Песни на литургии тексты
Обновлено: 21.11.2024
Херувимская песнь — одно из главных песнопений литургии. Текст Херувимской песни был составлен в VI веке неизвестным византийским автором. В богослужении Русской Православной Церкви это песнопение закрепилось после XV века. Молитва, основанная на видениях ветхозаветных пророков Исайи и Иезекииля, символизирует пение ангелов у престола Божия (в учении об ангелах говорится, что херувимы — второй, следующий после серафимов, ангельский чин).
"Иже херувимы. " — очень красивое, протяжное песнопение. Она состоит из двух частей, которые разделяются так называемым Великим входом. Во время Великого входа, символизирующего добровольное шествие Христа на крестные страдания, священник и диакон выходят из алтаря через северную диаконскую дверь (маленькая дверь слева от Царских врат). Диакон держит в руках дискос (блюдо на широкой ножке) с хлебом для будущих Святых Даров, а священник — потир (чашу) с вином. Остановившись перед открытыми Царскими вратами лицом к молящимся, они произносят молитвы о патриархе, правящем епископе, клириках и прихожанах храма, а также о всех православных христианах. После этого священник и диакон через Царские врата заходят в алтарь. Первая часть мелодии Херувимской обычно бывает протяжной и плавной, а вторая — ликующей и торжественной. Разделяются две части песнопения возгласом «Аминь», который звучит в ответ на молитву, произнесенную священником.
Херувимская песнь звучит почти на каждой литургии. Исключения — литургии Великого Четверга (в этот день вместо нее поется «Вечери Твоея днесь, Сыне Божий») и Великой Субботы (в этот день Херувимская заменяется песнопением «Да молчит всякая плоть человеча»). Также Херувимская песнь не поется на литургии Преждеосвященных даров.
Херувимская песнь: текст
И́же Херуви́мы та́йно образу́юще и Животворя́щей Тро́ице Трисвяту́ю песнь припева́юще, вся́кое ны́не жите́йское отложи́м попече́ние. Я́ко да Царя́ всех поды́мем, а́нгельскими неви́димо дориноси́ма чи́нми. Аллилуи́а, аллилуи́а, аллилуи́а.
Херувимская песнь на русском
[Мы,] таинственно изображающие Херувимов и воспевающие Животворящей Троице Трисвятую песнь, да оставим ныне всякую житейскую заботу, чтобы нам принять Царя всех [разумных существ], невидимо сопровождаемого, словно телохранителями, воинствами Ангелов. Славьте Бога, хвалите Бога, восхваляйте Господа.
Толкования херувимской песни
Текст Херувимской песни призывает нас уподобиться херувимам, которые непрестанно славят Бога, воспевая: «Свят, Свят, Свят, Господь Саваоф». В песни так же говорится о том, что следует оставить все мысли о повседневных проблемах («всякое житейское отложим попечение), ведь близится кульминация службы — Евхаристия.
Сравнение «Яко да Царя всех подымем ангельскими невидимо дориносима чинми» — это образ из античного мира. Там было принято торжественно поднимать императора или победителей битвы на щите, поддерживаемом снизу копьями воинов. Здесь Бог — Небесный Царь, а ангелы — Его войско.
«Для большинства прихожан сегодня Херувимская песнь является своего рода центром литургии, и не только музыкальным. И это нетрудно понять, — отмечает современный церковный композитор игумен Силуан (Туманов). — Зажигаются паникадила, открываются врата, священнослужители в красивой процессии несут сосуды, поётся особый мистический гимн. Кто-то, впечатленный происходящим, становится (без всякого на то основания) на колени».
«Но по сути это лишь перенос даров для их последующего освящения в Дары. Момент красивый, но лишь готовящий нас к самому главному» — подчеркивает отец Силуан. Подробнее о смысле Херувимской песни можно прочитать в статье «Песнь людей и херувимов».
Слушать херувимскую песнь
Иногда «Херувимскую песнь» называют «музыкальным центром литургии». Действительно, она вдохновила многих великих композиторов на написание замечательных мелодий. В храмах можно услышать Херувимскую песнь Дмитрия Бортнянского, Павла Чеснокова, Петра Чайковского, а также старинные мелодии, авторы которых неизвестны: греческий и болгарский распев, распевы знаменитых монастырей.
За время развития русской духовной музыки Херувимская песнь претерпела ряд изменений: она развивалась от монодии (одноголосное пение) к развернутому многоголосию, от знаменного распева — к композиторским мелодиям.
Распевы херувимской песни
Херувимская песнь всегда привлекала внимание композиторов. Так появилось множество мелодий херувимской песни, созданных как именитыми музыкантами, так и неизвестными авторами.
Херувимская песнь: музыка
Херувимскую песнь частот называют «музыкальным центром» литургии, несмотря на то, что она звучит как предварение главной части богослужения — Евхаристии.
Херувимская Лапаева Херувимская Алябьева Херувимская Алфеева Херувимская Чеснокова «Софрониевская» Херувимская ВарваринскаяХерувимская песнь: видео
Херувимская песнь нередко звучит не только во время богослужения, но и на концертах духовных песнопений. Ее можно исполнять как большим хором, так и квартетом, трио и даже соло. Чтобы лучше понимать песнопение на богослужении, вы можете посмотреть видео с с записью Херувимской песни:
Херувимская песнь: ноты
Сейчас существует огромное количество вариантов мелодий Херувимской песни — от национальных (греческая, сербская, болгарская) до распевов знаменитых монастырей (афонский, валаамский, распев Ниловой пустыни и др.), а так же сочинений композиторов. Ниже мы приводим ноты наиболее популярных Херувимских.
Херувимская песнь обиходная
«Обиходное пение» значит простое, доступное к исполнению самому скромному хору. Обиходное пение достаточно динамично — на одно слово обычно приходится одна-две ноты и нет протяжного распевания отдельных слов или слогов, как в знаменном распеве или в композиторских мелодиях. Обиходное пение появилось в России в конце XVII века, сменив знаменное пение. Его основой стала киевская традиция церковного пения, отличавшаяся двумя особенностями: многоголосием и европейской нотной записью. Некоторые верующие считают обиходный распев Херувимской песни наиболее «молитвенным», ведь здесь мелодия совсем не отвлекает от смысла слов.
Херувимская песнь: знаменный распев
Знаменный распев был основным в русской церковной музыке XI-XVII вв. Название он получил по наименованию использовавшихся для записи знаков — «знамен».
Херувимская песнь Бортнянского
Композитор Дмитрий Степанович Бортнянский (1751-1825) создал множество духовных музыкальных произведений, в том числе — несколько «Херувимских». По словам музыкального критика и композитора А. Серова, Бортнянский «учился на тех же образцах, как и Моцарт, и самому Моцарту очень подражал». При этом в музыке Бортнянского ощущается национальный украинский колорит, песенно-романсовая основа. Самая известная «Херувимская» Бортнянского — «Херувимская №7».
Херувимская Турчанинова
Духовный композитор, регент, протоиерей Петр Иванович Турчанинов (1779—1856) был полковым певчим, потом учился у Джузеппе Сарти и Артемия Веделя; руководил хорами в Киеве и Севске; а в 1803 году принял священнический сан. В 1809 году Турчанинов стал регентом митрополичьего хора в Петербурге, затем - преподавателем пения в хоре придворной певческой капеллы. Также он участвовал в разных комиссиях по разработке и изданию духовных музыкальных сочинений.
Херувимская Львовского
Григорий Фёдорович Львовский (1830—1894) — духовный композитор, служивший регентом Санкт-Петербургского митрополичьего хора. Он продолжил дело своего предшественника - А. Ф. Львова, который занимался переложением древних распевов в четырехголосную гармонию. Львовский стремился как можно точнее передавать подлинные мелодии древних распевов, а в гармонии склонялся к преимущественному употреблению церковных ладов. Очень внимательно Львовский относился и к текстам песнопений — с помощью мелодии он старался подчеркнуть их смысл.
Херувимская песнь Чеснокова
Павел Григорьевич Чесноков (1877-1944) — русский композитор и хоровой дирижёр, написавший много прекрасных духовных композиций. Он был одним из последних крупных церковных музыкантов синодальной эпохи. Чесноков написал несколько мелодий Херувимской (на «Радуйся» — ор. 3, №1; ор 7, №1; «Стрелецкая» — op.7, №2; «Софрониевская» — ор.27, №6; знаменного распева — ор.33, №3; киевского распева — ор.33, №4; ор.48, №3,3а).
Херувимская песнь Касторского
Композитор Алексей Васильевич Касторский (1869-1944) был родом из семьи священника. Музыкальное образование он получал в Петербургской придворной капелле и Петербургской консерватории, где учился, в числе прочих, у Николая Андреевича Римского-Корсакова. Наиболее известна Херувимская песнь на подобен «Во всю землю» в обработке А.В. Касторского для смешанного хора.
Херувимская песнь Чайковского
Великий русский композитор Петр Ильич Чайковский работал в разных жанрах, в частности, писал духовную музыку. В его наследии есть несколько «Херувимских»; три из них вошли в сборник «Девять духовно-музыкальных сочинений». Они были созданы в 1884-1885 годах в соответствии с обещанием, данным императору Александру III при личной встрече 7 марта 1884 года. В письмах композитора времени создания хоров много говорится о посещении богослужений в московских храмах и об отношении к вере. «Ежечасно и ежеминутно благодарю Бога за то, что он дал мне веру в Него», — писал в этот период Чайковский.
П.Чайковский. Херувимская песнь № 1
П.Чайковский. Херувимская песнь № 2
П. Чайковский. Херувимская песнь №3.
Херувимская песнь Кастальского
Композитор, хоровой дирижёр, фольклорист, музыковед Александр Дмитриевич Кастальский был учеником Петра Чайковского и Сергея Танеева. Он был преподавателем, а затем и директором Синодального училища и регентом Синодального хора. Духовная музыка составляет наиболее значительную часть его творческого наследия.
Херувимская песнь Калинникова
Виктор Сергеевич Калинников (1870-1927) — дирижер, композитор, педагог, один из организаторов московской Народной консерватории. Писал главным образом хоровые и духовные произведения, обработки русских народных песен. реподавал в Московском синодальном училище и в Московской консерватории.
Хоровые сочинения Калинникова подкупают своей простотой, красотой, образностью, кантиленой звучания.
Херувимская Лапаева
Геннадий Никифорович Лапаев — современный композитор. Родился в 1954 году в Кимрах, в 9 лет поступил в музыкальную школу в класс народных инструментов. В 12 лет начал сочинять музыку. Имеет церковные награды: к 50-летнему юбилею был награжден орденом cв. равноапостольного князя Владимира III степени, а в связи с 55-летием и 30-летием регентского служения — орденом Андрея Рублева III степени
Читайте также: