Вятские народные песни текст

Обновлено: 21.11.2024

Песни записаны фольклорными экспедициями Кировского государственного педагогического института ил. В. И. Ленина (научный руководитель И. Мохирев). и Государственного музыкально-педагогического института им. Гнесиных (научный руководитель В. Харьков)


И.Мохирев, В.Харьков, С.Браз
Народные песни Кировской области
"Музыка", 1966г.

Кировская область граничит с коренными русскими областями: Горьковской, Костромской, Вологодской и Архангельской; в то же время на юге она соседствует с Марийской и Татарской АССР, на востоке — с Удмуртской АССР и Коми-Пермяцким национальным округом, с севера же на большом протяжении — с Коми АССР До присвоения нынешнего наименования эта область называлась Вятской губернией, еще ранее — Вятской землей, а первоначально — Хлыновской землей в соответствии с исторически сменявшимися названиями ее главного города: Хлынов — Вятка — Киров.

Впервые русские появились на берегах реки Вятки в конце XII — начале XIII века. Это были дружины новгородской вольницы — новгородские ушкуйники. Они основали город Хлынов и начали последовательно овладевать краем. Интенсивное заселение этого края русскими относится к XIV—XV векам, когда сюда устремились представители разных слоев феодального общества тех времен из районов Великого Новгорода, Великого Устюга, Северной Двины, а также из земель Суздальско-Нижегородского княжества. В состав русского централизованного государства Вятская земля вошла окончательно в 1489 году.
Естественные богатства края — огромные лесные массивы с пушным зверем, обилие рек — способствовали развитию, кроме земледелия и скотоводства, охотничьего и рыболовного промыслов. Развивались кустарные промыслы и ремесла, сначала только для внутренних потребностей, а затем и для вывоза.
Издавна в Кировской области получили распространение отрасли хозяйства*, связанные с использованием лесных богатств. Этому в большой степени способствовало наличие сплавных рек. С XVII—XVIII веков стали развиваться и другие виды промышленного производства. Так, в 1729 году был основан Кирсинский чугунолитейный завод (ныне Верхнекамский район), агВ 1732 году — Шурминский медеплавильный завод (ныне Уржумский район), во второй половине XVIII века построены винокуренные заводы в с. Ашлани (Уржумский район) иве. Калинино (Малмыжский район).
у Значительную часть населения Вятской губернии составляли промышленные рабочие, кустари и ремесленники. Среди крестьянства было развито отходничество, связанное с бурлацким и извозным промыслами. Следует отметить, что крепостные отношения в Вятской губернии имели свои особенности; так как помещичьих имений здесь было мало, преобладало государственное и монастырское землевладения. После секуляризации церковно-монастырских земель в 1764 году владения вятских монастырей были также обращены в государственные. Все это накладывало определенный отпечаток на экономический и бытовой уклад.
После Великой Октябрьской социалистической революции преобразовались и сельское хозяйство Кировской области, и ее промышленность, которая стала подлинно многоотраслевой. Народное прикладное искусство послужило основой для таких видов производства, как кружевное, игрушечное, музыкальных инструментов.

Песни Кировской области стали привлекать к себе внимание общественности еще в середине прошлого, столетия. Время от времени в периодических изданиях появлялись сравнительно небольшие краеведческие заметки и очерки с текстами народных песен. Сами собиратели невысоко, оценивали песни, так, проф. М. А. Колосов утверждал: «Кажется, Вятская губерния принадлежит к числу очень бедных народно-поэтическими данными. Древних исторических и былевых песен в ней вовсе нет. Песни повседневные не отличаются поэтическими красотами. Даже в свадебных песнях немного поэтического элемента». А С. Скворцова в кратком предисловии к своему собранию песен так отзывается о них: «Вообще все песни
Вятской губернии мало содержат в себе поэзии. Какую ни возьмёшь из песен везде преобладает этот реализм, постоянное напоминание действительной жизни, жизни_прозы, труда, дневной заботы, грубой иронии. Можно полагать, что отрицательная позиция обоих авторов вызвана их субъективными эстетическими критериями. Очень показательны в данном случае сетования С. Скворцовой на реализм вятских народных песен, составляющий их несомненное достоинство.
Определенный перелом в исследовании вятских народных песен и в их оценке наступил с выходом в свет в 1894 году самого большого до нашего времени сборника песен Кировской области, составленного А. Васнецовым из его собственных записей.

Первая публикация музыкальных записей песен Вятской губернии относится к 1879 году. Ее автор — Н. Абрамычев2. В сборнике Н. Абрамычева 39 русских народных напевов и один инструментальный наигрыш черемисской песни. Все записи, как указано в предисловии автора, относятся к Вятской губернии. Этот сборник с 1879 года не переиздавался, поэтому мало известен широким кругам. Однако по качеству записей он не уступает лучшим сборникам своего времени.
Двадцать лет спустя увидели свет записи еще 25 напевов Вятской губернии, принадлежащие Ф. М. Истомину и С. М. Ляпунову.

Третья публикация вятских песенных мелодий относится к 1923 году. Это 23 напева, которые были записаны И. И. Матвеевым от собирателя А. М. Васнецова.
Следует сказать, что все записи — и Абрамычева, и Ляпунова, и Матвеева — были сделаны на профессиональном уровне своего времени и дают яркую музыкальную характеристику вятской народной песни прошлого столетия. Правда, все напевы были изложены одноголосно и не давали представления о народном хоровом пении. Но, во всяком случае, сборник А. Васнецова и названные музыкальные сборники начисто опровергли существовавшие скептические суждения о вятской народной песенности, она предстала как чистый родник народного искусства.
Свыше полустолетия в печати не появлялось более или менее значительных новых публикаций народных песен нынешней Кировской области. Интерес к этим песням снова широко всколыхнулся в настоящее время.

В 1958 году Кировский государственный педагогический институт им. В. И. Ленина, по инициативе литературоведа, кандидата филологических наук И. А. Мохирева, приступил к плановому обследованию фольклора Кировской области. С этой целью институтом были организованы фольклорные экспедиции 2.
До сих пор предварительно обследованы указанными экспедициями, главным образом, северо-восточные и юго-восточные районы области: Верхнекамский, Омутнинский, Белохолуницкий, Зуевский, Слободской, Котельничский, Уржумский и Вятско-Полянский. Следует отметить, что в своей работе собиратели ориентировались не столько на сельские населенные пункты, сколько на рабочие поселки. Все"записи производились с помощью магнитофона, причем каждую песню, как правило, записывали на магнитофон целиком от начала до конца.

На почве общих фольклористических интересов зародилось сотрудничество Кировского государственного педагогического института с Государственным музыкально-педагогическим институтом им. Гнесиных в Москве. Последний, со своей стороны, в 1961 и 1962 годах направил четыре фольклорные экспедиции, работавшие в Уржумском, Котельничском, Куменском, Слободском, а также Верхнекамском районах1. Экспедициями обоих институтов записано более 800 народных песен. Из них отобрано для настоящего издания 232 наиболее ценные записи.
Песни нашего сборника представляют музыкальный фольклор лишь той части Кировской области, которая примыкает к реке Вятке и отчасти к Каме. Обе реки начинаются в Удмуртской АССР у самых границ Кировской области, на значительном протяжении протекают по Кировской области параллельно, затем расходятся в противоположных направлениях, а дальше соединяют свои воды, впадающие ниже в Волгу. Поэтому можно сказать, что песни настоящего сборника это — песни Вятско-Камского бассейна.
Больше всего песен записано в Уржумском и Верхнекамском районах. Они выделяются обилием народных песен.
Характерно, что в упоминавшемся выше сборнике А. Васнецова из 355 песен 264 были записаны им на территории нынешнего Уржумского района в с. Шурма. В нашем сборнике помещено 9 записей, произведенных в с. Шурма. К ним следует присоединить еще 8 записей из соседней деревни Шихали Шурминского сельсовета.

Особенно много песен (57) отобрано из записей, произведенных в с. Ашлани. Это объясняется прежде всего тем, что здесь в течение многих лет существовал известный в области самодеятельный Ашланский народный хор, бережно хранивший народные песенные традиции. Этим хором руководила до последних дней своей жизни уроженка Ашлани учительница Анастасия Ивановна Овчинникова, большой энтузиаст и великолепная исполнительница народных песен, усвоившая народное искусство пения от своей матери. А. И. Овчинниковой принадлежит почин в собирании народных песен с. Ашлани. К сожалению, руководимый А. И. Овчинниковой Ашланский народный хор сейчас, после ее смерти, находится в состоянии упадка. Однако сохранился актив любителей народной песни, бывших участников народного хора.
В Верхнекамском районе отличным песенным заповедником оказался рабочий пос. Кире, где имеется крупный завод «Кирскабель». У завода более чем двухвековая история. В прошлом он основывался на труде крепостных рабочих. Внешний вид поселка, за исключением территории завода и прилегающих улиц, напоминает большое благоустроенное село. В поселке много людей, знающих народные песни. До сих пор то и дело справляются свадьбы по старинному обычаю, со свадебными песнями и с ряженьем. В заводском клубе много лет существует хор народной песни, объединяющий лучших песенников и песенниц поселка, людей среднего и старшего возрастов. Это и рабочие, и служащие, и домашние хозяйки. От участников хора записано несколько десятков песен, из которых 48 вошло в сборник. Как можно убедиться, песенный быт поселка в прошлом не отличался от окрестных сел. В соседнем с. Екатеринино записано 12 песен, которые по содержанию и стилю не отличаются от кирсинских песен.
В рабочем пос. Рудничный того же района, где имеется фосфоритная промышленность, народная песня тоже еще широко бытует. Правда, певцы и певицы являются выходцами из окрестных деревень.
Песни, записанные в нынешних и бывших рабочих поселках (Кире, Рудничный, Слободской, Черная Холуница, Белохолуницкий, Котельнич, Ашлань, Шурма), составляют большинство песен сборника. У собирателей сложилось впечатление; что народная песня в рабочих поселках культивировалась не менее, чем в селах. Нам приходилось общаться со многими певцами. Это люди, безгранично любящие народную песню.

Одна из песенниц пос. Кире Александра Андреевна Махнева, 73 лет, от которой записывались песни, ссылаясь на свою старость, как-то сказала: «Мне еще сколько прожить бы надо? Пока эти песни вернутся к нам обратно в поселок!» Она имела в виду издание сборника песен, их звучание в радиопередачах.
84-летняя песенница с. Ашлани Анна Петровна Овчинникова относится к записи напевов и текстов народных песен с большим пониманием их красоты и высказывает ценные замечания по поводу отдельных песенных выражений и оборотов, а также времени и обстоятельств бытового исполнения песен.
В с. Шурме очень горячо к любимым песням относится Евдокия Григорьевна Казберова, 78 лет. Она все еще участвует в клубном хоровом коллективе народной песни, нередко запевает своим свежим и высоким голосом, выступает на сельской клубной сцене с хором, а в быту является желанным гостем на свадьбах, где не только хорошо поет, но и пляшет.

В дер. Шихали много любителей и знатоков народной песни. Шихалевские певцы и певицы охотно собирались петь для записи и очень слаженно исполняли хоровые песни — свадебные, хороводные, лирические. В этой деревне любят и новые песни. Так, оказалось, что одной из любимых песен в селе стала популярная в наши дни песня А. Пахмутовой «Геологи».
Можно было бы назвать десятки имен и много коллективов, от которых записывались песни. Для всех их характерно живое, трепетное отношение к родной песне и страстное желание, чтобы кировские песни увидели свет в изданиях и чтобы они звучали в эфире также, как воронежские, уральские, омские, архангельские.

Печатаемые песни представляют разные районы области. И по репертуару, и со стороны музыкально-стилистической они не однородны. Совершенно отчетливо вырисовывается различие песенности северных и южных районов. Их условной границей можно назвать город Киров. Различие проявляется не во всех жанрах. Явственнее всего оно в свадебных, менее ощутимо в хороводных и игровых песнях. Очень выделяется Верхнекамский район. Здесь есть неизвестные в других районах сезонные песни: «осённые», то есть исполняемые только осенью, в том числе, связанные с помочанскими работами — «когда молотят», «когда сени рубят», «когда назем возят», есть также «летние» и «зимние» песни. Некоторые виды песенного творчества по-разному называются на юге и на севере, например, «гулевые» Уржумского района соответствуют «игрищным» Верхнекамского. Что касается песен лирических, балладных, исторических, романсов, — то они не имеют существенных стилистических отличий в разных районах. Исходя из этих соображений, мы располагали песни в сборнике не по территориальному, а по тематическому признаку. Но свадебные песни оказалось более удобным расположить по районам. «Осённые», «летние» и «зимние» песни Верхнекамского района по характеру игровые; мы не выделяли их особо, а присоединили к хороводным и игровым.
В нашем сборнике девять разделов. Наиболее многочисленны разделы лирических, свадебных и хороводных песен. Кратко остановимся на характеристике каждого раздела сборника.

  • I. ЛИРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ
  • II. БАЛЛАДНЫЕ ПЕСНИ
  • III. ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ
  • IV. ПЕСНИ-РОМАНСЫ
  • V. СВАДЕБНЫЕ ПЕСНИ
  • VIII. КОЛЫБЕЛЬНЫЕ ПЕСНИ
  • IX. ТРУДОВЫЕ АРТЕЛЬНЫЕ ПЕСНИ
  • Примечания.
  • Таблица сведений о записи песен
  • Алфавитный указатель песен

Читайте также: