двадцатых годов, на Дальний Восток, в белогвардейский тыл, едут с очень опасным заданием, и в негромкой их песне — раздумья о своей тревожной молодости, о цельности души и верности долгу, об ответственности перед временем:

Пока я ходить умею,
Пока глядеть я умею,
Пока я дышать умею,
Я буду идти вперед.

Ставшая лейтмотивом фильма, она так и называлась — «Песня о тревожной молодости». С этой мелодии, по сути, узнали мы композитора Александру Пахмутову, а стихи написал Лев Ошанин.

Лев Иванович вспоминает: «Фильм давал возможность связать единой романтической нитью все поколения комсомольцев. В музыке нашей песни слышатся отклики давних лет. Слова мне хотелось написать так, чтобы в них переплелись и дороги гражданской войны, и дороги первых пятилеток, и дороги войны Отечественной, и чтобы, передавая прошлое, слова песни перекидывали нас в сегодняшний день, были словами сегодняшнего комсомола, сегодняшней молодежи. »

И хотя поэт показал молодому композитору вполне хорошие стихи, где было все, что требовалось по замыслу, Пахмутова перекладывать их на музыку вовсе не торопилась. Потому что у нее сложился свой образ песни (сейчас-то мы знаем, что в этом образе главное: необыкновенный лиризм и тоже какой-то совсем особый романтизм). Услышав «новорожденную» мелодию, Ошанин решительно отказался от первоначального поэтического варианта и написал новые строки — и по ритму новые, и по лирическому заряду.

Песню принесли на киностудию, и там ее приняли безоговорочно. Во время записи артисты очень старались, но Пахмутову удовлетворил лишь семнадцатый дубль!

А потом. А потом «Песня о тревожной молодости» пришла с экрана к нам и живет с нами уже долгие годы. Да, кинокартина, признаться, порядком подзабылась, но вот о песне такого не скажешь. Песня — всегда на слуху, всегда на сердце.

Не думай, что все пропели,
Что бури все отгремели,—
Готовься к великой цели,
А слава тебя найдет.

Что интересно: прилетев с экрана, она однажды снова вернулась в кино. Помните фильм Чухрая «Жили-были старик со старухой. »? Так вот, совсем не случайно любимая песня старика там - «Песня о тревожной молодости». И когда этот цельный, бескомпромиссный человек умирает, на поминках звучит знакомая мелодия. Много других хороших песен сложила потом Александра Пахмутова — и про геологов, и про усталую подлодку, и про звезду рыбака, и про надежду, которая «наш компас земной», и про то, что «дети на свете играют в Гагарина». Долго мог бы перечислять еще, радуясь и удивляясь ее неуемному таланту, но каждый и так знает эти маленькие шедевры. Лишь подчеркну опять: начиналось-то все с «Песни о тревожной молодости», ее пронзительность, ее нерв ощущаем мы в музыке Пахмутовой снова и снова. Талантом Пахмутовой восхищаются все,— как говорится, «и старые, и малые», но особенно любят ее песни все-таки люди молодые. Не случайно же в числе других почетных званий композитору присвоено имя лауреата премии Ленинского комсомола.

Читайте также: