Слова владимира харитонова музыка давида тухманова песня называется

Обновлено: 11.11.2024

I. Струны от 6-ой до 1-ой (слева направо).
II. Номер лада.
III. Открытая струна.
IV. На струне не извлекается звук.
V. Пальцы: указательный ( 1 ), средний ( 2 ), безымянный ( 3 ), мизинец ( 4 ).
VI. Барре указательным пальцем.

ПЕСНЯ «ДЕНЬ ПОБЕДЫ». ПОДОБРАТЬ БОЙ (ПЕРЕБОР)

Справочник Перебор 4/4 Перебор 3/4 Перебор 6/8 Бас + аккорд Перебор + аккорд Условные обозначения

Шестиструнная гитара. Аккомпанемент и ритмические рисунки

Очень часто, выучив расположение аккордов на грифе гитары, начинающие гитаристы задаются вопросом: как должна вести себя правая рука в процессе исполнения аккомпанемента? Какой ритмический рисунок больше подходит для той или иной песни? Стоит ли играть аккомпанемент боем или перебором?

Строго говоря, любую песню можно сыграть любым ритмическим рисунком, однако есть и некоторые «правила». Всё зависит от характера и жанра исполняемого произведения. Так, лирические песни обычно исполняются перебором (в классической гитарной терминологии этот приём называется «арпеджио»), маршевые — боем (расгеадо), песни сдержанного характера — аккордами. Опытному гитаристу всё это может показаться само собой разумеющимся, а вот начинающему, на первых порах, не помешает какая-нибудь «шпаргалка» или краткий справочник. Данная небольшая программа, в которой представлены наиболее употребительные ритмические рисунки для популярных песенных размеров (2/4, 3/4, 4/4 и 6/8), и является подобным справочником.

ПЕСНЯ «ДЕНЬ ПОБЕДЫ». ТЕКСТ

День Победы, как он был от нас далёк,
Как в костре потухшем таял уголёк.
Были вёрсты обгорелые в пыли,—
Этот день мы приближали, как могли.

ПРИПЕВ:
Этот День Победы
Порохом пропах,
Это праздник
С сединою на висках,
Это радость
Со слезами на глазах —
День Победы! День Победы! День Победы!

Дни и ночи у мартеновских печей
Не смыкала наша Родина очей.
Дни и ночи битву трудную вели,—
Этот день мы приближали, как могли.

Здравствуй, мама, возвратились мы не все.
Босиком бы пробежаться по росе!
Пол-Европы прошагали, полземли,—
Этот день мы приближали, как могли.

ПЕСНЯ «ДЕНЬ ПОБЕДЫ». АВТОРЫ

Советский композитор Давид Фёдорович Тухманов (р. 1940)

ДАВИД ТУХМАНОВ

Давид Фёдорович Тухманов родился 20 июля 1940 года в Москве в семье инженера и профессиональной пианистки. Заниматься музыкой начал в раннем детстве под руководством матери, а затем поступил в Музыкальную школу им. Гнесиных по классу фортепиано. В 1958 году поступил на композиторское отделение Музыкально-педагогического института им. Гнесиных, который окончил в 1963 году. С 1963 по 1964 гг. работал концертмейстером ВТМЭИ, в 1966-м — пианистом Эстрадного оркестра под управлением Э. Рознера. В 1967-м руководил эстрадной бригадой Донецкой филармонии. С 1968 по 1971 гг. работал концертмейстером Москонцерта. В 1973 г. был выпущен первый авторский диск «Как прекрасен мир», а спустя два года появляется диск «По волне моей памяти» написанный на стихи классических поэтов. В 1977 г. Д. Тухманову была присуждена Премия Ленинского Комсомола за Песню «День Победы» и цикл «Военные песни» на слова Вл. Харитонова. 1983 г. композитору было присвоено звание Заслуженного деятеля искусств РСФСР. Давид Тухманов является автором около 300 песен, среди которых «Как прекрасен этот мир», «Вечная весна», «Притяжение Земли», «Соловьиная роща», «Родина моя», «Эти глаза напротив», «Мой адрес — Советский Союз», «Аист на крыше», «Чистые пруды», «Напрасные слова» и др. В 2000 г. Д. Тухманову было присвоено звание Народного Артиста России. В настоящее время композитор живёт и работает в Москве.

Советский поэт Владимир Гаврилович Харитонов (1920—1981)

ВЛАДИМИР ХАРИТОНОВ

Владимир Гаврилович Харитонов родился 24 июня 1920 года в Москве. В годы Великой Отечественной войны воевал в пехоте, конном взводе и водолазных частях, был ранен. На фронте Харитонов написал своё первое стихотворение «За Волгу», которое было напечатано в «Вечерней Москве». После окончания войны с 1946 по 1948 учился в Московском Государственном институте международных отношений, а в 1958—1960 — в Литературном институте им. М. Горького. На стихи Харитонова были написаны многие известные и популярные в Советском Союзе песни. Постоянным соавтором Владимира Харитонова стал композитор Давид Тухманов, вместе с которым были написаны песни «Мой адрес – Советский Союз» (1971), «Как прекрасен этот мир» (1972), «День Победы» (1975). Среди других соавторов поэта отметим Анатолия Новикова (песни «Вернись», 1949; «Фестивальная», 1951; «Марш коммунистических бригад», 1958) и Вано Мурадели (песни «Россия — родина моя»,1950; «Песня борцов за мир», 1950). Владимир Харитонов является лауреатом десяти международных премий, а в 1973 году стал единственным поэтом-песенником, удостоенным звания Заслуженного деятеля искусств РСФСР. Всего В. Харитоновым было написано несколько тысяч стихов и песен, которые вышли в двадцати сборниках. Владимир Гаврилович Харитонов скончался 14 августа 1981 года.

ПЕСНЯ «ДЕНЬ ПОБЕДЫ». ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

День Победы. Ветераны 9 мая

Конечно, 9 Мая эта песня снова будет звучать по радио, отзываясь в наших сердцах особенно остро. Наверняка так — в каждом доме, где жива память о прошедшей войне. Вместе с «Темной ночью» и «Соловьями», вместе с «Вечером на рейде» и «Синим платочком», вместе с другими хорошими и до боли близкими мелодиями, рожденными в ту трудную пору, эта песня, явившаяся на свет спустя три десятилетия после того, как отгремели последние залпы, вдруг сразу стала нам такой необходимой.

Как же она вынашивалась ее авторами, как писалась? За ответом на этот вопрос я обратился к поэту Владимиру Харитонову и композитору Давиду Тухманову.

Владимир Гаврилович ходил по кабинету, негромко вслух размышляя:

— Давно мечтал об этой песне. Но все не находилось главной строчки, которая бы определила весь ее настрой. И вдруг однажды вырвалось: «Это радость со слезами на глазах. » Да, конечно же, именно это — самое главное. И тут же, сразу, буквально на одном дыхании, написал весь припев:

Этот День Победы
Порохом пропах,
Это праздник
С сединою на висках,
Это радость
Со слезами на глазах —
День Победы! День Победы!

А потом надо было найти начало песни. Я ходил вот по этой же комнате и вспоминал, вспоминал. Как в двадцать лет стал курсантом пехотного училища и как через год на Волоко­ламском шоссе рядом с панфиловцами мы сдерживали фашистскую орду. Думали ли мы, мечтали ли тогда о победе? Ко­нечно. Но как же бесконечно далеко до нее в ту пору было. Сколько крови, сколько дорогих могил было еще впереди.

День Победы, как он был от нас далек,
Как в костре потухшем таял уголек.
Были версты обгорелые в пыли,—
Этот день мы приближали, как могли.

«Этот день мы приближали, как могли. » — совсем не слу­чайно я повторил эту строчку в песне трижды, сделал ее рефре­ном еще в запеве. Потому что эта мысль для меня очень важна: ведь именно так было с каждым моим соотечественником — в каждый из почти полутора тысяч тех жестоких дней при­ближали победу, как могли. Это и про мою маму, которая все четыре года работала медсестрой в госпитале. И про отца, заслужившего в ту пору орден Ленина. И про мою жену, которая, тогда еще совсем девчонка, на крыше вот этого самого дома на улице Горького тушила зажигалки. И про ее отца, члена партии с восемнадцатого года, сложившего голову в ря­дах народного ополчения.

Есть в песне строки, которые тем, кто не воевал, может быть, покажутся неожиданными:

Здравствуй, мама, возвратились мы не все.
Босиком бы пробежаться по росе.

Но как, наверное, поймут меня ветераны Великой Отечественной, которые тогда, к началу войны, едва-едва переступили школьный возраст. Как часто грезилось нам — измотанным, про­пыленным: сбросить бы кирзу, хоть совсем ненамного, и, словно в детстве, босиком — по траве, по лужам.Ведь совсем еще недавно солдаты были мальчишками.

Стихи сложились, и я отдал их Давиду Тухманову, с которым мне работается особенно радостно и чей талант ценю очень высоко. Через несколько дней — телефонный звонок: Давид Федорович сообщил, что песня готова. Он сел к роялю, мы с женой прижались к телефонной трубке и услышали вступительные аккорды, а потом голос Тани Сашко, его супруги, которая, таким образом, стала для нас первой исполнительницей «Дня Победы». Не скрою, песню мы слушали сквозь слезы. Тухманов нашел для нее такую интонацию «тех лет», что она сразу вонзилась в сердце. И видно, не мне одному. Много, очень много добрых слов о ней услышал. Как-то подходит во дворе совсем незнакомый седой человек: «Спасибо, Владимир Гаврилович! Какую песню вы мне подарили. »

Разговор о песне продолжился в рабочем кабинете композитора. Нет, на войне, в отличие от поэта, он не был.

— Когда началась Великая Отечественная, мне было только одиннадцать месяцев. Но, рано приобщившись к музыке, я, естественно, воспитывался прежде всего в атмосфере мелодий, которые постоянно звучали в первые послевоенные годы. Вероятно, чисто эмоционально где-то внутри это отложилось. Получил от Владимира Гавриловича стихи, и мне сразу же захотелось сделать эту песню в жанре старинного русского марша, ибо именно такую музыку разносили духовые оркестры, когда в сорок первом провожали на вокзальных перронах бойцов, когда в сорок пятом их встречали. Наверное, по всей стране звучали тогда старинные марши, вальсы. Думаю, что именно эти ассоциации, заложенные в песне, и вызывают к ней особые чувства. Кстати, я сделал специальный инструментальный вариант и для духового оркестра, — пожалуй, для этой песни это органично и даже в известной мере возвращает ее к первоистокам. А вообще песня «День Победы», думаю, многим обязана Льву Лещенко, который исполняет ее очень проникновенно, точно и как-то по-своему.

Я не принадлежу к числу композиторов, у которых мелодия рождается моментально, по наитию. Обычно очень долго об­думываю и план сочинения, и характер. Бывает, придет в голову какой-то кусочек, фрагмент, а затем доделываю, переделываю. Ну а эта родилась быстро, за неделю, и уже потом не изменил в песне ни одной ноты.

Когда вещь уже пережита, ощущение остроты ее восприятия у автора постепенно притупляется. Зная такое свойство человеческой природы, я сам (так как песня мне очень дорога) отношусь к ней бережно и стараюсь лишний раз не вспоминать, не петь даже про себя. И возвращаюсь к ней лишь в очень редких случаях.

Если говорить о ее официальном признании, то песня «День Победы» — лауреат двух телевизионных фестивалей. Но есть еще и признание «неофициальное», которое авторам не менее дорого. Вот лишь несколько строк из писем, пришедших на их имя:

«Сколько бы раз ее ни слушал, всегда воспринимаю будто впервые. » (П. Ванапс из Сызрани);

«В эту песню вложена вся наша жизнь и молодость. » (С. Руженцева из Томилина);

«Это замечательное произведение мы всегда слушаем со слезами на глазах и не стыдимся этих слез. » (Э. и Н. Мурченко, супруги из Воронежа, бывшие фронтовики);

«В День Победы, 9 мая 1976 года, я встретился с однополчанами, и кто-то включил радио. Когда ваша песня кончилась, мы обнялись все и расплакались. Эта песня действительно посвящена нам — бывшим фронтовикам. » (М. Бендик из Харькова).

Сотни, тысячи писем. И что особенно дорого: песню при­няли не только те, кто добывал победу, но и совсем еще молодые ребята и девчата, знакомые с войной лишь по книгам, фильмам и тем песням, которые были сложены еще тогда, на фронтовых дорогах. И пусть в светлый майский день эти песни зазвучат опять — с новой силой, с новой болью. И вместе с ними — со «Священной войной» и «Огоньком», «Заветным камнем» и «Землянкой» — вновь пронзит наши сердца песня про праздник, у которого на висках седина, и про радость, у которой на глазах слезы.

Источник: Л. Сидоровский. «Это радость со слезами на глазах. » //
И только потому мы победили. Л., 1985

ПЕСНЯ «ДЕНЬ ПОБЕДЫ». СЛУШАТЬ ОНЛАЙН

ЛЕВ ЛЕЩЕНКО

Лев Лещенко и Эстрадно-симфонический оркестр Центрального телевидения и Всесоюзного радио

Читайте также: