Песня про абьюзивные отношения текст
Обновлено: 11.11.2024
Сегодня мы обсудим с вами, что такое Абьюз . А поможет нам в этом – Земфира .
Нет, мы не брали у неё интервью. Говорить она будет с нами текстом своей песни «Абъюз» , вошедшей в совсем свеженький альбом Бордерлайн . Эту песню можно использовать в качестве иллюстрации целой главы из книги по психологии, посвященной деструктивным отношениям.
Что ж, давайте вчитаемся в текст, всмотримся в смысл и разберём: «Что же хотел сказать нам автор?»
Источник Фото: фан-страница ВК Земфиры Источник Фото: фан-страница ВК ЗемфирыВикипедия даёт нам следующее определение слову «абьюз»:
«насилие над близким человеком (обычно психологическое, но также физическое, сексуальное, экономическое)»
В своём альбоме Земфира еще и намеренно искажает написание слова, заменив мягкий знак твёрдым. Можно долго задумываться над «сакральным смыслом твёрдого знака» в слове «абъюз» . Но, скорее всего, задачи были две:
- Привлечь внимание к слову, намеренным искажением.
- Показать, что в этой песне не будет никакой мягкости, всё «по-жёсткому», по-честному, без купюр.
Делится ли в данной песне Земфира своим личным опытом или повествует об истории несчастливых отношений своего близкого человека – нам неизвестно. Наивно полагать, что все авторы песен «пишут исключительно о себе». Тем не менее, в песне « Абъюз» передан опыт травмирующих болезненных отношений, где один человек наносит непоправимый ущерб другому своей «любовью».
Обложка альбома Бордерлайн Обложка альбома БордерлайнТы не знаешь меня
Ни черта, ни черты.
Только некий портрет
Из поступков и слов,
Из иллюзий и снов.
Неплохой портрет,
Но ни разу не я.
Человек, выступающий в роли Абьюзера в отношениях, зачастую замкнут исключительно на себе , своём мире, своих чувствах и своих переживаниях. Он сам имеет глубокую детскую травму, которая не позволяет ему видеть кого-то, кроме себя. Его Партнёр – не субъект, а объект. Абьюзер воспринимает Партнёра не как реального человека со своими особенностями и переживаниями, а как образ своего идеального родителя («некий портрет»), который по гроб жизни этому Абьюзеру обязан (любить и удовлетворять его эмоциональные и не только потребности).
Мир Абьюзера похож на мир трёхлетнего ребенка, который состоит исключительно из него самого и крутится исключительно вокруг его потребностей. Ребёнок пока еще не способен на эмпатию по отношению к матери. Его не волнует, устала ли она, в настроении ли она, хочет ли она или нет заниматься теми или иными вещами. Это нормально для трёх лет. Но для взрослого человека – нет.
Источник Фото: фан-страница ВК Земфиры Источник Фото: фан-страница ВК ЗемфирыПриглашаю тебя
Завтра в собственный ад.
Там вполне хорошо,
Только сильно трясёт,
Постоянно трясёт,
Как на корабле.
Но зато мы вдвоём.
Здесь говорится о постоянных эмоциональных качелях , которые характерны для абьюзивных отношений. Человек-Абьюзер застревает между двумя страхами: страхом близости и страхом быть покинутым. Близость для здоровых отношений предполагает, помимо всего прочего, доверие и уязвимость. Человек открывается перед другим, обнажая свои «неидеальные» черты. Другой принимает эти черты.
Это большой риск – открыться перед другим. А вдруг не примет? Посмеется? Отвергнет? Но без этого по-настоящему доверительные отношения не состоятся.
Абьюзер глубоко внутри ощущает себя ничтожным, поэтому не способен открыться: он не хочет, чтобы Партнёр увидел его настоящее «лицо». После тепла и близости Абьюзер чувствует страх, тревогу и устраивает «холодный душ» Партнёру: исчезает, втягивает в скандалы, пытается «бросить».
Когда Партнёр после подобного «спектакля» подаётся в бегство, в Абьюзере активируется страх одиночества, страх быть покинутым. Это иррациональный страх младенца, который умрёт без своей мамы. Этот страх толкает Абьюзера на то, чтобы остановить Партнёра и вернуть всё обратно.
«Холодный душ» заменяется «медовым месяцем», громкими признаниями в любви, нежностью и теплом. Партнёр, всё ещё прибывающий в шоке после «холодного душа», возвращается обратно, прощает своего тирана, расслабляется под действием всех этих «букетно-конфетных» плюшек, а потом через некоторое время снова попадает под «холодный душ». И так может происходить до бесконечности.
Одним словом, и Абьюзер, и его Партнёр живут на том самом корабле, который постоянно трясёт. Это плата за то, чтобы «быть вдвоём». Иначе не получится.
Фотограф Oscar Ivan Esquive Фотограф Oscar Ivan EsquiveТы не любишь меня
Ни вчера, ни сейчас.
Только держишь меня
Крепко на поводке –
На таком поводке,
Что нельзя дышать,
Невозможно дышать.
Ещё одна черта Абьюзера и абьюзивных отношений – тотальный контроль жизни Партнёра. Абьюзер настолько боится потерять свой «объект любви», что контролирует каждый его шаг: где он, с кем. Зачастую в ход идёт запрет иметь друзей, посещать какие-то места без Абьюзера, мониторинг переписок, звонков, местоположения и т.д.
Здоровые отношения – это про доверие и про свободу. Когда люди друг с другом, потому что им хорошо. Когда дверь всегда открыта, но тебе не хочется куда-то "выходить", ибо вместе хорошо.
Абьюз – это про запертые двери, про кислородное голодание за этими дверьми и, конечно, всё про тот же страх одиночества.
Абьюзер не умеет любить, как не умеет любить маленький ребёнок. Но если ребёнок вырастет и научится любить, воспринимать родителей как живых людей, то Абьюзер никогда не научится любить на уровне взрослого человека.
Источник Фото: фан-страница ВК Земфиры Источник Фото: фан-страница ВК ЗемфирыЯ давно уже всё:
Ни себя, ни причин.
Только нежность и боль
И немного тепла.
Ничего, ничего,
Мне хватает их.
Даже нравится боль…
А вот тут уже говорится об изменениях , которые происходят с Партнёром человека-Абьюзера. Его личные границы давно разрушены ( ни черта, ни черты? ), круг знакомых и интересов отодвинут на задний план, ибо вся его жизнь превращается в обслуживание потребностей своего любимого тирана . Поэтому Партнёр теряет себя и уже даже не понимает причины, почему он до сих пор в этих отношениях. Всё, что он чувствует – сменяющие друг друга нежность и боль да крохи тепла, которые дозировано выдаёт Абьюзер, чтобы Партнёр не сорвался с крючка.
Любовь превращается в зависимость, и боль даже начинает нравиться .
Что остаётся делать Партнёру?
«Абьюз-Абьюз-Абьюз-Абьюз-Абьюз…» – поёт Земфира, а мы слышим голос уставшего и отчаявшегося человека: «Забью – Забью – Забью – Забью – Забью…».
Читайте также: