4 класс русский язык крылатые песни текст

Обновлено: 23.11.2024

Личностные : положительно относиться к учению, познавательной деятельности, желать приобретать новые знания, овладевать новыми умениями, совершенствовать имеющиеся.
Регулятивные : принимать и сохранять учебную задачу, планировать (в сотрудничестве с учителем или самостоятельно) необходимые действия, действовать по плану.
Познавательные: осознавать поставленную задачу, читать и слушать, извлекать нужную информацию, самостоятельно находить ее в данных материалах .

Коммуникативные: задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Основные понятия: Крылатые слова. Фразеологизмы
Раздаточный материал: карточки с заданием, фразеологические словари, смайлики, конверты с заданием, жетоны.

1. Организационный момент.

Мы рады приветствовать вас в классе нашем,

Возможно, есть классы и лучше и краше.

Но пусть в нашем классе вам будет светло,

Пусть будет уютно и очень легко!

Поручено нам вас сегодня встречать,

Начнём же , не будем зря время терять.

Начнем свою работу «с разминки».

Развивающие задания «Чудесные превращения слов»

Корень в слове «вязать», приставка в слове «замолчать», суффикс в слове «сказка», окончание в слове «рыба» (Завязка)

Череп – п + муха =? (Черемуха)

Куртка – тка +ица=? (Курица)

Черный – ый + о + слива – а = ? (Чернослив)

Чистый – ый + о + тело –о = ? (Чистотел)

Сосна – на + ка = ? (Соска)

3. Введение в новую тему.

Как приятно разговаривать с человеком, речь которого богата, образна, каждое слово употреблено и к месту, и ко времени. «Хромое слово – хромая речь» - гласит русская пословица. Чтобы хорошо понять прочитанное или увиденное, чтобы речь была не «хромой», а красивой и выразительной, надо знать много слов и выражений, постоянно расширять свой словарный запас. Этому и посвящено сегодняшнее занятие.

Предлагаю послушать стихотворение. (Фрагмент видеоурока)

Сказала мама Славке:
Холодно в лесу!
Надень под куртку шарфик.
Ведь осень на носу!
А Славка – дошколенок
Задумался всерьез:
“Оранжевая осень
На чей уселась нос?”
Забрёл мальчишка в ельник
Увидел там козу,
Но признаков осенних
Не встретил на носу.
Вверху заметил дятла –
Краснел среди берёз.
Нет, осень сядет вряд ли
На этот чудо – нос.
Вдруг телка: “My – у!” за елкой.
И Славку ждал сюрприз –
Увидел: к носу тёлки
Прилип осенний лист!
Мальчишка крикнул: “Осень
На телкином носу.
Сниму я листик с носа
И маме отнесу!

Что имела в виду мама? В каком значении употребила она фразу «осень на носу»? Как понял выражение Славка? Как называются устойчивые выражения, употребляемые в переносном значении?

3. Информационный блок.

ФРАЗЕОЛОГИ́ЗМ — устойчивое словосочетание, имеющее определенное лексическое значение. Важно помнить, что крылатые выражения нужно использовать умело, то есть ко времени и к месту. Очень многие крылатые слова придумал наблюдательный народ. А есть и такие, которые пришли к нам из какого-нибудь произведения.

Сегодня будем работать с фразеологизмами.

Для разминки договорите до конца загадки-складки:

Дружнее этих двух ребят

На свете не найдешь.

О них обычно говорят:

Водой… (не разольешь)

Фальшивят, путают слова,

Поют, кто в лес,…(кто по дрова)

Ребята слушать их не станут:

От этой песни уши…(вянут)

Товарищ твой просит украдкой

Ответы списать из тетрадки.

Не надо! Ведь этим ты другу

5. Найди верный ответ:

  • Как говорят о человеке, лишенном слуха?
  • Если совсем не понимаешь
  • Появиться неожиданно
  • Приходит тогда, когда о нем только что вспоминали, говорили
  • Доказать свое превосходство

(ни к селу, ни к городу; медведь на ухо наступил; утереть нос; ни в зуб ногой; легок на помине; как снег на голову; в час по чайной ложке)

6. Как об этом говорят, ответь крылатым выражением. Используй подсказки-рисунки

  • Об очень большой тесноте в помещении (яблоко)
  • О полной тишине (муха)
  • О человеке, на которого постоянно сваливают чужую вину, ответственность за чужие поступки (козел)
  • Об удачливом, счастливом человеке (рубашка)
  • О том, кто очень быстро бежит (стрела)

7.Угадай, что это.

Команды получают задания изобразить с помощью пантомимы фразеологизм, который должны угадать соперники:

  1. Водить за нос
  2. Точить зуб
  3. Клевать носом
  4. Прикусить язык
  5. Набрать в рот воды.

8. Какие фразеологизмы изобразил художник?

( рисунки: На воде вилами писано

Зарыть талант в землю

Делать из мухи слона

За двумя зайцами)

9.Составить рассказ «Попались на удочку», употребив крылатые слова : пальчики оближешь, развесить уши, собаку съесть, одним духом, морочить голову, плакать в три ручья, ни в сказке сказать, ни пером описать.

Начало: Пригласил нас как-то сын лесника к себе…

10. Итог занятия

( видеоурок 8.07 мин)

11. Самооценка, рефлексия.

Подбери фразеологизм, который бы характеризовал вашу работу на уроке:

-работал спустя рукава

- не покладая рук

- грызть гранит науки.

Завершить наше занятие хочу стихотворением В. Суслова

« Как работает слово»
Бывает частенько, что слово одно,
Но очень по-разному служит оно.
Примеры тут можно найти без труда,
Возьмем хоть короткое слово «вода».
Вот был я мальчишкой, да детство ушло,
С тех пор уже много воды утекло.

Случилось, что в школе я правил не знал,

Молчал при опросе: воды в рот набрал .

Зато болтуну мы заметить не прочь:

- Не хватит ли воду-то в ступе толочь.

Не прочь и другому сказать невзначай:

Довольно лить воду ! Ты дело давай!
О смелом мы вправе сказать наперед:
Такой « сквозь огонь и сквозь воду пройдет»!
А гуси и утки – сухие всегда,
Заметили люди: «Как с гуся вода».

Лентяй отдыхает, а время идет:
« Под камень лежачий вода не течет».

Лгунишка наврёт, не поймёшь для чего,

На чистую воду выводят его.
Работать впустую. Что скажут потом?
Не дело, мол, « воду носить решетом»!
Стихи я пишу, не жалея труда,

Чтоб вы не сказали: «В стихах-то вода! …»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пословицы и крылатые выражения с числами

Данный материал представляет собой подборку пословиц с числами. Может использоваться как на уроках математики, так и на уроках русского языка.

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Крылатые выражения (фразеологизмы)"

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Крылатые выражения (фразеологизмы)".

крылатые выражения

презентация крылатые выражения

презентация к внеклассному занятию по русскому языку 4 класс.

Разъяснение различных крылатых выражений.

Урок - игра "Крылатые выражения"

Урок русского языка для учеников 3 класса. Показать многогранность русского языка через употребление фразеологических оборотов.

Викторина "Поймай крылатые выражения"

По картинке в прямом и переносном значении изображён фразеологизм. Управление по клику мыши. Появляется фразеологизм и его объяснение.

Читайте также: