Московские окна песня авторы слов и музыки

Обновлено: 23.11.2024

Вот опять небес темнеет высь,
Вот и окна в сумраке зажглись.
Здесь живут мои друзья,
И, дыханье затая,
В ночные окна вглядываюсь я.

Я могу под окнами мечтать,
Я могу, как книги, их читать.
И заветный свет храня,
И волнуя, и маня,
Они, как люди, смотрят на меня.

Я, как в годы прежние, опять
Под окном твоим готов стоять.
И на свет его лучей
Я всегда спешу быстрей,
Как на свиданье с юностью моей.

Я любуюсь вами по ночам,
Я желаю, окна, счастья вам…
Он мне дорог с давних лет,
И его яснее нет —
Московских окон негасимый свет.

Послесловие:
Московские окна: самая уютная песня о столице
«Бывают случаи, когда признанные в мире классической музыки композиторы успешно реализуют себя и в песенном жанре. К таким универсальным мастерам можно отнести Сергея Прокофьева, Исаака Дунаевского, Дмитрия Шостаковича и, конечно, Тихона Хренникова.
В Популярный справочник-песенник 1989 года вошла песня Тихона Хренникова на стихи Михаила Матусовского «Московские окна». В справке о композиторе сказано следующее:
Хренников Тихон Николаевич — композитор, Герой Соц. Труда (1973), нар. арт. СССР (1963), Ленинская пр. (1974), Гос. пр. СССР (1942, 1946, 1952, 1967), Гос. пр. РСФСР им. М.И. Глинки (1979) (р. 1913, г. Елец Липецкой обл.).

В 1936 окончил Московскую консерваторию по кл. композиции у В.Я. Шебалина. С 1947 первый секретарь Союза композиторов СССР. Им написаны оперы, балеты, фп. концерты, симфонии, музыка к драм. спектаклям и кинофильмам. Большая часть песен пришла в жизнь из кинофильмов, театральных и телеспектаклей. Наиболее известные песни: «Песня о Москве» из кинофильма «Свинарка и пастух», «Песня друзей» из кинофильма «Верные друзья», «Колыбельная Светланы» из спектакля «Давным-давно», «Московские окна» и др.

История песни «Московские окна» началась в конце 1950-х, когда Тихон Хренников пребывал в санатории «Барвиха». Как-то к нему зашёл отдыхавший там же кинорежиссёр Григорий Александров и попросил написать песню для будущего фильма «Русский сувенир». Предполагалось, что её исполнит жена Александрова — актриса Любовь Орлова. Композитор согласился, сочинил одну мелодию, но, отправляясь в длительную командировку, решил передать заказ своему коллеге — Кириллу Молчанову. Написанная мелодия в это время оставалась в стороне: «Ноты лежали на рояле, и я про неё забыл совершенно», — рассказывал композитор.
Однажды мне позвонил Леонид Осипович Утёсов и попросил написать песню о Москве для его новой эстрадной программы. Хотя я, как известно, очень редко пишу песни специальные, однако отказать замечательному певцу я не мог и начал перебирать написанные ранее, но ещё не обнародованные мелодии. Пришла на память одна. Я пригласил Утёсова и сыграл её. Он схватил ноты, куда-то умчался и через несколько дней показал мне текст Михаила Матусовского.

Михаил Матусовский обычно отказывался писать стихи на готовую музыку, но мелодия, которую напел Утёсов, показалась ему «трогательной, очень лиричной, и, главное, дающей возможность писать стихи, а не подтекстовку». По воспоминаниям Матусовского, когда стихи были готовы, он принёс их на репетицию утёсовского оркестра, которая проходила в клубе московских шофёров. Было холодно, и Утёсов «репетировал в зимнем пальто, ушанке и в огромных деревенских валенках». В перерыве между номерами они пригласили пианиста и попробовали прослушать получившуюся песню.
Премьера «Московских окон» состоялась в Московском театре эстрады, который в то время располагался у площади Маяковского (ныне — Триумфальная площадь). Михаил Матусовский так вспоминал об этом событии:
Леонид Осипович пел о московских окнах, и можно было легко представить себе, как в синих вечерних сумерках одно за другим загораются окна столицы, и за каждым из них своя жизнь, свои судьбы. С какой добротой и нежностью обращался он к этим окнам: «Он мне дорог с давних лет, и его милее нет, московских окон негасимый свет!»
Примечание: текст песни у разных исполнителей чуть-чуть отличается от представленного в песеннике.
Песня быстро приобрела популярность и стала появляться в репертуаре других исполнителей.
Из воспоминаний Тихона Хренникова:
Однажды я приехал в Париж на авторские концерты. Мы пришли со Светлановым пообедать в ресторан, и вдруг я слышу, как оркестр в этом ресторане играет мелодию «Московских окон». Я подозвал скрипача и спросил у него: «Откуда вы взяли эту мелодию?» Оказалось, что он слышал её по радио из Москвы, она ему понравилась, и теперь её играют во многих ресторанах Парижа. Вот так вот, очень трудно предвидеть судьбу песни».
Не добавила от себя ни единого слова. Хотелось сохранить интонацию того светлого времени, в котором появились на свет для нас, такие чистые, запоминающиеся на века произведения души.

Читайте также: