Песня без слов вокализ соло ария
Обновлено: 12.11.2024
Раздел: Музыка и литература.
Тема урока: Жанры вокальной и инструментальной музыки.
Художественное название: Исповедь души.
Цель урока: систематизировать знания учащихся о жанрах вокальной и инструментальной музыки через характеристику произведений Ф.Шуберта и С.Рахманинова.
Планируемые результаты:
Предметные: формировать мотивационную направленность на продуктивную музыкально-творческую деятельность, способность эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью; владеть ключевыми понятиями музыкального искусства: вокализ, песня без слов, баркарола; развивать вокально-хоровые навыки, общие музыкальные способности.
Метапредметные УУД: уметь оценивать художественно-образное содержание музыкальных произведений и примеров литературы, развивать умения свободно излагать собственного прочтения услышанной музыки.
Познавательные: уметь самостоятельно ставить новые учебные задачи, находить и выделять необходимую информацию, обобщать и оценивать её; анализировать слушаемую музыку; осваивать жанровые и стилевые многообразия музыкального искусства, специфику его выразительных средств и музыкального языка, интонационно-образной природы и взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью.
Регулятивные: контролировать и оценивать результаты учебной деятельности; владеть художественно-практическими умениями и навыками в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности (слушании музыки, пении, музыкально-пластическом движении, импровизации, игре на детских шумовых инструментах).
Коммуникативные: уметь слушать и вступать в диалог; участвовать в обсуждении проблемы; воспитывать ответственность и аккуратность.
Личностные: ответственно относиться к учению, формировать готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к пению и познанию.
Техническое оборудование: ноутбук, проектор, экран, синтезатор.
Тип урока: комбинированный.
Формы работы учащихся: фронтальная, групповая.
Музыкальный материал:
3. Ф.Шуберт. «Баркарола»
4. Русская народная песня «Земелюшка-чернозем»
5. «Если б не было школ», муз. В. Шаинского
Ресурсы урока: учебник «Музыка 5 класс» (авторы Критская Е.Д.; Сергеева Г.П.); портреты композиторов, раздаточный материал (схемы анализа музыки, карточки с заданиями, тексты песен).
Методы: словесные; наглядные; практические; частично-поисковые.
Педагогические технологии: здоровьесберегающие; информационно-коммуникативные; технология учебного диалога; деятельностный подход; хоровое исполнение песни.
Эпиграф: Что не выразишь словами, звуком на душу навей.
1.Организационный момент.
2. Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности.
- Ребята, я буду задавать вам вопросы по пройденному материалу, если не знаете ответ, говорите слово «дальше» и передаёте право ответа следующему ученику по цепочке.
Игра «Дальше».
- Одно из главных выразительных средств музыки? (мелодия).
- Самый простой жанр вокальной музыки, в котором соединяются вместе музыка и литература? (песня).
- К какому жанру музыки она относится? (вокальная).
- Как назвать песни, написанные народом? (народные).
- Как можно назвать песню лирического характера? (романсом).
- Как называется торжественная песня, символ государства? (гимн).
- Как называют по-другому народное творчество? (фольклор).
- Назовите музыкальное произведение и композитора, написанное на основе русского фольклора? (Анатолий Константинович Лядов «Кикимора»).
- К какой музыке по способу исполнения оно относится? (к инструментальной).
Чтение эпиграфа вслух (тихо, нараспев).
- О каких звуках говорит поэт? Рассуждения детей (музыкальные звуки помогают глубже раскрывать содержание литературных произведений).
- Сейчас прозвучат два фрагмента музыкальных произведений. Внимательно вслушайтесь и подумайте: что между ними общего и что их различает (слушание П.Чайковский, финал симфонии №4, р.н.п. «Во поле березка стояла»).
-Что общего между фрагментами? (одинаковая мелодия).
-Знакома вам мелодия? Назовите её (р.н. п. «Во поле береза стояла»).
-Что их различает? (одно исполняется со словами, а другое исполняется музыкальными инструментами) .
- Как вы думаете, о чём будет наш урок сегодня? Сформулируйте цели урока.
Дети: познакомиться с новыми жанрами, найти их сходства и различия.
- Как вы считаете, какова тема урока?
Дети. Жанры инструментальной и вокальной музыки.
- Сегодня на уроке мы с вами продолжим раскрывать взаимосвязи музыки и литературы и рассмотрим подробнее интонационно-выразительные возможности мелодии в общих жанрах инструментальной и вокальной музыки. Композиторы используют разные средства музыкальной выразительности, чтобы передать различные образы. Одним из главных выразительных средств в музыке является мелодия. Как вы думаете, почему?
Дети: Мелодия передаёт мысли и чувства человека. Через мелодию композитор нам о чём-то рассказывает; помогает в этом интонация.
- Совершенно верно. Поэтому говорят, что мелодия – это мысль, выраженная звуками. В обычной нашей речи свои мысли мы передаём словами, они складываются во фразы и предложения. Тоже происходит и в мелодии: несколько звуков образуют мотив – маленькую частицу мелодии, несколько мотивов составляют фразу, а фразы образуют предложения. Поэтому так важно внимательно вслушиваться в музыкальную речь. Проще понять музыкальное произведение, когда есть название или стихотворный текст, например в песне. Подумайте, что стало бы с песней без стихотворного текста?
Дети: Наверное, просто музыка, без слов. Содержание будет у каждого слушателя своё. А некоторым людям будет не всё понятно.
- Конечно, но останется самое главное – мелодия. А её можно просто пропеть или сыграть на каком-нибудь инструменте. И получится песня без слов.
4.Первичное усвоение новых знаний.
Именно так в музыке возникли жанры, где главенствует выразительная песенная мелодия.
Послушайте фрагмент музыкального произведения и вспомните жанр вокальной музыки.
Слушание «Вокализа» С.Рахманинова.
-Что это за жанр? Может быть, вы угадали и произведение?
Дети определяют, что это жанр вокализ.
- Действительно, это вокализ. Вокализ – это произведение для голоса с инструментальным сопровождением, исполняемое на тянущемся гласном звуке (обычно «а»).
Автором данного вокализа является русский композитор Сергей Васильевич Рахманинов. Есть вокализы, которые представляют собой специальные упражнения для развития голоса певца и его виртуозной техники. Но «Вокализ» С.В.Рахманинова - это концертное произведение, имеющее большое художественное значение.
А какие чувства у вас возникли, когда звучал «Вокализ»? Нужны ли здесь слова?
Дети: Лирические, немного грустные. Слова здесь не нужны, каждый слушатель слышит что-то своё.
- Верно. Рахманинов посвятил этот вокализ певице А.Неждановой. Он говорил: «…Вы своим голосом и исполнением сможете выразить всё лучше и значительно больше, чем кто-нибудь словами».
И вот тут мы с вами должны вспомнить про интонацию как объединяющий стержень музыкальной речи и словесной. Что такое интонация? (дети вспоминают о понятии «интонация», перевод слова, рассуждают о том, что по интонации можно отличить колыбельную песню от плясовой, русскую музыку от зарубежной, старинную от современной).
-Действительно, по интонации мы можем прочувствовать характер произведения, понять музыкальный образ.
Вы сейчас слушали песню без слов, это был вокальный жанр.
Но есть песни без слов и в инструментальной музыке. Они нередко имеют названия, заимствованные у песенных жанров: мелодия, ария, романс, серенада.
Послушайте «Романс» русского композитора Г.Свиридова и подумайте, почему композитор назвал своё музыкальное произведение романсом.
Слушание «Романса» Г.Свиридова.
- Почему композитор назвал свое произведение романсом? Какие черты вокального жанра романса перешли в инструментальную музыку? (вспомнить, что такое романс и найти несоответствие).
Но мы убедились, что мелодичные, певучие интонации произведения воспринимаются как выразительная речь, как исповедь души человека. Этим инструментальный «Романс» Г.Свиридова близок к вокальному жанру романса.
- Сегодня мы познакомимся вас с романсом немецкого композитора XIX века Франца Шуберта, который называется «Баркарола».
Романс написан в жанре баркаролы – песни на воде. Родина этого жанра – Италия. «Barka» в переводе с итальянского означает лодка.
В мире музыки существуют вокальные и инструментальные баркаролы.
Работа с учебником.
-Прочитайте, пожалуйста, текст стихотворения на стр. 27, положенного в основу романса «Баркарола» Ф.Шуберта (обратить внимание на ритмические особенности стихотворных строк – размеренно, распевно).
- А теперь послушайте романс и подумайте, почему композитор назвал произведение «Баркарола»?
Слушание «Баркаролы» Ф.Шуберт.
После слушания вместе с учителем выясняют особенности мелодии и аккомпанемента, передающие образ баркаролы; анализ музыки по схемам и «Словарю эстетических эмоций».
- Почему романс назван «Баркаролой»? Какие интонации мелодии помогают передать песню на воде? Что напоминают мелодии этих произведений? (они напоминают монотонный ритм гребли и монотонность покачивания лодки).
Вокально-хоровая работа.
Продолжение работы над русской народной песней «Земелюшка-чернозём» (настроение, характер музыки, выразительность исполнения, игра на детских музыкальных шумовых инструментах).
Физкультминутка.
Утром бабочка проснулась,
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась,
Три – тихонечко присела,
На четыре – улетела!
5.Первичное закрепление.
-О каких общих жанрах инструментальной и вокальной музыки мы сегодня говорили?
Дети: О вокализе, песнях без слов, романсе, баркароле.
-Что такое песни без слов? Что является основным образом этих произведений?
Что объединяет эти жанры, какое выразительное средство музыки?
-Я предлагаю в форме сравнительной диаграммы закрепить знания о прослушанных музыкальных произведениях. Что их объединяет, а в чём разница? (общие особенности – вокальный вид музыки, лирическое настроение, песенный характер, тихая динамика, спокойный темп; минорный лад, аккомпанирющий инструмент фортепиано; различия – музыка композиторов разных стран, эпоха, наличие стихотворного текста, картина окружающей природы).
Творческое задание.
- А сейчас мы выполним творческое задание. Нужно сложить слоги в слова и назвать жанры вокальной музыки.
6.Домашнее задание.
Передать в рисунках художественный образ «Вокализа» С.В.Рахманинова (по желанию).
Повторное чтение эпиграфа.
Вывод: музыка и слово тесно связаны друг с другом, вместе они помогают понять чувства человека и раскрыть красоту окружающего мира.
С помощью опорных слов подвести итог полученных знаний.
-Мне было интересно…
8. Подведение итогов урока. Оценивание.
В заключении урока дети исполняют песню В. Шаинского «Если б не было школ».
-Спасибо всем! Вы хорошо поработали! Я желаю, чтобы знания, которые вы получаете на уроках в школе, помогали вам в жизни!
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Читайте также: