Песня стройные березки что то шепчут липам текст

Обновлено: 06.07.2024

Однажды утром, известному композитору Владимиру Шаинскому, позвонили из центральной редакции детского радио и предложили ему прочитать стихи одного неизвестного поэта-самородка.

Тетрадь с его творениями передала любимица СССР певица Людмила Зыкина. Ответом композитора Шаинского была такая фраза: «А на кой он мне сдался?». На что Людмила Зыкина сказала: «Уважь человека, я у него мясо покупаю!»

Певица всё же добилась своего – стихи стали песней. Душевные строки о «нежных напевах» идеально вписались в популярный кинофильм «Анискин и Фантомас»-1973, благодаря которому песня и стала, любима народом.

Месяц свои блёстки по лугам рассыпал.
Стройные берёзки, стройные берёзки
Что-то шепчут липам.
Стройные берёзки, стройные берёзки
Что-то шепчут липам.
Травы, травы, травы не успели
От росы серебряной согнуться
И такие нежные напевы, ах,
Почему-то прямо в сердце льются.

Лунною тропою на свиданье еду,
Тихо сам с собою, тихо сам собою
Я веду беседу.
Тихо сам с собою, тихо сам с собою
Я веду беседу.

К милой подойду я, глаз поднять не смея,
И от поцелуя, и от поцелуя
Словно захмелею.
И от поцелуя и от поцелуя
Словно захмелею.
Травы, травы, травы не успели
От росы серебряной согнуться
И такие нежные напевы, ах,
Почему-то прямо в сердце льются.

А неизвестным поэтом был Иван Юшин, мясник с Центрального рынка Москвы.
Биография Ивана Сергеевича Юшина полна тёмных пятен. Вырвавшись на передний план незадолго до смерти, он мало кого интересовал

Поэт, а по совместительству мясник Центрального рынка Москвы, Иван Юшин добился народной славы без самиздата и даже публикаций. Правда, счастья ему это не принесло.

Жизнь научила Ивана Сергеевича крестьянской молчаливости, недоверию. Даже по ошметкам биографии видно – скрывать ему было что.

Не совсем ясно, когда Иван Юшин родился. Ряд источников указывают 1916 год, другие настаивают на 1923.

Появился Иван Юшин на свет в Рязанской области, село Печерниковские Выселки Михайловского района, и всю жизнь был ушиблен впечатляющим примером земляка Сергея Есенина.

В 1930-ых семья Юшиных попала под раздачу, как кулацкая. Её выслали на север. В результате Иван не окончил школу, едва выучился писать и считать.

Потом война. Солдат Иван Юшин прошёл по тем военным дорогам и мостам, что строил и наводил он сам, со своим дорожно-строительным батальоном. В окружении попал в плен - побег-контузия, на нашей стороне.

После контузии Иван Юшин на год оказался прикован к постели. Не до литературы ему было. После войны Ивану Юшин улыбается удача далеко не литературная. Он прикипел к хлебному месту мясника на Центральном рынке Москвы. Рынок стал его стихией и бизнесом.

Не воровать в этой системе оказалось невозможно. С мясников собирали ежедневную дань для начальства. Зарплата мизерная, (чтоб ты жил на одну зарплату), Иван Юшин химичил, как мог. А это живые ежедневные денежки. Всякий день с мясников собирают дань: деньги для начальства.

Для дирекции. Директор платил в трест. Трест отстёгивал райкомовским. Кто круговой порукой не повязан, должен из торговли уйти. Такова была советская система.
Иван Юшин не любил взбалмошного директора рынка. Сверх обычной дани тот ежедневно требовал на пропой.

Иван Юшин с теплотой и уважением отзывался о мясниках, работавших рядом. То были главным образом, черноголовые айсоры.

Выходцы из ассирийских семейств, нашедших приют в Москве, в Первую мировую войну, среди айсоров было также немало чистильщиков обуви, «холодных сапожников», исчезнувших со столичных улиц в последние годы.

Историческая справка: айсоры – ассирийцы, поселились в России, бежав из Турции, которая была союзницей Германии в 1914-1918 годах. Беженцев было не менее 100 тысяч - в Османской империи началось планомерное, физическое уничтожение айсоров – как христиан по вере, которые симпатизировали Российской империи.

Поэт Владимир Приходько вспоминал: «Юшин демонстрировал, как мясники подворовывают. Вот рубит с громким выдохом – ахом, точно попадая, куда надо
Вот шуткой, жестом отвлёк внимание деревенской. И кусок мяса провалился в широкий, в бездонный карманище фартука. Фокус, да и только»

В торговле Иван Юшин прижился, стал на рынке весомой фигурой, а с хорошим мясом каждый год становилось всё напряжённее. Мясник приобретал черты человека значительного, но даже на работе между окровавленных туш, Иван Юшин постоянно держал карандашик и блокнот – ждал вдохновения.


Дружбы Ивана Юшина искала творческая богема: поэты, актрисы, художники. И Иван Юшин решил этим воспользоваться. В 1967 году он вломился с рукописью в издательство «Московский писатель».

Вломился с законами рыночного прилавка. Рецензировавший рукопись поэт Владимир Приходько вспоминал:

«Однажды ко мне вошёл человек, на котором была печать крестьянского труда. Руки в шрамах. Грубые, крепкие. На вид лет сорок. Или больше. Достал стихи, напечатанные малограмотной машинисткой.

Попросил прочесть и рекомендовать в литературное объединение при заводе «Динамо». Это был Иван Юшин. Я быстро прочёл стихи. Среди них была любовная лирика:

Как хорошо
Звезда вчера горела
Над улицами
Нашего села.

Как хорошо
Ты на меня глядела,
Как хорошо
Меня ты обняла.

Мир в его стихах отличался ласковостью, нежность стала лейтмотивом.

Я тут же написал гостю рекомендацию Что-то вроде «…конечно, Иван Юшин – не профессиональный поэт. Он редко в достаточной степени работает над словом: поём как поётся. Но его песня чиста, в ней нет фальши. И если Юшин будет строг, требователен к себе, его ждёт успех».

Гость пожал мне руку, и я почувствовал: к ладони что-то приросло. Это был скомканный пук десяток – не то три, не то четыре. Я с неподдельным изумлением и негодованием вернул ему деньги. Он не слишком смутился.

«У нас в торговле, – сказал, - не подмажешь – не поедешь».

Были ли стихи Юшина хороши, сказать не берусь, на просторах интернета гуляют только вырванные из контекста четверостишия. Но Владимир Приходько дал им такую оценку:

«Признаюсь, что читать эти стихи было нелегко. Они обнаруживали яркую поэтичность автора, органическое чувство природы, но одновременно были неумелы. У певца нежности бизнес непоэтический - мясник.

Мне было очень любопытно, Юшин тоже жаждал со мной общаться как с редактором своих стихов. Юшин работал на рынке. На Центральном, в Москве!
Много лет спустя, разговаривая со спортивным журналистом Галинским о Юшине, Владимир Приходько услышал от него анекдот:

«Сумасшедший дом. Один говорит, что он Наполеон. Другой, что Екатерина Вторая. Третий объявляет: назначен министром финансов. Тут входит четвёртый: «Я рубальщик мяса на рынке».

Все ахают» «Вот это мания величия»

Шутка, рождённая в голодной советской стране, где так вольно и т. д. Мне трудно сказать, сколько он зарабатывал. Знаю, что не бедствовал.

У него не было городской квартиры, был небольшой зимний дом по Киевской дороге, станция Солнечная, деревня Суково, улица Козловская №6, где он жил один. Дом до нашего времени не сохранился. Раньше это была дачная местность, сейчас входит в район Москвы.

Как только большевики взяли власть, в его родной деревне, под Рязанью начался голод. В 20-е отец Юшина подался под Москву в Дорогомиловскую ямскую слободу. На извозный промысел.
Семью не бросил – навещал то и дело. В 30-е Юшиных сослали на север. Как кулаков. За этот самый дорогомиловский извоз.

У меня Иван Юшин бывал довольно часто, вспоминал поэт Владимир Приходько. Его полюбили мои домашние. Ужинал. Ел осторожно, словно испуганно. К рюмке не прикасался, по его просьбе на стол не ставили.

В России абстиненция всегда подозрительна - то есть добровольный волевой отказ, подавление в себе каких либо влечений в течение определённого промежутка времени или на протяжении всей жизни. Постепенно выяснилось, что если начнёт, не может остановиться.

Месяца полтора не человек. Когда дело совсем худо, ложится в больницу к знакомому психиатру Гелию Абрамовичу, которому доверяет. И тот его из этого дела выводит.

Иван Юшин избегал рассказывать о рынке, даже когда стал поэту Владимиру Приходько доверять. Из его наблюдений над жизнью при Сталине и позже, в 60-е, Владимир Приходько запомнил вот что:

«Раньше деревенская женщина привезёт тушу. Нарублю, она встаёт продавать. Чуть наторгует и сразу: «Вань, на, сходи», - я беру деньги, иду в булочную, покупаю белый батон. Она съедает его разом, как пряник, и дальше торгует.
А теперь: «Вань, на, сходи» - я беру деньги, покупаю пол-литра. Она махнёт стакан и дальше торгует.

А мясницкое умение в том, что кость остаётся внутри мякоти. Чтоб не бросалась в глаза покупателю. Если отовсюду торчат кости. Мясник порубил назло».

Книжки Иван Юшин так и не выпустил, его прорыв оказался связан с эстрадой. На рынке он познакомился с Людмилой Зыкиной, которая, как и все, любила мясо. Сыграло роль и рязанское происхождение, певица была из тех же краёв.

Она передала стихотворения Ивана Юшина композитору Анатолию Новикову и получилась песня «Огонь горит неугасимый». Потом Людмила Зыкина исполняла «Песню девушки» на стихи Ивана Юшина.

Но настоящий успех Иван Юшин поимел, когда на его стихотворение «Травы, травы» - обратил внимание композитор Владимир Шаинский. Причём, сам Шаинский впоследствии каялся, что испортил стихотворение Ивана Юшина.

«У Юшина была строчка «месяц С НЕБА блёстки по лугам рассыпал» Мне тогда показалось, слишком быстро произносится «с неба», не успевает впечататься в души слушателей. Заменил на «СВОИ блёстки»
Поставил ничего не значащее слово, дурак, не заметил, что у автора было лучше в сто раз. Испортил песню».

Вот эта песня ушла в народ, став лауреатом «Песни года». Завоевала премию, в 1975 году, на фестивале в польском Зелена Гура. В России – она будет признана лучшей в телевизионном конкурсе 1974-1975 годов. Стала частью саундтрека (музыкального сопровождения) фильма «Анискин и Фантомас»-1973 года.

«Травы» пели на концертах, в ресторанах, в компаниях, на экране. В городе, деревне, в русском зарубежье. Она потеснила нашу классическую «пьяную» песню «Шумел камыш».
Удивительное в этой истории: то, как простой деревенский парень сочинил одну из любимых и узнаваемых песен народа.

К слову, Иван Юшин и до этого в деньгах не нуждался. Но авторские, которые посыпались от «Трав» со всего Советского Союза, потрясли даже его.

Иван Сергеевич взмолился: «Я чай, двадцать лет мясником работал, неплохую деньгу научился зашибать в поте лица своего, а тут всего одна песня и сразу полторы тыщи в месяц!»

Он решил бросить рынок. На что поэт-песенник Михаил Танич ответил: «Запомните, Ваня, не «мясо» к «травам», а «трава» к «мясу!»

Мясной павильон располагался не в главном здании, где на верхних этажах был универмаг, а позади, отдельно. Вдруг Иван Юшин исчез. И на сей раз, видимо его знакомый психиатр не спас.

Владимир Приходько сунулся на Цветной. Где давно не был, думал найти, кто с ним работал, сыскать анкету…

А вместо рынка увидел каркас мёртвого дома обнесённого забором. Сказали не один уже год.

И никто ничего не строит. И никаких следов дирекции, ни отдела кадров.

Вот неполный список всенародно известных и любимых песен на слова Ивана Сергеевича Юшина:

-На Красной площади-муз. А.Новикова.
-Слово о России - муз.Б.Александрова.
-Снёговея- муз. М.Фрадкина.
-У могилы неизвестного солдата (Горит огонь неугасимый)- муз. А.Новикова.
-Здравствуй, ноченька - муз. В.Букина.
- Осенняя мелодия - муз. М.Парцхаладзе.
- Клонит ветер –муз. Ю.Гурьева.
-Ночь – муз. М.Парцхаладзе.
- Травы, травы – муз. В. Шаинского.
-Возвращение домой – Ю. Чичкова.

Конец Ивана Сергеевича покрыт мраком неизвестности. Непонятно в каком году покинул он мир и где захоронен.
Кстати и год рождения, и год смерти поэта до сих пор неясен. До наших дней нашлась лишь одна фотография Ивана Сергеевича Юшина.

По одной версии он родился в 1916 году, по другой – в 1923. Умер – по одним источникам в 1978, по другим – в 1979, но в 1979, о нём говорили уже как о покойнике.

Иван Сергеевич, как и многие русские поэты, страдал классической болезнью – периодическими длительными запоями. Гибель связывали с запоем, из которого Иван Юшин не мог выйти настолько, что повесился в больнице.

Поэт-фронтовик Константин Ваншенкин, который вспомнил стихотворение Ивана Юшина «Травы» - посвятил ему печальные строки:

Сочинивший: «травы, травы»… -
Откровение своё –
И не выдержавший славы,
Обалдевший от неё.

Одуревший рубщик мяса,
Так сложилось на веку,
Своего дождался часа…
Вот опять по «Маяку»!

Впрочем, песенки лукавы,
И от них опасный зуд.
Эти травы, эти нравы
До добра не доведут,

А скорее до поминок…
Так успех его томил,
Что он кинул этот рынок
И оставил этот мир.

Из поэтического наследия Ивана Юшина.

«На Красной площади».

Спускаюсь тихо в Мавзолей,
Не видя под собой ступеней,
Здесь, величайший из людей,
Спокойно спит любимый Ленин.

Иду с поникшей головой
Под тёмным сводом Мавзолея,
Гляжу на облик дорогой,
И на душе моей светлеет.

О, Ленин, кормчий Октября,
Любовь людей к тебе нетленна.
Как негасимая заря,
Она горит над всей вселенной.

Куда б судьба ни заносила –
На край земли, за синь морей
Я помнил лишь – тебя Россия,
Всей доброй памятью моей.

И не страшны мне расстоянья
Любого дальнего пути,
Я на любые испытанья
Вновь для тебя готов идти.

Я так люблю тебя родную
За твой полёт и твой размах,
И за столицу дорогую,
Что на семи стоит холмах.

За то, что стала всем любима
С вишнёвым отблеском звезда,
За то, что ты, моя Россия,
Была и будешь навсегда.

Последний месяц осени,
Нахмурились поля,
Свои наряды сбросили
Седые тополя.

В багрянец лес окрасился,
Затихли глухари,
За лесом где-то спрятался
Последний луч зари.

А я опять у озера
Сижу на старом пне,
Осенняя мелодия
Тревожит душу мне.

Вот отзвенят берёзоньки
Вечерним языком,
И стихнет всё до зореньки
Беззвучным тихим сном.

Заря пожаром медным
Ложится на поля.
Иду лужком заветным,
Мне шепчут тополя.

Я вспомнил своё детство,
Как жил в родном краю,
И мне не наглядеться
На Родину мою.

Я много вёрст измерил,
Всё по земле чужой.
Во всех боях я верил,
Что я вернусь домой.

Взойду я на пригорок,
Поплачу от любви.
За все четыре года
Споют мне соловьи.

Я вновь в краю заветном,
Горит моя заря
И льётся светом медным
На мирные поля.

Клонит, клонит ветки ветер,
Порошит моё крыльцо…
Мне светлей всего на свете
Ваше светлое лицо.

Я дарю Вам не за песни
Жар сердечного огня,
А за то, что в дни болезни
Только Вы спасли меня.

Не забуду вечер, ветер
И полночное крыльцо…
Мне сквозь годы ярко светит
Ваше доброе лицо.

«У могилы неизвестного солдата». («Огонь горит неугасимый»)

Война прошла как страшный сон,
Сегодня, мирною порою,
Народ идёт со всех сторон
Отдать поклон бессмертному герою.

Здесь непробудным, вечным сном
В могиле спит солдат России.
Кто он такой? Откуда он?
Над ним огонь горит неугасимый.

Я над могилою стою,
Мне трудно пережить утрату,
Поклон земной я отдаю
Товарищу, иль другу, или брату.

Мне всё равно, кто б ни был он,
Я опускаюсь на колени
У этих траурных знамён,
У стен Кремля на чистые ступени.

Где принял он последний бой?
Где он погиб в лесах окрестных?
О, сколько там, в земле сырой
Солдат родных в могилах неизвестных!

Шумит весенний майский гром,
Не пробудить ему солдата.
Кто он такой? Откуда он?
О нём навеки память будет свята!

При написании повествования о поэте Иване Юшине, вспомнил колкую, давнишнюю эпиграмму на Людмилу Зыкину – Валентина Гафта:

Любишь ты землю, Людмила,
Не зря ты на ней прожила.
Всё, что любила, скупила,
Всё, что росло, сорвала.
Платье в брильянтах надела,
Стала фаянс собирать.
Так по любви и раздела
Бедную Родину-мать.

Читайте также: