Текст песни улуг хемим енисейим

Обновлено: 22.12.2024

Автор: Тоглакпан Маргарита Маадыр-Ооловна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад комбинированного вида "Сайзанак" с. Хайыраканский муниципального района "Улуг-Хемский кожуун Республики Тыва"
Населённый пункт: село Хайыракан, Улуг-Хемского кожууна Республики Тыва
Наименование материала: Непосредственно-образовательная деятельность в подготовительной группе по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" "Музыка"
Тема: "Улуг-Хемим - Енисейим"
Раздел: дошкольное образование

Министерство образования и науки Республики Тыва

Управление образования муниципального района

«Улуг-Хемский кожуун Республики Тыва»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад

комбинированного вида

«Сайзанак» с.Хайыраканский

Непосредственно-образовательная деятельность

в подготовительной группе

по образовательной области

«Художественно-эстетическое развитие»

Музыкальный руководитель:

Тоглакпан Маргарита Маадыр-ооловна

с. Хайыракан-2015

образовательных

областях:
социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Виды

деятельности:
игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы, музыкальная, двигательная.

Цели и задачи:
- расширять представления детей о малой Родине, познакомить с рекой Улуг-Хем путем интеграции образовательных областей; познакомить с произведением композитора Алексея Чыргал-оола; - развивать музыкально-творческие способности детей через элементарное музицирование: чувство ритма, музыкальный слух, память, игра на нетрадиционных самодельных музыкальных инструментах; - воспитывать любовь к малой Родине, патриотическое чувство, уважительного отношения друг к другу.
Оборудование:
1. Презентация Microsoft PowerPoint «Улуг-Хемим - Енисейим». 2. Фрагменты из фильмов «Путешествие в Туву», «Юбилей Улуг-Хемского кожууна». 3. Телевизор, музыкальный центр. 4. «Пенечки», карточки настроений, палочки с голубыми ленточками, нетрадиционные самодельные музыкальные инструменты (бубенчики на «чавага», колокольчики (конгулууржуктар), кастаньеты).
Музыкальный репертуар:
«Улуг-Хемим - Енисейим» Алексея Чыргал-оола; «Сугга баргаш келиил» муз. народная, сл. Е.Тановой; аранжировка тувинских народных песен «Декей-оо», «Дээн-дээн», аранжировка песни «Дамырак».
Содержание образовательной деятельности:

Организационный момент.

Слайд 1. «Улуг-Хемим, Енисейим».

Коммуникативная игра «Здравствуйте!»

Муз.рук. поет:
- Здравствуйте, девочки!
Девочки:
Здравствуйте! - Здравствуйте, мальчики!
Мальчики:
Здравствуйте!
Слайд. Видеоролик реки Улуг-Хем.

Читает стихотворение: Он, холодный, бьется у причала, Катит воды светлые вперед В ледниках, снегах свое начало Ручейками синими берет. В горных грядах, скалах исполинских Енисей раздвинул берега – И его назвали по-тувински: Улуг-Хем – Великая река! Эне хемим – Улуг-Хемим. Чалым хая ужарларны Чаза булгап эртип чордун… Дамды чыгыы дамырактардан Дажыг кушту чыып ап чордун… Улус сени ынчангаштын «Улуг-Хем!» деп адап алган!
Кадыр Танды, калбак Саян Хамык хемин сенээ немээн. (Степан Сарыг-оол) (обращаясь к детям) Дети, много рек течет по нашей земле. Но роднее и ближе нам только одна река. Как вы думаете, как она называется? У какой реки мы живем? Ответы детей. Правильно, дети, молодцы! Река Улуг-Хем. А давайте подумаем, вспомним, как еще река называется? Правильно, Енисей – Эне-Сай – Мать-река. И сегодня мы с вами пойдем на экскурсию к нашей реке.
Музыкально-ритмические движения.

Слайд . Ручейки. Звучит песня «Дамырак».

Муз.рук.
А теперь давайте представим, что мы – ручейки. И мы с вами побежим, как ручейки. Возьмем в руки палочки с ленточками и легко побежали под музыку на цыпочках. (Дети берут в руки палочки с голубыми ленточками и легко бегут вместе с педагогом на цыпочках «змейкой», останавливаются, образуя круг, и кружатся вокруг себя на месте, входят внутрь круга и поднимают руку с палочкой, образуя «карусель», выходят из круга, и бегут на цыпочках «змейкой». Упражнение выполнено.) Вот мы и прибежали с вами к нашей реке Улуг-Хем. Давайте сядем на пенечки .(Дети садятся на стулья).
Слайд. Видеоролик реки Улуг-Хем.

Муз.рук.
Посмотрите, ребята, какая широкая река, как бурлят ее воды. Дети смотрят видеоролик об Улуг-Хеме. В это время муз.рук. рассказывает о реке Улуг-Хем. Улуг-Хем – одна из величайших рек нашей страны и планеты. Многочисленные ручьи и реки собирают воду в один мощный поток – Улуг-Хем – Енисей. Смотрите, как могуч Улуг-Хем, какие волны он катит, как летят большие и маленькие брызги…
Пальчиковая гимнастика.

Пальчиковая игра.

Муз.рук.
А теперь давайте поиграем в пальчиковую гимнастику, дети. (читает стихотворение, показывая движения рук, пальцев) . Я буду вам показывать движения рук и пальцев, а вы будете повторять за мной. Вдоль по берегу реки, (пальчики рук бегут по коленям) Бежали ребятишки Бегали, скакали, (пальчиками попрыгать) И с водой играли. (потрясти руками) К берегу бежит волна (выполнять волнообразное движение одной рукой) Вслед за ней еще одна (то же другой рукой) Эта – выше, эта – ниже (поднять руки и опустить на уровень груди) Эта вовсе не видна! (наклониться и коснуться ладонями пола) Улуг-Хемнин эриин дургаар Бичии чаштар ойнап турган. Унун дургаар халып-шурап, Бырлан сугну магадааннар: - Чалгыгларнын чаражын! Бирээзи – улуг, бирээзи – бичии! Ушкузу шуут козулбес – Угулза дег чалгыглар! (автор Тоглакпан М.М.)
Слушание музыки.

Муз.рук.
Я слышу, где-то там музыку. Кто это может быть? (Прислушивается) Какая красивая музыка! Давайте послушаем, дети.
Слайд. Слушание музыки. «Улуг-Хемим - Енисейим» Алексея Чыргал-оола.

Эту песню написал тувинский композитор Алексей Чыргал-оол. А песня называется «Улуг-Хемим - Енисейим». Он сочинил много произведений на тему природы, ребята. Одну из них мы только что послушали. Вам понравилась песня?
Дети.
Да.
Муз.рук.
А теперь все закрыли глазки и помечтаем под эту музыку. И вы расскажете, какие чувства вызывает у вас эта музыка. Дети слушают музыку. Что вы увидели или почувствовали?
Дети.
Волны рисуются, течение реки, брызги воды и т.д.
Муз.рук.
Молодцы!
Распевание. Пение.

Слайд . Развитие звуковысотного слуха, голоса. Игра «Брызги воды».
Муз.рук. А теперь давайте поиграем голосом вместе с брызгами воды на звук «А».
Слайд. Пение. Песня «Сугга баргаш келиил» сл.Е.Тановой, муз.народная.

Муз.рук.
Дети, я сейчас вам сыграю одну мелодию и вы должны подумать хорошенько и узнать песню, хорошо?
Дети.
Да.
Муз.рук.
(играет мелодию песни на нижнем регистре «Сугга баргаш келиил», дети отвечают, похвалить узнавших песню детей) Вы узнали мелодию песни, хотя она была сыграна на низких звуках, как будто эту песню пел… Как вы думаете, кто? (Птичка? Зайчик? Медведь?) Ответы детей. Правильно, медведь. А теперь давайте споем эту песню.
Развитие чувства ритма. Музицирование.

Слайд. Ритмический рисунок «Капельки».

Муз.рук.
Дети, посмотрите, наша капелька хочет с нами поиграть. Как вы думаете, наша капелька одинакового размера?
Дети.
Они маленькие и большие.
Муз.рук.
Правильно, молодцы! Попробуем похлопать, ребята, маленькие и большие капли. (дети хлопают ритмический рисунок, повторяют на ТИ-ТИ, ТИ-ТИ, ТА-ТА)
Муз.рук.
Молодцы. А теперь давайте похлопаем под музыку. (педагог играет мелодию песни «Сугга баргаш келиил»)
Муз.рук.
А теперь сыграем на наших музыкальных инструментах. Они непростые, а чудесные, необыкновенные. Что это, ребята?
Дети.
Колокольчики.
Муз.рук.
Молодцы! А это кастаньеты (достает кастаньеты). А здесь «чавага» с бубенчиками, прикрепленные к косам. Чавага – это тувинская национальная заколка для волос наших прапрабабушек. На чавага можно музицировать, т.е. играть как на музыкальных инструментах (показывает, как с чавага можно играть). Мы на них будем играть. (дети играют на этих музыкальных инструментах по музыку песни «Сугга баргаш келиил») Молодцы, дети.
Игра.

Авторская музыкально-подвижная игра «Передай камешек». Музыка «Дээн-дээн»

Муз.рук.
Что вы видите на берегу реки?
Дети.
Камни
Муз.рук.
Правильно, это камешки реки Улуг-Хем. Давайте сейчас сыграем в игру «Передай камешек». Встанем в круг и передаем под музыку камень, когда музыка останавливается, у кого в руках останется камешек, тот выбывает из игры. (Дети стоят друг от друга на расстоянии одного шага лицом в круг. Камешек передают одной рукой по кругу).
Слайд. Релаксация.

Муз.рук.
Устали? Давайте сделаем вдох-выдох (2 раза). Присядем на поляночку у нашей реки Улуг-Хем, расслабимся, закроем глазки, представим себе шум волн могучей реки Улуг-Хем, как ручейки впадают в нашу реку, а вокруг хорошо, свежий воздух, легкий ветерок. (сидят, расслабившись) Отдохнули? Молодцы! Тогда все встали.

Слайд. Рефлексия.

Муз.рук
. Понравилась вам наша экскурсия?
Дети
. Да.
Муз.рук.
К какой реке мы ходили? Как называется река?
Дети
. Улуг-Хем, Енисей.
Муз.рук.
Песню какого композитора мы послушали?
Дети
. Алексея Чыргал-оола.
Муз.рук.
Как называется песня?
Дети
. Улуг-Хемим – Енисейим.
Муз.рук.
Что мы делали у реки?
Дети
. Играли, пели, танцевали.
Муз.рук.
На чем мы играли?
Дети.
На колокольчиках, кастаньетах, чавага.
Муз.рук.
Вам было интересно?
Дети.
Да.
Муз.рук.
Молодцы! Перед вами лежат карточки настроений. Выберите ту карточку, которая определит ваше настроение.
Слайд.

Муз.рук.
Наша экскурсия заканчивается, и пора нам возвращаться в детский сад. До свиданья, ребята! Дети попрощавшись, уходят в группу. Список литературы: 1. Садик уругларынга музыка ооредилгези. / А.Танов.; Кызыл, 1995 г 2. Фрагменты из фильмов «Путешествие в Туву», «Юбилей Улуг-Хемского кожууна». 3. Интернет-ресурсы.

Читайте также: