Песня о любви автор слов и музыки
Обновлено: 11.11.2024
Его называли главной звездой Советского Союза, советским Орфеем и золотым голосом своей эпохи. Имя этого человека – Муслим Магометович Магомаев. Голосом певца прозвучали многие жемчужины советского песенного наследия. Репертуар исполнителя насчитывает более 240 произведений. Среди его «визитных карточек», широко исполняемых и узнаваемых песен, многие произведения принадлежат авторству выдающегося советского композитора армянского происхождения Арно Артуюновича Бабаджаняна. В сегодняшней статья я хочу обратиться именно к этой части исполнительского наследия Магомаева. В советское время не было такого четкого «закрепления» песни за конкретным певцом, как это принято теперь, поэтому многие выдающиеся песни кто только ни пел. Далеко не для всех представленных ниже произведений Магомаев был первым исполнителем, тем не менее, они прочно ассоциируются с именем, голосом и образом этого артиста.
Представители двух кавказских союзных республик и двух разных творческих поколений по возрасту могли бы приходиться друг другу отцом и сыном. На момент знакомства Муслиму было всего 19 лет, а Арно Арутюновичу 40. Их связывало не только плодотворное творческое сотрудничество, но и многолетняя дружба.
Композитор А. А. Бабаджанян - автор музыки всех представленных песен. Годы жизни: 1921-1983 Композитор А. А. Бабаджанян - автор музыки всех представленных песен. Годы жизни: 1921-1983Советская музыкальная культура помнит немало ярких творческих трио поэта, композитора и исполнителя. В 60-е-70-е годы участниками такого стали Магомаев и Бабаджанян, а компанию им составил знаменитый поэт-шестидесятник, классик советской литературы Роберт Рождественский, частый соавтор Бабаджаняна. Начнем сегодняшний разговор как раз с памятных хитов этих двух авторов, а потом вспомним композиции и на стихи других поэтов.
Справа налево певец Муслим Магомаев, композитор Арно Бабаджанян, поэт Роберт Рождественский. Справа налево певец Муслим Магомаев, композитор Арно Бабаджанян, поэт Роберт Рождественский.Свадьба
Какая песня традиционно звучит на торжествах по поводу бракосочетания? Из своего личного небольшого, но яркого жизненного опыта работы свадебным ведущим могу сказать, что в наши дни таких песен много, и они разные по художественному уровню и содержанию от «Обручального кольца», до «Невест» Лагутенко и Крида. Но есть одна незыблемая композиция, рожденная в начале 70-х годов и прошедшая испытание временем, которая стала символом создания семейного союза и до сих пор вспоминается, исполняется и обыгрывается в конкурсах на свадебных торжествах вне зависимости от возраста брачующихся. Это творение Бабаджаняна и Рождественского. Голосом Магомаева она прозвучала в 1971 году на первом в истории песенном фестивале, прообразе «Песни года», и сразу же получила приз как лучшая композиция.
В появлении этой песни в том виде, в котором мы её знаем, Муслим Магометович принял непосредственное участие. Бабаджанян вспоминал, что изначально они с Рождественским писали композицию к комедийному музыкальному спектаклю. Композиция называлась «Понедельник -день тяжелый». Авторы показали её Магомаеву, и тот счел, что песню стоит сделать «залихватской» и «праздничной». Так и поступили. В результате родился бессмертный хит. Поговаривают, что сам Магомаев «Свадьбу» не очень любил, но тем не менее именно она стала традиционной композицией для «номера на бис».
Количество последующих репрезентаций песни в русской культуре несчетно. Её кто-только ни перепевал. Отмечу смелую и неожиданную кавер-версию, незаслуженно упущенную мной в недавнем разговоре о дуэтах известных рок и поп-исполнителей. Младший из братьев Горшеневых Алексей, будучи ещё «Кукрыниксом», спел хит Магомаева совместно с экс-солисткой «Комбинации» Аленой Апиной.
Неоднократно в разном ключе композиция звучала в «свадебном контексте» в художественных фильмах разных жанров и форматов. Например, в первом сезоне детективного сериала «Каменская» её фрагмент во время поездки в машине после собственной свадьбы поют майор милиции и ученый-математик, сыгранные Еленой Яковлевой и Андреем Ильиным.
«Благодарю тебя»
В том же 1971 году, когда Магомаев был на пике популярности, родилась совсем иная по характеру, пропитанная светлой грустью и неиссякаемым чувством любви композиция «Благодарю тебя». Чарующая музыка Бабаджаняна, проникновенный текст Рождественского и чувственное, мощное Магомаевское исполнение - из удачного синтеза подлинной музыки и поэзии получился хит, который просто не может оставить равнодушным. Строки «За шепот и за крик, за вечность и за миг, за догоревшую звезду, за смех и за печаль, за тихое прощай, за всё тебя благодарю», - попадают в самое сердце. Порой даже у стойких слушателей пробивает слезу.
«Благодарю тебя» относится к числу тех песен, которые после Магомаева невероятно сложно петь. На это решаются сильные вокалисты, в их числе появившийся на русском «Голосе» молдавский эстрадный певец с оперным бэкграундом Методие Бужор. Талант исполнителя был отмечен самим Муслимом Магометовичем. Для карьеры молдаванина личное знакомство с легендой советской эстрады стало судьбоносным.
В октябре 2009 года на вечере памяти певца композицию «Благодарю тебя» представила Лариса Долина, в номере использовались фрагменты записи оригинального исполнения. Таким образом, Ларисе Александровне довелось исполнить композицию дуэтом с великими артистом, ушедшим из жизни за год до этого.
«Ноктюрн»
«Гимном любви» называют произведение, которое по задумке самого автора вообще не должно было стать эстрадной песней. «Ноктюрн» писался в 1980-м году как инструментальная пьеса. Арно Арутюнович собственноручно исполнял её на рояле. В качестве песни с текстом Роберта Рождественского произведение неразрывно ассоциируется с именем Магомаева, хотя инициатором её создания и первым исполнителем был другой певец – Иосиф Давидович Кобзон.
Согласно воспоминаниям сына композитора, Кобзон ещё при жизни предлагал Арно Арутюновичу сделать из этой музыки песню для него.
«Слушай, Арно, давай попросим Роберта, пусть напишет стихи — я очень хочу исполнить эту песню»
«Нет, эту вещь трогать не надо. Вот не станет меня, тогда делайте всё, что хотите», - так передает сын Бабаджаняна диалог музыкантов.
Композитора не стало в 1983 году. Тогда Кобзон и обратился к Рождественскому за текстом. Так исторически сложилось, что у Кобзона и Магомаева оказалось немало общих песен, и не важно, кто из них был первый, а кто второй.
К слову, в своих воспоминаниях Араик Бабаджанян упоминает о том, что Кобзон иногда в шутку обижался на его отца, что свои лучшие песни он отдает Магомаеву, а Иосифу «лишь изредка что-то перепадает». Вот и «Ноктюрн», созданный с подачи Кобзона, Магомаев сделал своей песней. Он просто не мог не спеть композицию, ставшую «песней памяти» о его друге. Версия Кобзона достаточно хорошо известна, и нужно поблагодарить Иосифа Давидовича за то, что во многом благодаря ему в нашей песенной культуре появилось такое произведение, но каноническим в памяти поколений всё же стало исполнение Магомаева.
«Лучший город земли»
Мэтры советской эстрадной песни Бабаджанян и Магомаев запомнились в том числе и тем, что привносили в эту самую эстраду, тщательно оберегаемую от тлетворного влияния запада, прогрессивные для своего времени музыкальные веяния. Муслим Магомаев относился к числу тех советских артистов, которым можно было делать и петь всё, или почти всё. Его голосом во всеуслышание зазвучал твист, написанный Арно Бабаджаняном.
В творческом наследии композитора, уроженца Еревана и певца, уроженца Баку, одним из самых известных и любимых произведений оказалась песня, посвященная советской столице – Москве. Первым песню «Лучший город земли», кстати, спел Жан Татлян, но прославилась она в исполнении Муслима Магомаева. А текст к ней написал коренной москвич, выдающийся советский поэт-песенник Леонид Дербенев.
«Твистовость» композиции не прошла незамеченной, за что на начальном этапе своей истории песня подверглась опале. Тогдашний руководитель советского государства Никита Сергеевич Хрущев счел, что столицу великой советской страны не гоже воспевать в ритме твиста и распорядился песню запретить. Однако опала не была долгой. Всем известно, что в октябре 1964 года Хрущева сняли, а песня была «реабилитирована». Она вновь зазвучала в эфире и превратилась в неофициальный гимн и музыкальный символ столицы. Наряду с намного более поздней композицией за авторством Олега Газманова, также претендующей на эту роль, «Лучший город Земли» Бабаджаняна, Дербенева и Магомаева продолжает звучать на столичных городских праздниках, хотя ей уже более полувека.
«Королева красоты»
К числу известных «магомаевско-бабаджаняновских» твистов относится песня, вдохновленная ереванским Конкурсом красоты 1965 года, где Бабаджанян был одним из членов жюри. Композитор чаще всего писал песни изначально под какого-то конкретного исполнителя. Он вспоминал, что, создавая музыку «Королевы красоты», думал о Магомаеве, представляя как тот будет её петь.
Слова песни принадлежат перу поэта Анатолия Горохова, который кроме того является автором текста песни из сериала про «Знатоков» - «Наша служба и опасна и трудна». «Королеву красоты» ему требовалось написать уже на готовую мелодию, и получилось это у поэта не сразу. Первый вариант был отвергнут им же самим, и он даже хотел отказать Бабаджаняну, предложив пригласить другого автора, но всё же продолжил работу. «Пахучая», как её называл Магомаев, музыка Бабаджаняна, красочный и интеллигентный текст Горохова и, конечно же, сдержанное, но в то же время яркое исполнение удачно дополнили друг друга, породив колоритный зажигательный хит.
«Верни мне музыку»
Эта песня и по мелодике, и по содержанию, и по атмосфере отлично передает мироощущение музыканта, в её можно назвать «экзистенциальным гимном». Не случайно она привлекала внимание многих и многих исполнителям. Магомаев был не первым, кто её спел. Песня написана в 1974 году и предназначалась Софии Михайловне Ротару, которая с успехом её и исполнила. В следующем 1975 певица снялась в главной роль в картине Виктора Стороженко «Песня всегда с нами», который основывался на её собственной биографии. Песни в фильме звучат в её исполнении. В картину в числе прочих вошло два произведения композитора Арно Бабаджаняна: «Твои следы» на стихи Евтушенко и «Верни мне музыку» на стихи Вознесенского.
Мужское исполнение песни Магомаевым в конце 70-х годов по признанию ряда критиков и слушателей подарило песне новую жизнь, добавило ей красок. Всё же Магомаев отлично чувствовал произведения Бабаджаняна, и потому увековечил многие из них.
Показательно, что даже в Яндексе запрос «Верни мне музыку, Магомаев» стоит намного выше, чем «Верни мне музыку, Ротару». А в нашу эпоху – это показатель, иллюстрирующий восприятие песни аудиторией. Получается, что я не один, у кого в огромной веренице исполнений песня ассоциируется, прежде всего, с Муслимом Магомаевым.
«Чертово колесо»
Воспоминания об ушедшей любви, переданные через образы парка и популярного аттракциона, именуемого «Колесо обозрение» или «Чертово колесо» - творение Арно Бабаджаняна на стихи Евгения Евтушенко, впервые исполненное Магомаевым в 1969 году. Летящая мелодия с бодрым торжественным припевом, лирические нотки и образность текста и музыки, проникновенное пение Магомаева – сочетание всех этих компонентов берет за душу. Песня запомнилась, стала популярной на долгие годы и даже перешагнула границы Советского Союза и русскоязычного культурного пространства.
Мне попадалась информация, что всего Магомаев исполнял 36 песен Арно Бабаджаняна, что с одной стороны, не так много в сравнении с общим количеством произведений его репертуара, а с другой - это огромный вклад в русскоязычную песенную культуру. Композиций слишком много, чтобы уместить их в одной статье. Я выбрал лишь те, о которых мне захотелось вспомнить и рассказать. Как известно, Муслим Магометович Магомаев был не только замечательным эстрадным исполнителем, но и сам писал музыку. Например, его авторству принадлежит хит «Синяя вечность», также известный как «О море, море». О Магомаеве как авторе и исполнителе собственных песен мы обязательно поговорим в другой раз.
Материал создан в развлекательных целях и не претендует на истину последней инстанции.
Читайте также: