Троица песни текст песни

Обновлено: 11.11.2024

Обрядовые песни на Троицу - это разновидность летних календарно - обрядовых песен. Троицкие песни исполнялись при обрядах наряжения березки, заклинания густых всходов, дождя и богатого урожая. Приводим тексты и значение песен.

Песня исполнялась при наряжении березки

Кумушка,
Свет-голубушка!
Мы к тебе идем,
По яичку несем,
По ложечке.
По лепешечке!

Обрядовая песня заклинала густые всходы, дождь, рост и богатый урожай ржи.

Где девушки шли,
Тут рожь густа!
Где бабы шли,
Там вымокла!
Где мужики шли,
Там повыросла!
Где ребята шли,
Там повылегла!
Где кум прошел,
Там овес взошел,
Где кума прошла,
Там рожь взошла!

Песню исполняли, совершая обряд крещения и похорон «кукушки» — во время вырывания из земли травы «кукушки».

Кукушечка-рябушечка,
Пташечка плакучая!
К нам весна пришла,
Весна красна!
Нам зерна принесла,
Нам ржи на гумно,
В коробью холста!
Будет девкам красным лен,
Старым бабам — конопель!

Девушки в среду перед троицей отправляются выбирать — «заламывать» березки, а на другой день, в семицкий четверг (или же в субботу), с яичницей и пивом идут завивать выбранные березки; каждая приносила с собой глазок яичницы. После того как все березки завиты, яичницы размещались вокруг одной березки, а девушки, взявшись за руки, водили хоровод, исполняя публикуемую песню; пропев один раз, девушки садились около яичниц и съедали несколько ложек, потом снова повторяли песню, и так до трех раз.

Березка, березка,
Завивайся, кудрявая!
К тебе девки пришли,
К тебе красны пришли,
Пирога принесли
Со яишницею!

В календарных величальных песнях, звучат наивысшие похвалы воспеваемому предмету, ведь по мысли совер­шавших обряд, береза должна передать буйный рост и пышную кра­соту полевым злакам. Хвала весеннему деревцу составляет в песне элемент, связанный с ее общим обрядово-магическим смыслом; соот­ветственно этому обрядовое величание не скупится на изображение самых превосходных свойств воспеваемого объекта — это похвала наивысшего рода:

Береза моя, березонька,
Береза моя белая,
Береза кудрявая.
Стоишь ты, березонька,
Посередь долинушки.
На тебе, березонька,
Листья зеленые,
Под тобой, березонька,
Трава шелковая.

Эта обрядовая троицкая песня приглашала к совершению обряда «кумления»: девушки завивали на березе венок и под пение этой песни целовались через него; до следующей троицы девушки считались кумами, близкими подругами.

Уж ты кумушка-кума,
Покумимся со мной,
Побранимся со мной,
Помиримся со мной,
Поцелуемся со мной,
Распростимся со мной!

Такая обрядовая песня пелась на троицу во время обряда «крещения кукушки».

На досточке на липовой,
Е льём ладо, на липовой!
Там стояли две кумушки,
Е льём ладо, две кумушки!
Две кумушки — две голубушки,
Е льём ладо, две голубушки!
Покумилися, полюбилися,
Е льём ладо, полюбилися!
На золоты перстни поменялися,
Е льем ладо, поменялися!

Во время праздника троицы девочки-подростки выбирают одну из подруг и наряжают ее «плясуньей»: ее одевают в лучшее платье, украшенное лентами, на голову надевают венок из цветов или шляпу, убранную лентами или цветами.

Иногда кроме девочки-плясуньи наряжают мальчика-плясуна. Весь его наряд, как и вся фигура его, представляет совершенную противоположность плясунье: его одевают в изорванное платье, привязывают горб и к подбородку – бороду из конопли или конских волос, на голову надевают войлочный колпак с войлочными же рогами, лицо пачкают сажей, в руки дают большую палку.

Все девочки в один ряд идут по улице и поют песни; плясунья впереди них танцует, а плясун, сгорбившись и опираясь на палку, наподобие дряхлого старика, отгоняет от процессии любопытных ребятишек.

Терень-ту зеленой,
Не расстался бы с тобой,
Я с тобою, с молодой,
С молодою со вдовою,
Там коляска ехала,
Во коляске девица,
На девице – веночек,
Лавровый цветочек.
«Что ты, девка, побледнела?» –
«Оттого я побледнела,
Что на молодца поглядела.
У молодца бело личико,
Бело личико, кругло личико.
Поплывем-ка мы с тобой,
Мой селезень белокосистый,
Белокосистый, воронистый».

До сих пор на Троицу существует обряд завивания березы. Во время процесса девушки загадывали доброго здоровья своей матушке и другим родственникам. Или во время завивания березы думали о полюбившемся юноше – таким образом привязывая к себе его мысли и думы.

На Троицу собирали раннюю росу – она считалась сильным лекарством против хворей и недугов. Такие обряды существовали у наших предков. Некоторые из них можно встретить и в наши дни.

Приводим еще примеры, тексты, названия, слов песен на троицу.

Троицкие обрядовые песни

Пойдем, девочки, гулять в лужочки.

Пойдем, девочки, гулять в лужочки,
Ой лёли, лёли, гулять в лужо. (чки).
Гулять в лужочки мы на все денечки,
Мы на все денечки, на все духовские.
А в поле пшеница перестой стояла,
Перестой стояла, колосом махала.

Белая береза девкам говорила.

Белая береза девкам говорила,
Маю, маю, маю зелено.
Вы прядите, девки, вы прядите, красны,
На меня, березу, да вы не глядите,
Я, бела береза, за неделю оденусь.
За другую неделю по-старому стану,
По-старому стану, листьем замахаю.

Березонька моя, березонька.

Березонька моя, березонька,
Береза моя белая,
Береза кудрявая,
Стоишь ты, березонька,
Посередь долинушки.
На тебе, березонька,
Листья зеленые,
Под тобой, березонька,
Трава шелковая.
Близ тебя, березонька,
Красны девушки
В Семик поют.
Под тобой, березонька,
Красны девушки
Венки плетут.

Береза к себе гукала.

Береза к себе гукала,
Дорогих гостей зазывала:
— Ходите, ребята, в луг гулять,
Зеленые веночки завивать,
Я вам согнусь,
Сама в веночек завьюсь.
А вы меня проставляйте,
Алой лентой украшайте,
Будут веночки зеленые,
А вы весь год веселые.

Пойдем, девочки, в луги-лужочки.

Пойдем, девочки, в луги-лужочки,
Ой маю, маю, маю зеленой.
В луги-лужочки завивать веночки,
Завьем мы веночки на круглые годочки.
Кто венки завивает - тот богат бывает.
Кто венки развивает — тот и беден бывает.

Ты не радуйся, дуб зелененький.

Ты не радуйся, дуб зелененький,
Ой люли, люли, дуб зелененький.
Не к тебе идут девки красные,
Не к тебе несут яишню смашную,
Ни к тебе несут водку горькую,
Ни к тебе несут скрипку звонкую.
Ты порадуйся, бела береза.
А к тебе идут девки красные,
Да к тебе несут яишню смашную,
Да к тебе несут водку горькую,
Да к тебе несут скрипку звонкую.

Береза лугу позавидовала.

Береза лугу позавидовала,
Ой, маю, маю, маю зелена.
—Хорошо тебе, лугу,
Хорошо зелена.
А меня, березу, секут и ломают,
И в печку бросают.
Молодуха девкам позавидовала:
—Хорошо вам, девки, хорошо, злодейки,
А нам, молодухам, такой воли нету.
Один в колыбели, другой на постели.
А что в колыбели — надо колыхати,
А что на постели — надо целовати.

«Троицкая» поэзия дает художественное изображение родной ве­сенней природы - полей, перелесков, лугов, лесов. Родная русская природа отражена в весенне-летней песенной поэзии в соотношении с чувствами и переживаниями молодежи. Это сближает обрядовую поэзию весны и лета с хороводной и игровой.

Читайте также: