4 класс русский язык крылатые песни текст
Обновлено: 23.11.2024
Личностные : положительно относиться к учению, познавательной деятельности, желать приобретать новые знания, овладевать новыми умениями, совершенствовать имеющиеся.
Регулятивные : принимать и сохранять учебную задачу, планировать (в сотрудничестве с учителем или самостоятельно) необходимые действия, действовать по плану.
Познавательные: осознавать поставленную задачу, читать и слушать, извлекать нужную информацию, самостоятельно находить ее в данных материалах .
Коммуникативные: задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Основные понятия: Крылатые слова. Фразеологизмы
Раздаточный материал: карточки с заданием, фразеологические словари, смайлики, конверты с заданием, жетоны.
1. Организационный момент.
Мы рады приветствовать вас в классе нашем,
Возможно, есть классы и лучше и краше.
Но пусть в нашем классе вам будет светло,
Пусть будет уютно и очень легко!
Поручено нам вас сегодня встречать,
Начнём же , не будем зря время терять.
Начнем свою работу «с разминки».
Развивающие задания «Чудесные превращения слов»
Корень в слове «вязать», приставка в слове «замолчать», суффикс в слове «сказка», окончание в слове «рыба» (Завязка)
Череп – п + муха =? (Черемуха)
Куртка – тка +ица=? (Курица)
Черный – ый + о + слива – а = ? (Чернослив)
Чистый – ый + о + тело –о = ? (Чистотел)
Сосна – на + ка = ? (Соска)
3. Введение в новую тему.
Как приятно разговаривать с человеком, речь которого богата, образна, каждое слово употреблено и к месту, и ко времени. «Хромое слово – хромая речь» - гласит русская пословица. Чтобы хорошо понять прочитанное или увиденное, чтобы речь была не «хромой», а красивой и выразительной, надо знать много слов и выражений, постоянно расширять свой словарный запас. Этому и посвящено сегодняшнее занятие.
Предлагаю послушать стихотворение. (Фрагмент видеоурока)
Сказала мама Славке:
Холодно в лесу!
Надень под куртку шарфик.
Ведь осень на носу!
А Славка – дошколенок
Задумался всерьез:
“Оранжевая осень
На чей уселась нос?”
Забрёл мальчишка в ельник
Увидел там козу,
Но признаков осенних
Не встретил на носу.
Вверху заметил дятла –
Краснел среди берёз.
Нет, осень сядет вряд ли
На этот чудо – нос.
Вдруг телка: “My – у!” за елкой.
И Славку ждал сюрприз –
Увидел: к носу тёлки
Прилип осенний лист!
Мальчишка крикнул: “Осень
На телкином носу.
Сниму я листик с носа
И маме отнесу!
Что имела в виду мама? В каком значении употребила она фразу «осень на носу»? Как понял выражение Славка? Как называются устойчивые выражения, употребляемые в переносном значении?
3. Информационный блок.
ФРАЗЕОЛОГИ́ЗМ — устойчивое словосочетание, имеющее определенное лексическое значение. Важно помнить, что крылатые выражения нужно использовать умело, то есть ко времени и к месту. Очень многие крылатые слова придумал наблюдательный народ. А есть и такие, которые пришли к нам из какого-нибудь произведения.
Сегодня будем работать с фразеологизмами.
Для разминки договорите до конца загадки-складки:
Дружнее этих двух ребят
На свете не найдешь.
О них обычно говорят:
Водой… (не разольешь)
Фальшивят, путают слова,
Поют, кто в лес,…(кто по дрова)
Ребята слушать их не станут:
От этой песни уши…(вянут)
Товарищ твой просит украдкой
Ответы списать из тетрадки.
Не надо! Ведь этим ты другу
5. Найди верный ответ:
- Как говорят о человеке, лишенном слуха?
- Если совсем не понимаешь
- Появиться неожиданно
- Приходит тогда, когда о нем только что вспоминали, говорили
- Доказать свое превосходство
(ни к селу, ни к городу; медведь на ухо наступил; утереть нос; ни в зуб ногой; легок на помине; как снег на голову; в час по чайной ложке)
6. Как об этом говорят, ответь крылатым выражением. Используй подсказки-рисунки
- Об очень большой тесноте в помещении (яблоко)
- О полной тишине (муха)
- О человеке, на которого постоянно сваливают чужую вину, ответственность за чужие поступки (козел)
- Об удачливом, счастливом человеке (рубашка)
- О том, кто очень быстро бежит (стрела)
7.Угадай, что это.
Команды получают задания изобразить с помощью пантомимы фразеологизм, который должны угадать соперники:
- Водить за нос
- Точить зуб
- Клевать носом
- Прикусить язык
- Набрать в рот воды.
8. Какие фразеологизмы изобразил художник?
( рисунки: На воде вилами писано
Зарыть талант в землю
Делать из мухи слона
За двумя зайцами)
9.Составить рассказ «Попались на удочку», употребив крылатые слова : пальчики оближешь, развесить уши, собаку съесть, одним духом, морочить голову, плакать в три ручья, ни в сказке сказать, ни пером описать.
Начало: Пригласил нас как-то сын лесника к себе…
10. Итог занятия
( видеоурок 8.07 мин)
11. Самооценка, рефлексия.
Подбери фразеологизм, который бы характеризовал вашу работу на уроке:
-работал спустя рукава
- не покладая рук
- грызть гранит науки.
Завершить наше занятие хочу стихотворением В. Суслова
« Как работает слово»
Бывает частенько, что слово одно,
Но очень по-разному служит оно.
Примеры тут можно найти без труда,
Возьмем хоть короткое слово «вода».
Вот был я мальчишкой, да детство ушло,
С тех пор уже много воды утекло.
Случилось, что в школе я правил не знал,
Молчал при опросе: воды в рот набрал .
Зато болтуну мы заметить не прочь:
- Не хватит ли воду-то в ступе толочь.
Не прочь и другому сказать невзначай:
Довольно лить воду ! Ты дело давай!
О смелом мы вправе сказать наперед:
Такой « сквозь огонь и сквозь воду пройдет»!
А гуси и утки – сухие всегда,
Заметили люди: «Как с гуся вода».
Лентяй отдыхает, а время идет:
« Под камень лежачий вода не течет».
Лгунишка наврёт, не поймёшь для чего,
На чистую воду выводят его.
Работать впустую. Что скажут потом?
Не дело, мол, « воду носить решетом»!
Стихи я пишу, не жалея труда,
Чтоб вы не сказали: «В стихах-то вода! …»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пословицы и крылатые выражения с числамиДанный материал представляет собой подборку пословиц с числами. Может использоваться как на уроках математики, так и на уроках русского языка.
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Крылатые выражения (фразеологизмы)"
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Крылатые выражения (фразеологизмы)".
крылатые выражения
презентация крылатые выражения
презентация к внеклассному занятию по русскому языку 4 класс.
Разъяснение различных крылатых выражений.
Урок - игра "Крылатые выражения"
Урок русского языка для учеников 3 класса. Показать многогранность русского языка через употребление фразеологических оборотов.
Викторина "Поймай крылатые выражения"
По картинке в прямом и переносном значении изображён фразеологизм. Управление по клику мыши. Появляется фразеологизм и его объяснение.
Читайте также: