Живи елец текст песни хренников
Обновлено: 21.11.2024
"Князь же Святослав Ольгович иде в Резань и быв во Мченске, и в Туле, и в Дубке на Дону, и в Елце, и в Пронске и приде в Резань на Оку". Так отмечено впервые в летописи о Ельце.
На долю Ельца выпал горький жребий выносить первые удары врагов и тем ослаблять силы противника. Как только появляется Елец в летописи, так почти каждый набег татар или просто разбойничьих шаек направлялся на него.
И только благодаря стойкости людей, живших в этой местности, смелых и сильных, ставивших своим девизом "везде нападать на неприятеля и везде скрываться от него", только благодаря тому, что рождались они под свист и жужжанье стрел, под звон копий и щитов, не бросали и не бежали из Ельца, а после каждого разрушения строился новый город, обносился крепкими стенами и украшался высокими башнями.
Прежде чем перейти к последовательному хронологическому изложению событий в истории Ельца, я несколько остановлюсь на выяснении происхождения названия Ельца и первоначальном народе, заселявшем Елецкие земли и оставившем известные обычаи, наречия, слова, уцелевшие и до настоящего времени.
Между историками давно существуют различные мнения о происхождении названия Ельца.
Елец – это одно из самых разнообразных слов, имеющее в каждой губернии или местечке особое понятие.
В Тамбовской губернии до сих пор слово "елец" означает дубовый кустарник; в Пермской губернии под словом "елец" понимается возвышение середины, груди у птицы, так сказать, грудная вилочка.
На Ирбите по этому поводу существует поговорка "давай елец ломать".
В Вятской губернии слово "елец" понимается уже, как бранное. "Ax ты, елец толстый", т.е. ленивый человек.
В Московской губернии слово "елец" встречается как название рыбы, принадлежащей к семейству карповых и в сказках употребляется выражение подобное тому: "по усам текло, в рот не попало", "в колодец рыба елец и моей сказке конец".
Есть еще река Елец в Архангельской губернии, Мезенского уезда, левый приток р. Усы, берущая начало в Уральском хребте из горы Елец. Затем слово "елец" встречается, как фамилия польского дворянского рода, предок его Иван Елец был помещиком Киевской губернии.
При таком множестве самых разнообразных понятий, слово "елец", вызвало большие затруднения при определении названия города. Некоторые приписывают происхождение названия города от дубового кустарника; другие от слова елань (олень), предполагая, что в Елецком уезде водились некогда эти животные и ссылаются на герб города Ельца, на котором изображен олень, стоящий под елью.
Но на это имеется очень характерное возражение, в Путешественных записках В. Зуева, изданных в 1787 году. "Сколь ни древлен сей город как по старине, так и ныне, одначе собственного герба не имеет, а разве почесть тот, который носит полк по нём прозываемый *) и который представляет древо ель и под ним стоящего оленя".
Мне кажется, что название города Ельца произошло от дубового кустарника, как выше говорилось в соседней Тамбовской губернии, слово "елец" именно означает это, а нам известно, что некогда здесь тянулся густой непроходимый лес.
Подтверждением этого может служить тот факт, что жители при появлении врагов быстро скрывались и также после их опустошительного набега, уничтожавшего иногда до основания город, быстро сходились и вновь возводили укрепления. Конечно, как бы не было верно это предположение, оно не может служить историческим документальным доводом, а вытекает из некоторых сопоставлений чисто местного характера.
Высказав предположение относительно происхождения названия Ельца, перейдём теперь к выяснению вопроса относительно первых народов, заселявших елецкие земли.
Карамзин в своей Истории Государства Российского говорит: "Многие славяне, единоплеменные с ляхами, обитавшими на берегах Вислы, поселились на Днепре, в Киевской губ., и назывались "полянами" от чистых полей своих. Имя это исчезло в древней России, но сделалось общим именем ляхов, основателей Государства польского. От сего же племени славян были два брата Радим и Вятко главами радимичей и вятичей: первый поселился и избрал себе жилище на берегах Сожа, в Могилевской губернии, а второй – на Оке, в Калужской, Тульской и Орловской."
Таким образом, елецкие земли вначале заселены были вятичами, являющимися елецкими родоначальниками, от которых в наследие мы по лучили слова, наречия, одежду, состоящую из различных понев, завесей и кичек, и в разговоре резкое окончание слов, соединяющееся с согласными буквами, чисто южная мягкость, (как говорит М. Стахович в прекрасном своём труде, о елецком уезде) напр: идее, придее. усее, идееть, мятееть, узяла, у Яльцу; в уменьшительных словах слышится вместо окончания ка, кя: маленькя, лягонькя и т.д.
Особенность елецкого наречия состоит в удивительно громком и быстром бросании слов, словно друг перед другом хотят, как можно больше выпустить слов, т.е. "долдонят" как говорят в Ельце и уезде. Это слово – чисто местного происхождения.
В Елецком уезде наблюдается два типа: один светло-, а другой темнорусый; последний из них признаётся за вятским. Что же касается светло-русого, то по словам Редингера это – тип чисто русский и встречается в Ельце преимущественно между однодворцами и государственными крестьянами. Женщины этого типа носят: юбки, душегрейки, повойники, одним словом, дворянскую одежду былых времен. Писцовые книги, различные акты, купчие крепости и фамилии, ясно указывают, что однодворцы – бывшие дворяне, владевшие землей, но, обеднявшие и не служившие при Петре I, лишились земли и потеряли права дворянства, так, например: среди однодворцев, купцов и мещан, встречаются и теперь фамилии чисто дворянские: Пожарский, Алисов, Кожухов, Лопухин, Мясищев, Деев и т.д. Есть и оставленные татарами: Баскаков, Малаханов, Татаринов и др.
Среди ельчан часто можно услышать песни, иллюстрирующие татарский произвол и ту горькую память, которую оставили татары по себе. Вот окончание одной известной песни:
Баю, баю, моё дитятко,
Баю. баюшки моё милое,
Ты по матушке мила унучина,
А по батюшке зла татарщина!
"Над рекой Сосной
Стоит позабытое зданье,
Но хранится в нём образ святой
С этим образом живо преданье".
Теперь, вообразив картину прежней елецкой жизни со всеми ужасами кровопролития, дикими играми, тризнами, крепкими стенами государевыми, начнём последовательное изложение событий исторического характера в хронологическом порядке.
Читайте также: