Песни хлыстов прыгунов тексты

Обновлено: 07.07.2024

Сакральные Тексты

Сакральные Тексты вернуться к странице

Сакральные Тексты

Сакральные Тексты запись закреплена

Хлысты, или христововеры — одно из старейших русских внецерковных религиозных течений, экстатическая разновидность духовных христиан, возникшая в сер. XVII века среди православных крестьян. Самоназвание — «люди Божьи», «Христова вера». Наименование «хлысты» происходит от встречавшегося в их среде обряда самобичевания или от видоизмененного слова «христы», так как официальные духовные лица считали неприличным в названии секты употреблять имя Иисуса Христа.

Хлыстовские общины назывались кораблями, а их лидеры — кормщиками и христами. В некоторых случаях лидерами были женщины — кормщицы и богородицы

Несмотря на то, что в песнях хлыстов есть указания на деяния их учителей ещё во времена Дмитрия Донского и Ивана Грозного, основателем секты ими же считается крестьянин Костромской губернии Данила Филиппович (Филиппов). Предание гласит, что в 1645 году в Стародубской волости Муромского уезда Владимирской губернии, в приходе Егорьевском, на горе Городина, сошёл на землю сам Господь Саваоф и вселился в плоть Данилы Филипповича и дал людям 12 новых заповедей.

Хлысты не признают церковную обрядность, хотя в целях конспирации могут посещать православные церкви. Богослужения хлыстов (радения) проходят ночью и состоят в самобичевании, кружении, при котором они доходят до состояния экстаза. Во время радений исполнялись собственные духовные песни, являющиеся важным источником для понимания мировоззрения хлыстов.

Кондратьев А. «Дух Святой накатил»: Три загадки русского христоверия:

"Ритуальная сторона самой, пожалуй, языческой из всех вариаций восточного христианства, а именно – «людей Божиих» (христоверов) сфокусирована в практике радений. Радение начинается следующим образом. «Один из пророков или пророчиц выходит на середину («выходит на святую округу»), запевает молитву; собрание вторит хором… Затем начинается пророчество – сначала общее, потом каждому в отдельности… Затем начинается радение… Радения, или кружения, бывают одиночные, когда пророк или пророчица кружится на одном месте слева направо – «посолонь», т.е., по ходу солнца. По рассказам скопцов, некоторые в одиночном радении доходили до такой быстроты, что радельная рубашка натягивалась, как парус. Далее идут радения общие, основные виды которых: кораблём, стенкой и крестиком… Все они сопровождаются пением соответствующих распевов и большей или меньшей интенсивностью движений. Радения продолжаются иногда далеко за полночь, а в некоторых случаях и всю ночь. Пот льётся градом; платье промокает так, что нигде нет сухого места».

Всё радение распадается на три части. Сначала следует так называемая «молитва Иисусова», затем – неистовая пляска, и уж затем – пророчество. «Иисусова молитва» христоверов – это особое песнопение, которое всеми читается многократно, громко, с придыханием и особой медитативной концентрацией. В устоявшемся виде христоверческая «молитва Иисусова» звучит следующим образом: «Дай нам, Господи, к нам Исуса Христа, Христа, Сына Божия»

Вторая, не менее важная часть радения – это так называемое «хождение в Духе». Радения бывают:

а) одиночное, быстрое, непродолжительное, которое имеет значение приуготовительного действия;

б) в схватку,– мужчины с женщиной;

в) стенкою, т.е. рядом несколько человек;

г) радение корабельное, т.е. беганье друг за другом;

д) крестное,– парами накрест и

е) наконец – круговое, которое состоит в том, что все вдруг кружатся отдельно; каждый вертится по солнцу на своем месте с такой быстротой, что скорость оборотов подобна вихрю.

Читайте также: