Мой друг песня автор музыки и слов

Обновлено: 19.09.2024

Вместо предисловия: с какими хитами ассоциируется Аркадий Укупник?

Что первым приходит в голову, когда произносишь фамилию Укупник. Конечно же, въедливый хит 90-х. Одно из его названий «Свадебный марш одинокого холостяка» мало что скажет значительной части аудитории, песня больше известна по строчке припева «Я на тебе никогда не женюсь», ставшей официальным названием, а в народе её окрестили «Паспорт» или «Песня про паспорт» по самому запоминающемуся образу.

«Я на тебе никогда не женюсь, я лучше съем перед ЗАГСом свой паспорт»,

- эти слова из песни, которую в шутку часто называют «гимном русского холостяка», написал поэт Сергей Мудров. Укупник – композитор и исполнитель. Публика, как правило, ассоциирует песню не с авторами, а с певцом. Для Укупника «Песня про паспорт» оказалось той, к которой он оказался, что называется, приговорен. До сих пор на концертах, пытаясь показать разные направления своего творчества, он заявляет, что эту песню петь не будет, но народ всё равно её требует. Сам Аркадий Семенович рассказывал, что после концертов к нему нередко подходили мужчины и «жали руку за эту песню». Песня, конечно, шуточная и, по мнению некоторых слушателей, «дурацкая». Но в каждой шутке, как известно, только доля шутки. И определенная часть мужской аудитории стеб поэта Мудрова, обыгранный и спетый Укупником, видимо, оценила. По признанию исполнителя, на момент создания она и самому ему была близка, но время изменилось, а ассоциация осталась. Доходило до смешного: где-то я прочитал, что когда сам Укупник в третий раз в своей жизни вступал в брак регистраторша его спросила, не собирается ли он съесть паспорт. Было ли так на самом деле, не знаю, но даже если это легенда, то очень показательная.

Как исполнителя Аркадия Укупника узнают, конечно, не только по этой песне. Вспоминаются и другие его шуточные, несерьёзные хиты. Пошловатая песенка, обращенная к девушке по имени Серафима «Сим-сим, откройся, Сим-сим, отдайся», хит про «Маргариту-маргаритку» и, конечно, «Восток - дело тонкое, Петруха» на стихи Кирилла Крастошевского. Слушатели, наверняка, назовут и другие песни, неразрывно связанные с образом исполнителя.

Как композитор Укупник создал очень разные по характеру песни, звучавшие из уст ведущих отечественных певцов. Некоторые из них стали «визитными карточками» для своих исполнителей. Вспомним 8 произведений композитора Укупника, написанных в соавторстве с разными поэтами-песенниками.

«Рябиновые бусы»

Ст. А. Желтый и А. Молодов, исп. И. Понаровская

К середине 1980-х годов Укупник ещё не зарекомендовал себя как композитор и исполнитель, не был еще придуман его образ и написан хит про поедание паспорта. В 1986 году, судя по информации портала «Радио.Дача», появилась песня, которая даст старт карьере Укупника как композитора. По эстетике она не имеет ничего общего с сольными хитами, которые прославят его в глазах широкой аудитории. Называется песня«Рябиновые бусы». Нежная, лирическая, невероятно красивая композиция зазвучит голосом Ирины Понаровской и в памяти меломанов останется как одна из самых узнаваемых композиций её репертуара.

По словам самого Укупника, это была одна из первых, а то и самая первая песня, написанная им. Аркадий начинал свою музыкальную деятельность, работая в составе нескольких коллективов, к началу 80-х годов стал сам что-то сочинять. Судьбоносной для него стала встреча с джазовым музыкантом и певцом американского происхождения Вейландом Роддом младшим – вторым мужем Ирины Понаровской. Знакомство переросло в общение, Укупник часто бывал в гостях у творческой семьи. Однажды он решился показать своё творение. Послушав песню, Понаровская ответила:

«Я это спою».

Таким образом, певица по сути открыла путь Укупнику как композитору.

Необходимо отметить, что исторические сведения об этой песне противоречивы, датировки расходятся. Возможно, написана она была и до 86 года, так Википедия почему-то относит песню и связанные с ней события к 1983 году, а лауреатом главного советского песенного фестиваля «Песня года» она стала в 1989 г.

Текст этой песни – плод совместной работы двух авторов. Ведущая фестиваля «Песня года» объявляет имена двух Андреев – Желтого и Молотова, однако в реестре Российского авторского общества наряду с Андреем Яковлевичем Желтым в графе автор текста указан Анатолий Семенович Молодов. Это же имя приводится в материале сайта «Радио дача». О ком именно идет речь, мне доподлинно выяснить не удалось. Вероятно, Андрей Молотов и Анатолий Молодов - это один и тот же человек, просто где-то указано настоящее имя, а где-то псевдоним, такое часто бывает. Каждый подписывает свои творения так, как считает нужным. Если у кого-то есть конкретная информация об этом поэте или поэтах – буду благодарен за ценное дополнение.

«Сильная женщина»

Ст. А. Пугачева, А. Алов, К. Крастошевский. Исп. А. Пугачева

Алла Борисовна Пугачева сыграла заметную роль в становлении Аркадия Укупника. Считается, что именно она придумала ему тот самый образ. В свою очередь, Аркадий Семенович создал несколько песен, осевших в репертуаре Аллы Борисовны. Всего Пугачева споёт три его песни, датированные 1993 годом, среди них была и такая:

«Крикну, а в ответ тишина -
Снова, я осталась одна.

Сильная женщина плачет у окна», - если не знать, то никогда и не подумаешь, что это написал тот самый Укупник, комичный блондин, намеревавшийся съесть свой паспорт.

Важную роль в этой песне играет текст и посыл, органично сочетающиеся с образом певицы и её исполнением. Фактически основным автором слов является сама Пугачева, хотя изначально стихи «Сильной женщины» написал Александр Алов. Он принес свой текст Пугачевой, а Алла Борисовна переработала его настолько, что получилась другая песня, сохранилось лишь несколько строк. Пугачева вспоминала, что пару строчек ей «подарил», случайно «проходивший мимо» поэт-песенник Кирилл Крастошевский. Так, чтобы никого не обидеть, официально авторами текста значатся три человека.

С обоими поэтами, учувствовавшими в написании текста «Сильной женщины», Аловым и Крастошевским, Укупник соавторствовал неоднократно, написал на их стихи популярные песни для других исполнителей.

Музыку Укупника Примадонна также приняла далеко не сразу, он несколько раз ее переделывал, представлял ей разные варианты, но она не реагировала и не брала песню в репертуар. В очередной раз внеся изменения, он принес песню и схитрил, сказав, что написал этот вариант для Кристины.

«А почему для Кристины?», - удивилась Пугачева, - «Я и сама могу спеть».

Советскому слушателю песня «Сильная женщина» в исполнении Аллы Пугачевой была представлена в первые часы нового 1994 года в эфире «Голубого огонька».

«Талисман»

Ст. С. Осиашвили, исп. К. Орбакайте

«Любовь здесь больше не живет»

Ст. К. Крастошевский, исп. В. Сташевский.

Влада Сташевского помнят, прежде всего, как одного из заметных героев поп-музыки 90-х годов. Исполнитель и в наши дни периодически напоминает о себе, дает выступления, появляется на телевидении, не так давно «вернулся» к зрителю как участник проекта «Супер-стар», сезона 2020 года. Но пик его славы и наиболее яркие хиты относятся к середине последнего десятилетия прошлого века. Одной из главных песен исполнителя, наряду с «Позови меня в ночи - приду» считается песня «Любовь здесь больше не живет». Песня, написанная Аркадием Укупником и Кириллом Крастошевским озаглавила дебютный сольный альбом певца, выпущенный в 1994 году. В состав пластинки вошла также песня "Рок-н-ролл до утра", написанная теми же авторами.

«Только не говори мне»

Ст. А. Алов. Исп. Н. Ветлицкая, MASHA

В соавторстве с Александром Аловым Укупник написал песню «Но только не говори мне». Выпущенный в 1994 году легкий, немного легкомысленный по содержанию поп-хит стал популярен в исполнении «секс-символа» того времени – певицы Натальи Ветлицкой. Песня органично подошла к репертуару и облику певицы.

Не так давно уже подзабытый многими хит вновь зазвучал благодаря молодой певице. В 2018 году её перепела Мария Качанова, известная как MASHA. Исполнительница не единожды обращала на себя внимания широкой аудитории благодаря каверам на хиты прошлых лет. За пару лет до «реинкарнации» песни Ветлицкой, певица изрядно «нашумела» вместе с проектом «Filatov & Karas», исполнив вокальную партию в «попсовой» версии «Лирики» группы «Сектор Газа», чем вызвала недоумение многих любителей оригинала.

В данном случае первоисточник и кавер эстетически намного ближе друг к другу, и песня зазвучала как современный «модный» трек. На официальном канале Качановой в ю-туб певица выражает признательность и интерес к исполнительскому наследию Натальи Ветлицкой, называя её «самой стильной певицей последних 30-лет».

Клип на песню в оригинальном исполнении Натальей Ветлицкой создан не был. MASHA наверстала это упущение. Музыкальное видео снималось в Дубае, режиссерами выступили Дмитрий Полоскин и сама певица – Мария Качанова.

«Ой, не надо»

Ст. Л. Рубальская, исп. И. Аллегрова.

На альбоме Ирины Аллегровой «Театр», вышедшем в 1999 году, музыка большей части песен написана Аркадием Укупником. Он автор 8 из 15 представленных на диске композиций. В качестве примера в подборку решил включить песню «Ой, не надо». Стихи вышли из-под пера знаменитой поэтессы Ларисы Рубальской. Она – автор слов нескольких заметных песен Аллегровой, в том числе «Угонщицы».

Песня «Ой, не надо» Укупника и Рубальской на рубеже веков достаточно часто звучала в теле- и радиоэфире. Одно из первых исполнений в год выхода состоялось в программе «Утренняя почта».

«Стена»

Ст. М. Танич, исп. Л. Долина

Рассказывая о своей песне «Рябиновые бусы», Аркадий Укупник вспоминал о своей встрече с Михаилом Таничем. По его словам, прославленный поэт-песенник подошел к нему и сказал: «Я вас знаю. Вы написали эту песню».

В дальнейшем композитору Укупнику довелось соавторствовать с Михаилом Исаевичем. Вместе они напишут песню «Стена», которая на рубеже столетий зазвучит в исполнении Ларисы Долиной и станет ярким хитом её репертура:

«И снова на пути стена,
И я её пройти должна».

Долина стала петь «Стену» песню в 1998 году, хотя, судя по всему, написана она была намного раньше, и исполнительницей этой песни могла стать Алла Пугачева. На ресурсах фан-сообщества Примадонны, указывается, что в целой стопке песен, которые Укупник в начале 90-х принес Пугачевой, была и «Стена». На Аллу Борисовну песня произвела впечатление, и она даже сделала пробную запись на студии у Александра Кальянова. Однако, в конечном итоге песня в её репертуар не попала. Почему, однозначно сказать сложно. По одной версии, Пугачева просто передумала, сочтя произведение не подходящим для себя, по другой – певица и композитор не смогли договориться об условиях. Есть даже предположение, что Алла Борисовна хотела сама написать музыку на этот текст Танича, а песню Укупника исполнять отказалась. По легенде, певица уничтожила пленку с демо-записью на глазах у самого композитора. Однако Сергей Челобанов, который был автором аранжировки несостоявшейся версии, заранее попросил Кальянова сделать для себя личную копию и таким образом запись сохранилась. Как было на самом деле, и почему всё-таки Пугачева не стала петь эту песню – известно только участником событий, версий можно строить много. Запись, предположительно «спасенная» Челобановым, всё же просочилась в интернет. Восстановленную версию выложили в открытый доступ только в 2015 году. По нейпонятно, что это был лишь набросок, первая прикидка.

Песней заинтересовалась Лариса Долина, и спустя время она попала в репертуар певицы и теперь прочно с ней ассоциируется. В дискографии Ларисы Александровны песня была представлена на пластинке «Певица и музыкант» 1999 года.

«Леха» («Призывник мой, Леха»)

Ст. Ю. Дружков исп. А. Апина.

В числе суперпопулярных в своё время хитов авторства Укупника также вспоминают песню про «Леху, без которого так плохо» - второй сольный хит певицы Алены Апиной. Покинув «Комбинацию», певица «пошла по именам». До «Лехи» она выстелила с песней про Ксюшу в юбочке из плюша, композитора Виталия Окорокова. Тексты обоих композиций написал Юрий Дружков.

Песня «Призывник мой, Леха» исполняется от лица девушки, которая проводила парня в армию. И в среде солдатов-срочников композицию приняли и оценили ввиду близости и актуальности темы. А вот меломаны и музыкантское сообщество произведение приняли, мягко говоря, противоречиво. «Леха» попал в список худших песен за 1992 год. Пишут, что даже сама Апина стыдилась этой композиции из-за её чрезмерной простоты. И продюсер певицы нелестно отзывался о ней:

«Аркаша, если мы с такой дряни начинаем наш альбом, то чем же мы его закончим», - так передавал слова Александра Истратова автор музыки Аркадий Укупник.

Но как бы там ни было, и как бы ни ругали эту песню, с момента её выхода прошло уже почти 20 лет, а её по-прежнему помнят, она продолжает звучать в разных телешоу. Под неё, как и под другие хиты Апиной и «Комбинации» отплясывают на вечеринках и корпоративах и есть много людей кому эта песня нравится.

По характеру «Леха» под стать тем песням, что прославили самого Укупника как певца. Тема вроде затронута серьёзная, но подана в форме незамысловатого, легкого хита.

Я специально включил в подборку разноплановые композиции: и известные, и подзабытые, и серьёзные, философские и легкие, непритязательные.

У каждого певца, артиста, музыканта, есть вещи, которые становятся наиболее популярны и запоминаются в первую очередь. Зачастую то, что мы видим и слышим – это придуманный образ, сознательно выбранная ниша и разработанная концепция, и отнюдь не факт, что композитор или исполнитель умеет «только так». Творческие люди не ограничены какими-то рамками, и настоящий музыкант умеет писать разную музыку. Укупника как композитора раскрывают и его работы последних лет. С середины «нулевых» он пишет инструментальные темы для фильмов. В числе наиболее известных его работ – боевик «Сволочи», трилогия «Любовь-морковь», комедия «Ирония любви», фантастический фильм «Черная молния». Но это тема для отдельного материала.

Материал написан в ознакомительных, развлекательных целях в информационном ключе, рассчитан на широкую аудиторию, основывается на информации открытых источников.

Читайте также: