Роль текста в песне

Обновлено: 11.11.2024

Раньше музыка делалась так: барды и скальды сочиняли оды, аккомпанемент исполнялся на одном инструменте — лютне, гуслях или подобных. Люди объединялись в хоры и ансамбли, которые позже переросли в оркестры, а ещё позже — в музыкальные коллективы, группы. Это историческое многообразие описано в статьях и учебниках по музыкальной литературе, но процесс создания музыки в 21 веке до сих пор интерпретируется либо ошибочно, либо искаженно. Давайте попробуем разобраться.

Сингл для поп-артиста

Чтобы написать песню для поп артиста, лейблы и музыкальные продюсеры организуют songwriting camp или production camp . Это выездные сессии, в которых участвует продюсер записи, он же музыкальный продюсер ( record producer ), который контролирует и модерирует творческий процесс; аранжировщики ( beatmaker или music producer ), которые создают аранжировки или «биты» ( beats ), топлайнеры ( topliner ) и сонграйтеры ( songwriter ), которые создают вокальные мелодии, «хуки» ( hooks , то есть запоминающиеся музыкальные и поэтические фразы) и тексты. Эта творческая группа в течение нескольких дней работает над материалом, создает музыкальные наброски в командах. Участники обмениваются идеями и, в результате, создают набросков, как правило, на целый альбом. Авторами песен считаются все, кто принимал хоть какое-то участие в создании этих набросков.

Сама по себе песня ещё не означает, что работа над музыкальным материалом завершена. Музыкальные продюсеры и аранжировщики дорабатывают музыку, приглашая сессионных музыкантов. Если музыка не требует большого количества живых инструментов, продюсеры могут ограничиться сэмплерными библиотеками, созданными саунд дизайнерами ( sound designer ) и услугами «теневых» ( ghost ) продюсеров (соавторов и авторов музыки, которых официально не будут упоминать в credits*, то есть списке участников записи и авторов).

Результатом работы этой творческой группы будет инструментальная часть песни ( instrumental ), или «минус», как это принято называть в русскоязычной музыкальной среде.

Текст и мелодия песни в то же время дорабатываются сонграйтерами и топлайнерами, где первые отвечают чаще за текст, а вторые – за вокальные хуки, то есть запоминающиеся ходы в вокальных партиях. Топлайнеры, по-сути, это вокалисты со способностями к импровизации и созданию запоминающихся фраз и рефренов. И если раньше за качество песенного материала отвечали композиторы и поэты-песенники, позже сонграйтеры и музыкальные продюсеры, то теперь это битмейкеры и топлайнеры.

В создании песен участвует и сам артист, если инициировал кэмп или выразил такое желание. Если кэмп инициировал продюсер, то песни, возможно, будут адаптироваться под артиста в дальнейшем, после покупки лейблом артиста или самим артистом соответствующих прав.

После согласования музыки и текста, песня записывается в виде полноценной демо-версии на студии звукозаписи при участии инженера записи ( recording engineer ), который, как правило, занимается также записью «чистовых» партий живых инструментов, а в дальнейшем, возможно, и записью «чистовых» партий вокала артиста.

Демо-запись исполняет либо один из топлайнеров, либо вокальный коуч ( vocal coach ) артиста, который занимается вокалом с артистом и знает, на что артист способен, а также то, как донести для артиста песню в понятном виде.

Продюсер участвует в этом процессе лично, помогая найти баланс между способностями артиста и музыкальным контекстом песни. После утверждения демо-записи, артист записывает чистовой вокал.

После записи вокала и музыкальных инструментов настает пора редактирования ( editing ), которую выполняют либо ассистенты продюсера, либо ассистенты инженера сведения ( mixing engineer ). В этом процессе отбираются бракованные и неудачные дубли, чистятся лишние призвуки, производится «тюн» ( tune , коррекция) вокала и ритмическое выравнивание живых инструментов и дополнительных вокальных партий.

После редактирования, записанный материал объединяется с мультитреком (поканальной записью) аранжировки, и попадает в руки к инженеру сведения , который будет сводить всё это в единый микс . После утверждения микса с продюсером, лейблом и артистом (ответственность за запись, как правило, несёт продюсер), микс песни попадает в руки мастеринг инженера , в чью задачу входит подготовка фонограммы к выпуску, доработка общего звучания микса и оптимизация технических параметров, вроде уровня громкости или частоты дискретизации фонограммы. После этого музыка попадает в виде фонограммы к лейблу , который издаёт песню на площадках и физических носителях.

Сингл для рок-группы

Как правило, этот процесс крайне похож на работу с поп артистом, за тем исключением, что группа сама по себе — это сонграйтинг кэмп, то есть группа создает песенный материал самостоятельно . Продюсер, в таком случае, участвует в доработке идей музыкантов, привлекает необходимых сессионных музыкантов и сопродюсеров для обогащения звуковой палитры коллектива. В работе с живой музыкой особенно важна становится квалификация инженера записи, так как правильно записанные инструменты лучше демонстрируют мастерство музыкантов и упрощают работу на последующих этапах создания фонограммы.

Рэп сингл

В случае с рэпом, битмейкеры создают инструментальные версии композиций, выставляя на продажу или сдавая в аренду ( leasing ) права на использование композиции, а рэперы записывают поверх авторские тексты , либо тексты, которые покупают у гострайтеров ( ghostwriter ), то есть авторов текстов, не упоминаемых в credits. Музыкальный продюсер, как правило, занимается помощью в создании «хуков» и развивает идеи битмейкеров. Трудоёмкий процесс сведения в других жанрах, зачастую, ограничивается в рэпе совмещением речетатива с готовой инструментальной композицией.

Электронный сингл

Электронная музыка отличается от остальных жанров тем, что «лицом» электронной композиции становится музыкальный продюсер , а вокальные и иные партии считают, в некотором роде, опциональными. В этом жанре музыкальный продюсер может, по своему усмотрению, быть и композитором, и аранжировщиком, и инженером, и исполнителем.

Оркестровая композиция

Главными людьми в оркестровой музыке являются композитор ( composer ), который сочиняет музыкальную тему, аранжировщик ( arranger ), который пишет партитуру для всех инструментов, и дирижёр ( conductor ), который участвует в исполнении оркестром произведения, руководствуясь партитурой и пожеланиями композитора. Эти роли, порой, объединяет в себе один человек. Помимо варианта записи живого оркестра, распространена практика, когда композитор владеет навыками музыкального продюсера, и создает оркестровую композицию при помощи виртуальных сэмплерных инструментов, тогда подобный процесс становится похожим на создание электронной музыки.

Перечисленные выше подходы, порой, могут отличаться отдельными этапами производства, участниками и их количеством, а также названиями специалистов, в зависимости от страны, в которой происходит создание фонограммы (например в России распространена специальность «звукорежиссёр», которая, по-сути, объединяет в себе навыки и инженера записи, и инженера сведения, и мастеринг инженера, и музыкального продюсера). На данный момент русскоязычная поп-сцена только осваивает все упомянутые выше подходы и этапы производства, адаптируя под особенности менталитета, культурного и социального бэкграунда.

Читайте также: