Авторы слов песен зацепина

Обновлено: 19.09.2024

Немало культовых кинохитов было написано творческим тандемом поэта Леонида Дербенева и композитора Александра Зацепина. В своё время рубрика «История Великой песни» на моём канале началась именно с их произведения «Есть только миг» из кинофильма «Земля Санникова». Сегодня я хочу обратиться к одной из ярких страниц в истории советской песни и кинематографа и вспомнить о творческом трио, состоящем из композитора, поэта и кинорежиссера. «Два Леньки и Шурик» - так участники этой троицы сами себя называли. Зацепин и Дербенев на долгие годы стали «штатными авторами» Леонида Иовича Гайдая. В этом материале предлагаю вспомнить песни из трех знаменитых кинофильмов: «Кавказская пленница», «Бриллиантовая рука» и «Иван Васильевич меняет профессию».

Слева направо: композитор Александр Зацепин, кинорежиссер Леонид Гайдай, поэт Леонид Дербенев. Слева направо: композитор Александр Зацепин, кинорежиссер Леонид Гайдай, поэт Леонид Дербенев.

Комедия - такой жанр кинематографа, для которого очень важна динамика, а вставной номер в виде песни как раз эту динамику сбивает. Леонид Иович это понимал и потому не хотел злоупотреблять обилием музыкальных композиций. Каждая песня, написанная Зацепиным и Дербеневым, попала, что называется «не в бровь, а в глаз». Песни невероятно органично вписались в «тело» кинокартин, и эти фильмы уже невозможно представить без песен. Творческая магия талантов трех авторов породила удивительный синтез музыки и динамики кино.

Говоря о становлении творческого союза Зацепина и Гайдая, нельзя не вспомнить о фильме «Операция Ы». Это была их первая совместная работа. А началось всё с истории о том, как Леонид Иович поссорился с Никитой Владимировичем. В первых короткометражных опусах Гайдая о приключениях известной троицы Труса, Балбеса и Бывалого звучит музыка, написанная Никитой Богословским. После «Самогонщиков» творческие разногласия режиссера и музыканта переросли в скандал, и сотрудничество прекратилось. За дальнейшими приключениями персонажей Вицина, Моргунова и Никулина советский зритель наблюдал уже под музыку Зацепина. С ним Гайдаю посоветовали поработать на «Мосфильме». Изначально комедиограф не особо доверял своему новому автору музыки. Пишут, что Леонид Иович воспринимал композитора как лирика и не был уверен, что тот справится с саундтреком к искрометным и эксцентричным комедиям. Но Александр Сергеевич подошел к работе нетривиально, много экспериментировал и создал яркий саунд-трек, прибегая к необычному для того времени звучанию.

«Он придумывал всякие штуки, не было же тогда синтезаторов, интересных звуков. А потом все спрашивали, как это вы сделали?» – рассказывала примадонна российской эстрады Алла Пугачева.

Роль Зацепина в фильме ограничилась написанием яркой, соответствующей духу комедии инструментальной музыки. От предложения композитора написать песню для фильма « Операция Ы» режиссер отказался, о чём потом пожалел. К единственному, прозвучавшему в этом фильме песенному произведению Александр Сергеевич не причастен. «Постой, паровоз» - это старая блатная песня, предположительно сороковых годов, которую отрыл где-то у себя в закромах Юрий Никулин и предложил использовать для фильма, автора он не знал. История композиции туманна и к теме отношения не имеет.

«Песенка о Медведях» (х.ф. «Кавказская пленница»)

К началу работы над следующей частью приключений Шурика – фильмом «Кавказская пленница» Александр Зацепин уже начал соавторствовать с Леонидом Дербеневым, так из двух «тандемов» с участием композитора оформилось трио.

В одном из эпизодов «Кавказской пленницы» героиня Натальи Варлей голосом Аиды Ведищевой поёт «Песенку о медведях». Исполнительницу песни отбирали по конкурсу, в котором приняли участие многие певицы. Для Ведищевой, которая считалась достаточно мощной вокалисткой с оригинальным и богатым голосом, песенка показалась незамысловатой. Она вспоминает, что сделала запись за полчаса, особо серьёзно не относясь к этому мероприятию, и сильно удивилась, когда именно её вариант победил.

Хоть имени певицы и не было в титрах, так как в те времена указывать закадровых вокалистов было не принято, именно эта песня после её выхода на пластинке принесла певице всенародную славу.

«Мне повезло в жизни, в самом начале моего творческого пути я встретила Гайдая и Зацепина», - рассказывала Ведищева.

А между тем, ни голоса Ведищевой, ни самой песни в фильме могло и не быть. В процессе её появления между режиссером и автором возникало немало разногласий. Предлагаемые Зацепиным варианты не устраивали режиссера. Композитора и поэта-песенника даже вывезли в Алушту, на место съемок картины, чтобы они прочувствовали колорит. Зацепин предложил Гайдаю пять мелодий, под третьим номером были те самые будущие «Медведи». Леонид Иович хотел, чтобы в фильме звучала песня, которую будет петь народ. В успех «Медведей» он не верил, говоря, что песня неплохая, она подойдет на радио, но народ петь не будет. Композитор и режиссер чуть было не отказались от совместной работы, пришлось вмешаться самому Пырьеву.

Музыка Зацепина понравилась участникам съемочной группы и в конце концов они её отстояли. Написанный Леонидом Дербеневым на готовую мелодию текст также вызвал вопросы. Причем тут медведи? Ведь пленница-то – кавказская, и дело происходит на юге. Тем не менее, композиция, совсем казалось бы не соответствующая тематике кинокартины, поставленную перед ней задачу выполнила. Она в одночасье ушла в народ, и спустя четыре десятилетия по-прежнему продолжает звучать.

Актриса Наталья Варлей, которой Ведищева «подарила» свой голос, умеет неплохо петь. Уже в зрелом возрасте она неоднократно исполняла эту песню от собственного лица. На проекте «Достояние Республики» спела её дуэтом с Викторией Дайнеко.

Песня звучала в исполнении многих современных российских певиц. Несколько раз по ТВ её пела Алсу.

На проекте «Киношоу» песню представляла Нюша.

Этот кинохит знают не только в России, но и за рубежом. Доказательство тому – неожиданный и весьма смелый кавер от итальянской панк-группы «Vanila Sky». Песня исполнена на русском языке с достаточно сильным, но приятным акцентом.

В «Кавказской пленнице» прозвучала ещё одна песня Зацепина «Если бы я был султан» в исполнении Юрия Никулина.

Авторство слов хоть и числится за Дербеневым, но есть информация, что песня – плод коллективного творчества съемочной группы. Она сочинялась буквально по строчке. Есть воспоминание вдовы поэта Веры Дербеневой, где она рассказывает, что несколько лет получала авторские, несмотря на то, что её супруг этой песни не писал.

Песенка про Зайцев или «А нам всё равно» (х.ф. «Бриллиантовая рука»)

Комедия «Бриллиантовая рука» 1968 года выпуска входит в число самых популярных и самых транслируемых советских комедий. Изюминкой фильма стали три полноценных песенных номера. Все помнят сцену, где главный герой в исполнении Юрия Никулина в не очень трезвом виде поёт незамысловатую песенку про зайцев, которые косят трын-траву на поляне.

В этом фрагменте могли звучат совершенно другие слова. Для Семена Семеновича Горбункова Гайдай заказал «Песенку о советском человеке». Написанный Дербеневым на заданную тематику текст показался Зацепину не подходящим для его мелодии. Александр Сергеевич предложил два варианта развития событий – либо поэт перепишет текст, либо он создаст другую музыку на эти стихи. В результате Дербенев написал новые стихи. Так и появилась «Песенка про зайцев», в народе получившая название «А нам всё равно».

В рамках проекта перевоплощений «Один в один» на ТВ в образе Юрия Никулина в роли Семена Горбункова предстал норвежский певец белорусского происхождения Александр Рыбак. Получилось, мягко говоря, не совсем похоже, но сам факт исполнения песни победителем «Евровидения» и формально зарубежным артистом стоит отметить.

Песня часто становится элементом разного рода шоу-программ, исполняется на корпоративах, концертах и капустниках.

«Вулкан страстей» или «Помоги мне» (х.ф. «Бриллиантовая рука»)

Страстная «знойная песенка» в ритме танго, прозвучавшая от лица героини Светланы Светличной, также обрела два названия – официальное и народное. Авторы назвали песню «Вулкан страстей», но запомнилась она как «Помоги мне». Перед поэтом стояла непростая задача написать любовные стихи, которые при этом соответствовали бы духу комедии. Жена поэта вспоминает, что рождение текста стоило ему многих мучений, нужные слова никак не находились, и тогда она помогла супругу и подключилась к «мозговому штурму», в результате которого родились яркие образы, такие как «огнедышащая лава любви». Получилось ровно то, что было нужно. Текст песни «Помоги мне» фактически пародийный, обыгрывающий клише и штампы, характерные для любовных песен.

Для исполнения данной песни использовали «проверенный вариант» и пригласили прославившуюся в «Кавказской пленнице» Аиду Ведищеву. Петь нежным лирическим голоском легкую песенку про медведей – это одно дело, «ария женщины соблазнительницы», которая нужна была Гайдаю в «Бриллиантовой руке» - совсем другое. Поэтому режиссер не сразу одобрил кандидатуру певицы, не был уверен, что у неё получится. Сегодня это может показаться странным. Широта вокальных возможностей певицы отмечалась многими специалистами. Аиде Семеновне, приехавшей на студию ночью, оказалось достаточно всего одного дубля, чтобы записать произведение в том виде, в каком оно полюбилось всем зрителям «Бриллиантовой руки».

Уже больше пятидесяти лет песню исполняют как с иронией, так и на полном серьёзе. Произведение взяла в свой репертуар Наташа Королева.

«Вулкан страстей» исполняла поющая комедийная актриса Нонна Гришаева.

В инструментальном варианте танго «Вулкан страстей» попало в программы различных коллективов, исполняющих академическую музыку – симфонических оркестров, ансамблей струнных и духовных инструментов.

«Остров Невезения» (х.ф. «Бриллиантовая рука»)

Большинство песен тандема Зацепин-Дербенев писалось по принципу «сначала музыка, потом стихи». Именно в таком порядке сочинялись все вышеописанные песни, а вот «Остров невезения» стал исключением. В этом случае всё началось со стиха, написанного Леонидом Дербеневым. Он принес своё творение соавтору со словами «Покажи Гайдаю, может ему понравится». И режиссеру, действительно, понравилось, вот только песня для «Бриллиантовой руки» ему уже не требовалась. Изначально он заказывал для картины только два произведения, и «Остров» он туда брать не хотел. Но Зацепин уговорил режиссера вставить песню в сцену на корабле, заменив ею скучный диалог Никулина и Миронова.

«Звенит январская вьюга» (х.ф. «Иван Васильевич меняет профессию»)

Обязательным пунктом программы праздничного, и в частности, новогоднего ТВ по сей день является полуфантастическая комедия 1964 года «Иван Васильевич меняет профессию». Для этого фильма нужна была жизнерадостная песня. Вот так просто Гайдай сформулировал задачу авторам. Зацепин легко написал мелодию, а вот поэта отсутствие конкретики смутило, он долго не мог понять, что именно от него требуется. Однако результат оказался впечатляющим - родился великий хит «Звенит январская вьюга». Вновь, как и в «Кавказской пленнице», текст песни контрастировал со сценой и антуражем, в котором она звучит. Про «январскую вьюгу» и «упругие ливни» героиня фильма, сыгранная актрисой Натальей Селезневой, поёт в легком красном платьице на морском побережье.

Между этими фильмами и песнями есть и ещё одно связующее звено – певица Нина Бродская, которая исполняла эту песню за кадром. В «Кавказскую пленницу» она в своё время тоже пробовалась, это был её первый опыт исполнения песни Зацепина и первая попытка попасть в картину Гайдая. Но, увы, не сложилось. Певица не смогла «спеть попроще», о чем её просил композитор. После этого случая они много лет не сотрудничали. В репертуаре исполнительницы были произведения многих популярных в те годы авторов, но песен Зацепина она не пела. С фильмом «Иван Васильевич меняет профессию» наступил её звездный час.

Мне попадалась информация, что исполнительницей песни должна была стать София Михайловна Ротару, но спела слишком низко, и это не устроило Гайдая. Тогда Зацепин впервые за много лет позвонил Бродской. Она припомнила композитору предыдущий опыт неудачного сотрудничества, но в этот раз он разрешил ей спеть так, как она хочет. Песня стала одним из главных хитов и визитных карточек Нины Бродской. После неё эту песню кто только ни пел, но именно прозвучавшее в фильме исполнение было и остается каноническим.

В шоу «Один в один» образ Селезневой с голосом Бродской попробовала воплотить Юлия Паршута.

Такой же фокус на другом канале проделала Полина Гагарина.

Она исполняла эту песню и от собственного имени.

Рок-версию легендарного кинохита представила группа «Приключения Электроников», прославившаяся каверами на советские песни.

Наряду с «Песенкой о Медведях» этот хит перепевали упомянутые ранее итальянцы «Vanila Sky».

Читайте также: