До добавочная снизу ре под первою всегда песня текст

Обновлено: 23.11.2024

Большое значение в формировании исполнительских навыков учащихся, независимо от инструмента, имеет начальный период обучения, поскольку именно на этом этапе закладываются основные умения и навыки, от которых зависит дальнейшее музыкальное развитие учащегося. Именно на первых уроках у ребенка можно пробудить интерес к музыкальным занятиям или же уничтожить его навсегда. Приобщение учащегося к музыке должно происходить интересно и творчески, на доступном и художественном материале.

Этот опыт проверен уже десятилетиями, и не только мной. И самое главное – он дает положительные результаты.

В чем положительные стороны данной системы?

Мы играем на инструменте с первого урока.

Мы транспонируем простые мелодии с первых уроков.

Развивает слух и ритм с первых уроков.

С первого занятия начинаем изучение клавиатуры, а с нотной записью знакомимся значительно позднее.

Главный основной прием обучения – игра простейших мелодий по «лесенкам» (по книге Березняк «Первые шаги»).

Последовательность работы

1 урок – Знакомство с инструментом, двумя разновидностями фортепиано (демонстрируются), их сходством и различием. Значение слова «фортепиано» (демонстрируется). Знакомство с клавиатурой (рассматриваем клавиши, считаем их, выясняем, каких больше, выявляем закономерность расположения черных клавиш). Даю названия всех нот (как правило, большинство детей их знает), читаю стихотворение «До, ре, ми, фа, соль, ля, си – кошка села на такси…» Расположение ноты «до» (снизу от 2-х черных клавиш), понятие «октава», названия октав.

Разучиваем песенку «Серый кот»:

Показываю (пою со словами):

Серый кот у ворот,

«Мур-мур-мур», - он поет.

Хлопаем ритм, даю понятие долгих и коротких звуков, их обозначения -

куда движется? (вверх, затем вниз)

На сколько ступенек поднимается вверх? (на3)

На сколько ступенек идет вниз? (на 3)

Рисуем схему – «лесенку»:

Выясняем, что мелодия повторяется 2 раза одинаково, знакомлю с репризой (знак повторения).

2 урок - Повторение основных понятий, названий октав и их расположение на клавиатуре:

в центре – первая,

вверх от первой (вправо) – вторая, третья, четвертая (как классы в школе)

вниз от первой (влево) – малая, большая, контроктава, субконтроктава (объясняю значение приставки «суб» - «перед»)

Повторяем расположение ноты «до», находим её в разных октавах. Знакомлю с нотой «ми» (сверху от 2-х черных клавиш), находим её в разных октавах, и нотой «ре» (между двумя черными клавишами).

Повторяем песенку «Серый кот» от ноты «до». Разучиваем новую песенку, например «Лесенка» (по тому же принципу).

3 урок – Повтор расположения нот «до», «ре» и «ми», названий и расположение октав, нахождение этих нот на клавиатуре в разных октавах. Объясняю расположение нот «фа» и «соль» (иногда «фа» и «си» - снизу и сверху от 3-х черных клавиш). Лучше сначала «соль», чтобы транспонировать песенки из 5 ступеней.

Повторяем песенку «Серый кот» от «до», затем предлагаю сыграть от других нот – «фа» и «соль». Играем отдельными руками, в разных октавах (варьируем исполнение. Постоянно предлагаются ребенку какие-то «новшества»).

Изучив ноту «соль», предлагаю песенки в нисходящем движении, например: «Светит солнышко»:

От ноты «фа» играем песенку «Василек»:

Получается, что на каждом уроке мы добавляем новую песенку, причем с транспонированием.

4 урок – изучаем расположение 2х последних нот: «си» и «ля» (или «соль» и «ля»). Повторяем песенки, добавляем новые, например: «Ежик», где уже по 2 или 3 ноты на ступеньке.

Как только выучили все клавиши, даю понятие звукоряда. Играем сначала одним пальцем отдельными руками, затем всеми пальчиками сначала non legato , затем legato. Понятие «гамма До мажор» даю тогда, когда изучим тон и полутон.

С нотной записью, как правило, мы знакомимся через уроки сольфеджио. На фортепиано учим ноты только с теми, кто учится про общеразвивающей программе и посещает только специальность.

Последовательность изучения нотной записи

Понятия: нотный стан, скрипичный ключ, ключ «соль». Объясняю, что нотный стан – это дом, в котором живут ноты. Любой дом, чтобы в него войти, нужно открыть. Чем? Ключом. Музыкальный дом открывается музыкальным ключом, который называется «скрипичный ключ» или «ключ соль». Почему «соль2? Да потому что, начинаем его писать со 2-й линеечки, а на 2й линеечке живет нота «соль».

На следующем уроке даю ноты «ми», «ре» и «до». И здесь объясняю, откуда появилась дополнительная линеечка у ноты «до». (не хватило ей места на нотном стане).

Далее изучаем ноты «ля», «си» и «до 2 ».

Чтобы проще было запомнить расположение нот на нотном стане, разучиваем песенку на мотив п. из к/ф « Звуки музыки», сочиненную учителями музыки:

До – добавочная снизу,

Ре – под первою всегда.

Ми на первой притаилась,

Соль уселась на второй,

Меж второй и третьей – ля,

Си на третьей поищи.

Между двух линеек Фа. Между третьей и четвертой До.

Чтобы поддерживать интерес к обучению нот, придумываю ребусы. Сначала простые, затем сложнее, предлагаю самим придумать.

Длительности также изучаем на сольфеджио (на примере яблока). На фортепиано повторяем, закрепляем и изучаем счет длительностей. И играем гамму До мажор разными длительностями отдельными руками. Задания варьируются. Например: сначала вверх и вниз играем одинаковыми длительностями, затем задача усложняется – вверх одними, а вниз другими. Очень важно, чтобы ребенок научился соотносить разные длительности и понимал, как их считать.

На изучение всего этого материала уходит первая четверть. Что мы к концу четверти знаем?

Можно приступать к обучению игре по нотам.

Следующий этап работы – игра по нотам. Сначала необходимо объяснить, что такое размер, такт, тактовая черта.

На сольфеджио я объясняю сильные и слабые доли, что тактовая черта всегда ставится перед сильной долей. Даю понятие пульса (равномерное чередование сильных и слабых долей). Вместе с детьми выясняем, как могут чередоваться сильные и слабые доли. И как вывод – 2х или 3х дольный размер.

На фортепиано объясняю проще: размер показывает величину такта. Почему такое разное объяснение? В нотах размер уже указан, а на сольфеджио мы сами должны научиться его определять.

Чтобы понять, что такое величина такта, считаем сумму всех длительностей и делаем вывод – размер 2/4, ¾, 4/4. На фортепиано размер 4/4 чаще всего встречается, а на сольфеджио он изучается только во 2 классе. На фортепиано размер нужен только для счета, поэтому силь в подробности не вдаюсь. При объяснении теории придерживаюсь принципа – чем проще, тем лучше.

Параллельно с первых уроков занимаюсь постановкой рук, даю различные упражнения для развития пальцев, для их активности:

«пальчики шагают» - все пальцы прижаты к столу, один шагает (по очереди – 1, 2, 3, 4, и 5).

«шаги» - по 2 пальчика перешагивают попеременно – 1-2, 2-3, 3-4, 4-5.

«Самолет» - перенос руки с одной клавиши на другую

«Шалтай-болтай» - на раскрепощение аппарата

Упражнения на двойные ноты6

- «Серый кот» и «Лесенка» с задержанием первого звука.

- на двойные терции – сначала non legato , по мере усвоения – legato .

В урок включается и прослушивание музыкальных произведений при объяснении таких понятий, как регистр, темп. А иногда просто для создания хорошего настроения, развития образного мышления.

Полюбят ли дети музыкальные занятия, станут ли они для них “открытием” увлекательного и познавательного мира сказочных звуков, зависит от профессиональной подготовки педагога, от его умения создать благоприятную, радостную атмосферу на уроке, от его заинтересованности, знания детской психологии и физиологии. Глубоко убеждена в актуальности слов А.Д. Артоболевской: “Постарайтесь околдовать ребенка музыкой, как интересной сказкой, не имеющей конца”.

Читайте также: