Песня звон автор текста и музыки

Обновлено: 05.10.2024

Николай Васильевич Гнатюк – советский, а позже украинский певец, народный артист УССР. За полвека творческой деятельности он исполнял очень разные песни: русские и украинские, энергичные и лирические. Николай Гнатюк сам пишет слова и музыку для некоторых своих песен, но также исполняет и произведения других авторов. Гнатюк начал музыкальную карьеру ещё в 1970-х, широкая всесоюзная известность к артисту пришла в начале 80-х. Его голосом звучали произведения, созданные выдающимися композиторами и поэтами-песенниками и ставшие классикой советского песенного наследия. Сегодня вспомним историю и авторов трех советских песен, которых можно назвать «главными» в карьере Гнатюка. Именно с этими произведениями его имя прочно ассоциируется у широкой аудитории, каждое из них в равной степени можно назвать «визитной карточкой» исполнителя.

«Барабань на всю планету»

Некоторое время назад на моём канале выходил материал о поэте Андрее Вознесенском, где я рассказывал о нескольких известных песнях на его стихи. При составлении подборки почти всегда остаются песни, о которых по тем или иным причинам не успеваешь поговорить. Тогда «за бортом» осталась песня «Танец на барабане». Настало время «вернуть долг» и поговорить о песне, ставшей первым ярким хитом в репертуаре Гнатюка. Песня была представлена публике в 1980-м году и определила взлет популярности исполнителя не только во всесоюзном, но отчасти и в международном масштабе. С этой песней Николай Васильевич одержал победу на конкурсе в польском городе Сопот. В те времена это было престижное и популярное музыкальное мероприятие, своего рода «социалистический аналог» «Евровидения» и «Сан-Ремо». (В 1977-1980 г. конкурс назывался «Интервидение).

Автор текста Андрей Андреевич Вознесенский был прежде всего классическим поэтом, тексты специально для песен он писал нечасто, отдавал композиторам уже готовые стихи и не любил писать текст на мелодию. Но как минимум два знаменитых хита написано по такому принципу – это «Миллион алых роз» Аллы Пугачевой и «Танец на барабане» Николая Гнатюка. Обе на музыку самого популярного советского композитора 80-х – Раймонда Паулса. Известно, что многие песни Раймонда Вальдемаровича существуют в двух ипостасях, с двумя разными версиями текста – русским и латышским. На родном языке композитора «Барабан» исполнял Жорж Сиксна.

С русской версией песни связана скандальная история. Вопрос о том, кто был её первым исполнителем является спорным. Свой первый хит Николай Гнатюк не поделил с Софией Михайловной Ротару. В исполнении Ротару песня прозвучала в киноленте «Где ты любовь?», где певица сыграла главную роль. Фильм датирован 1980-м годом, но вышел на экраны через некоторое время после триумфа Гнатюка в Сопоте. Однако все же прекрасно понимают, что подготовка кинокартины - это дело не быстрое.

В сети встречаются очень противоречивые сведения. Меломаны разделились на «два лагеря». Один отдают первенство Гнатюку, другие Ротару. Есть информация, будто бы Гнатюк «сам придумал» идею для песни, вспомнив свой опыт игры на барабанах в оркестре. При этом София Ротару заявляла, что песня была написана «специально для неё», за что Гнатюк на неё сильно обиделся. В некоторых материалах первое исполнение этой песни Ротару относят к 1979 году, что вызывает вопросы, ведь по правилам конкурса в Сопоте, где её пел Гнатюк, песня должна быть новой.

Более-менее внятную, компромиссную версию истории этой песни изложила радиожурналист Людмила Дубовцева, которая была непосредственным участником событий, связанных с созданием произведения. Её рассказ приведен в качестве вставного фрагмента в книге «Андрей Вознесенский» серии «ЖЗЛ» за авторством Игоря Вирабова. Если верить материалам, включенным в авторитетное печатное издание, песня писалась всё-таки для Гнатюка.

По словам Дубовцевой, после того, как было принято решение о поездке Гнатюка в Сопот, он пришел на радио и попросил забойную песню, в его арсенале тогда был только лирический репертуар.

Людмила Ивановна позвонила Вознесенскому, рассказала ему о молодом певце, который «умеет играть на барабане». Буквально за сутки Андрей Андреевич написал текст на готовую мелодию Раймонда Паулса.

Незадолго до фестиваля Дубовцевой позвонила Ротару. Ей была нужна песня для готовящегося фильма.

В книге приводится фрагмент диалога:

„Ты знаешь, я разговаривала с Паулсом, он сказал, что есть очень хорошая песня про барабан. „Сонь, песня действительно хорошая, но Гнатюк везет ее на конкурс“.

Сославшись как раз на то, что фильм выйдет после фестиваля и не помешает премьере, Ротару уговорила «отдать» ей песню. Дубовцева надиктовала ей текст по телефону. Так песня попала в репертуар сразу двух артистов.

Упоминает Людмила Ивановна и о заявлении Ротару, что эта песня «написана Паулсом и Вознесенским специально для неё», после чего «Барабан» чуть не отобрали у Гнатюка.

Сама София Михайловна объяснила это так: «Андрей Андреевич сказал, что посвящает эту песню мне».

Возможно, слова поэта объясняются его природной вежливостью и уважением к даме.

Я очень не люблю копаться в разного рода противоречивых историях, основанных на субъективных воспоминаниях, а потому постарался изложить её нейтрально, с опорой на имеющиеся сведения.

В конечном итоге не так важно, кто первым спел эту песню, и кому она предназначалась. В Советском Союзе одну и ту же композицию часто параллельно исполняли несколько артистов. Оба исполнения состоялись и вошли в историю. После конкурса в Сопоте песня прочно закрепилась за Гнатюком. Надо отдать должное Софии Михайловне: увидев триумф молодого коллеги, она исключила композицию из своего репертуара, и даже на пластинку с саунд-треком к фильму «Где ты любовь?» «Танец на барабане» не вошел. Прославленная певица вернулась к ней лишь в начале нового века. Известно позднее исполнении Ротару «Танца на барабане» на творческом вечере Р. Паулса в 2006 году.

«Птица удачи опять прилетит»

Жизнерадостная и заводная по настроению, проблемная и глубокая по содержанию песня, за четыре десятилетия своей истории была «разобрана» на цитаты, стала своеобразным «экзистенциальным» гимном для многих меломанов. «Птица счастья» была всё в том же 1980-м прославленными авторами – семейным и творческим тандемом Александры Николаевны Пахмутовой и Николая Николаевича Добронравова, в исполнении Гнатюка в 1981 стала лауреатом «Песни года».

Гнатюк вспоминал, как он однажды позвонил Пахмутовой и напросился в гости к знаменитой семье. Авторы радушно приняли его, напоили чаем с пирожками и показали свои песни, чтобы артист мог что-то выбрать себе в репертуар.

Гнатюку «приглянулась» «Птица счастья». Песня отлично подходила ему по эстетике, но смущал один момент, последняя строчка припева гласила: «Птица удачи опять улетит». В контексте песни она имела важное значение, указывая на то, что счастье мимолетно, однако Гнатюку хотелось, чтобы счастье не кончалось, он предложил «сгладить» грустную нотку и уговорил Николая Николаевича поменять одно слово. В результате в исполнении Гнатюка птица не только «улетает», но и «прилетает».

Пластинка Александры Пахмутовой "Птица счастья", песни из к. ф. "О, спорт - ты мир". Пластинка Александры Пахмутовой "Птица счастья", песни из к. ф. "О, спорт - ты мир".

1980-й – олимпийский. Авторы песни «Птица счастья» имеют прямое отношение к этому спортивному событию. Песни Пахмутовой и Добронравова стали «музыкальным сопровождением» Олимпиады и документально-художественного фильма «О, спорт - ты мир». Звучала в этом фильме и «Птица счастья», по этой композиции была озаглавлена пластинка фирмы «Мелодия», куда вошли песни из фильма. В картине знаменитый хит исполняет ВИА «Здравствуй, песня».

В современную эпоху песня «Птица счастья» продолжает жить в исполнении молодых артистов. Хорошо известна кавер-версия от Витаса, он часто пел эту песню в сборных концертах.

В программе «Достояние Республики», посвященной Пахмутовой и Добронравову, песню доверили спеть соотечественникам Гнатюка, популярному на рубеже 2000-2010 гг. украинскому дуэту Потап и Настя. Николай Васильевич присутствовал в студии и «подпел» ребятам. В результате получилось трио. Всё было бы совсем хорошо, если бы не Потапенко не разбавил самодостаточную песню своим речитативом.

«Малиновый звон на заре»

Хиты начала 80-х закрепили за Гнатюком славу исполнителя заводных, в какой-то степени даже «дискотечных песен». К середине десятилетия в карьере певца наступает затишье, популярность начинает падать, в этот период он сам сочиняет песни, возвращается к лирическому репертуару. Новый успех приносит ему сотрудничество с композитором Александром Морозовым. Песни этого автора занимают видное место в исполнительском наследии Гнатюка. Вспоминаются песни «Зорька алая» и «Белые ставни» на стихи В. Гина и, конечно же, «Малиновый звон» на стихи Анатолия Поперечного. Это, пожалуй, самое известное произведение Морозова в репертуаре Гнатюка, песня озаглавит сольную пластинку исполнителя, выпущенную в 1988 году.

Авторы песни познакомились во время фестиваля «Песня года 1986». Поэт Анатолий Поперечный пригласил композитора в гости и показал ему стихи. Текст Морозову понравился, и он сразу захотел набросать мелодию. Единственным музыкальным инструментом в доме поэта оказалась гитара, на которой было натянуто только три целых струны, на них Морозову и пришлось наиграть придуманный мотив. Часто шутят, что эта песня писалась для «балалайки с голосом».

Название песни может вызвать ассоциации с вкусной лесной и садовой ягодой, однако «Малиновый звон», о котором написал Поперечный и спел Гнатюк не имеет к малине никакого отношения. Так называют мягкое звучание колокольчиков. По самой распространенной версии словосочетание «малиновый звон» восходит к бельгийскому городу Мехелен, на французский манер он именуется Малин. Здесь со времен средневековья из специального сплава изготавливали колокола с очень приятным звучанием. Ласкающий слух, мелодичный, колокольный звон на Руси стал зваться «малиновым». Песня у Морозова и Поперечного получилась соответствующей по атмосфере, мягкой и очень русской. В тексте усмотрели религиозные мотивы, что было отмечено на этапе прохождения худсовета. В изначальном варианте песню не пропустили, придравшись к строчке «Этот малиновый звон – от материнских икон». В советское время религиозные упоминания в тексте не приветствовались, «икон» заменили на «окон». Николай Гнатюк на концертах пел эту песню как в «цензурированном», так и в первоначальном варианте.

Позже, уже в наши дни «Малиновый звон» на регулярной основе запел известный поющий служитель церкви, победитель четвертого сезона русского «Голоса» отец Фотий.

Читайте также: