Жуткие колыбельные песни тексты
Обновлено: 08.11.2024
Собиратели русского фольклора Мельников М. Н., Бессонов П., Чебыкина М. Н., Капица О. И. и многие другие обнаружили, что в русских деревнях крестьянки иногда поют странные колыбельные с пожеланиями смерти и подробным описанием будущих похорон.
Бай, бай, да люли.
Хоть теперь помри,
У матери завтра кисель, да блины.
То поминки твои.
Сделаем гробок
Из семидесяти досок,
Выроем могилку
На плешивой горе,
На господской стороне.
В лес по ягоды пойдём.
К тебе, дитятко, зайдём.
(Так пели в Тульской губернии 1987 год)
По сей день меж исследователями нет единого мнения относительно того, как и когда появились такие жутковатые для интеллигентного человека песни. Но текстов таких колыбельных записано много (особенно много на Русском Севере, но и в Центральной России достаточно) и даже всем известная колыбельная про серого волчка в изначальной версии выглядит, мягко говоря, сплошным безумием для современного человека.
Придёть серенькой волчок и ухватить за бочок!
А дальше знают уже не все.
Утащить у лесок, закопаить у песок
Стануть Ванечку искать.
По болотам, по лесам, по ракитовым кустам.
Неужели русские крестьянки могли и вправду желать смерти своим младенцам? Многие исследователи отказывались верить в это. А назначение таких колыбельных объясняют так:
1. Таким образом матери желали обмануть злые силы, действуя от противного. По тому же принципу в дохристианские времена детям давали особые охранительные имена: Некрас, Кручина, Злоба. Сегодня такая логика непопулярна, а когда-то считали иначе. Назовёшь дочку Несмеяной, злым духам портить уже нечего – судя по имечку, характер у девчонки некудышный. Вот и растёт дитя спокойно. Вырастет весёлой, да отходчивой. Так и с колыбельными. Рассказываешь, поёшь о смерти, а дитятко живёт назло врагам.
2. Высказывалась ещё и такая версия. Такого рода колыбельные своеобразный «тренинг» для женщин. Поскольку детская смертность была высокой и события пропеваемые в таких колыбельных были более, чем вероятны, следовало подготовить психику заранее.
3. Сторонники третьей версии склоняются к тому, что смертельные колыбельные представляют собой отзвуки архаичного мотива искупительной смерти.
4. Среди исследователей есть не мало тех, кто считает, что пожелания в колыбельных были самыми прямыми. Реальная жизнь русской крестьянки временами была не просто тяжела, а страшно тяжела. Особенно в неурожайный год, либо при потере кормильца. Фольклор же рождается не на пустом месте – он отражает реалии жизни, точнее то, как осознаётся жизнь людьми.
Здесь стоит сказать о том, что к детям до года в русских деревнях вообще относились по-особенному. Колыбельный младенец «уже не там, но ещё и не здесь». То есть пока ребёнок на ноги не встал, он как бы между двумя мирами. Отсюда и традиция пеленать ребёнка, поверье, что ребёнка нельзя показывать, содержание в полутьме. Всё это вкупе указывает на особенное положение младенца.
«Страшные» колыбельные можно послушать в исполнении артистов Ольги Ларионовой и Андрея Усикова. Это для людей, особо интересующихся этнокультурой. Не стоит бояться и тревожиться. Да, настоящий фольклор вовсе не «белый и пушистый», Но это неотъемлемая часть истории и культуры.
Читайте также: