Кто автор слов песни подмосковные вечера

Обновлено: 13.11.2024

Простой петроградский мальчишка, сын дворника и горничной и мечтать не мог о том, что станет композитором, чьи песни будут распевать несколько поколений соотечественников, а также мировые звезды уровня Луи Армстронга и Мирей Матье.

Балалайка от отца, граммофон от Вяльцевой

Василий Соловьев родился 12 (25) апреля 1907 года в Петербурге в семье бывших крестьян, некогда отправившихся в столицу в поисках лучшей доли.

Его мама, Анна Павловна, была женщиной необычайно гордой, вспыльчивой, с обостренным чувством собственного достоинства. Именно из-за этих качеств в свое время она ушла от Анастасии Вяльцевой, у которой работала горничной — не смогла снести капризы известной певицы. Правда, на память от хозяйки получила подарок — граммофон с пластинками, напетыми тогдашней «мегазвездой».

В доме Соловьевых всегда звучали песни, и любовь к музыке передалась детям: старший сын Сергей и средний Василий были очень музыкально одарены. По воспоминаниям, первый даже больше. Но учиться Сергей не пошел, попал в плохую компанию, много пил, за растрату сел в тюрьму и, только пройдя войну, вернулся к нормальной жизни.

Одно из ярких впечатлений детства Василия — балалайка в витрине соседнего музыкального магазина. Вскоре отец купил ее сыну, и тот с утра до ночи бренчал, подбирал на слух мелодии. Затем Василий сошелся с двумя малолетними музыкантами из своего дома и создал с ними «группу» — балалайка, мандолина и гитара. Репетировали так отчаянно, что рассерженные жильцы выбегали из своих квартир и гнали пацанов взашей куда подальше.

Граммофон и балалайка открыли Василию Соловьеву мир музыки

Тапер из кинотеатра «Слон»

Василию было девять лет, когда он устроился в кинотеатр со странным названием «Слон». Мальчик выполнял подсобные работы, а в качестве особой платы ему разрешалось пользоваться старым пианино. Вскоре Вася освоил инструмент и стал играть на школьных вечерах, самодеятельных концертах, выступал как тапер.

Это было тяжелое для страны время, но Василий Соловьев, будучи увлечен творчеством, не замечал происходящего вокруг. Он участвовал в работе театрального клуба, играл на рояле во время спектаклей. Со временем Василий проявил себя как талантливый импровизатор и постепенно стал известен в городе. Вплоть до того, что когда в середине 1920‑х годов на ленинградском радио запустили программу уроков утренней гимнастики, именно Соловьева пригласили туда в качестве аккомпаниатора.

В кинотеатре «Слон» Василий освоил пианино В кинотеатре «Слон» Василий освоил пианино

Первые успехи. Явление Седого

Поначалу Василий и не думал становиться композитором. У него был поврежден один из пальцев, и он считал, что дорога в большую музыку для него закрыта. Собирался освоить профессию кораблестроителя. Пытался по окончании трудовой школы поступить в Политех­нический институт, хорошо сдал физику и математику, но с треском провалился на политэкономии. И все же в 1929 году Василий Соловьев поступил в только что открывшийся Центральный музыкальный техникум. Правда, чуть было не срезался на экзаменах. Но помог педагог Петр Рязанов, попросивший юношу сымпровизировать. Импровизации приемной комиссии понравились, и вопреки устоявшимся правилам, его приняли, хотя Василий почти не владел нотной грамотой.

Первые песенные опыты будущего композитора оказались неудачны. Лишь в 1936 году, когда Соловьев выпустился из Ленинградской консерватории, к нему пришел успех: на конкурсе массовых песен первой премии были удостоены его песни «Парад» и «Песня о Ленинграде». Причем Василию, подписавшему свои сочинения псевдонимом «В. Седой», удалось обойти своего давнего кумира Исаака Дунаевского.

Исаак Дунаевский Исаак Дунаевский

Начав успешно работать в жанре песни, Соловьев мечтал о серьезных жанрах и даже сочинил музыку к балету «Тарас Бульба». Сочинил в ускоренном режиме, наспех, так как уже была назначена дата премьеры. 12 декабря 1940 года балет показали в Ленинграде, а для московской премьеры 26 марта 1941 года в Большом театре композитор снова взял псевдоним Седой. Но руководство театра настаивало на сохранении его родной фамилии — так на афишах появился Соловьев‑Седой.

Почему Соловьев стал Седым
В 1934 году в издательстве «Тритон» вышла книга «В. Седой. Лирические песни. Соч. 1». Именно этот год можно считать годом рождения псевдонима Седой. Он родом из детства, так отец называл Василия за светлый цвет его волос.
А сам композитор любил в шутку подписываться нотными знаками: «Фа-си-ля Си-до» (Василий Седой).

Семейная драма

В середине 1930‑х, в Крыму, на базе отдыха, тогда еще студент консерватории Василий Соловьев познакомился со своей будущей женой — пианисткой Татьяной Рябовой. Спустя два года после знакомства они поженились.

В феврале 1937 года у молодых супругов родилась дочка Наташа, и родителям объявили диагноз как приговор: «Ребенок никогда не будет слышать». Василий отказывался верить: он поднял на ноги всех советских медицинских светил, собирались консилиумы, но врачи разводили руками. Приехал даже авторитетный профессор из Германии, который, с одной стороны, брался делать операцию на мозге, но с другой — не давал никаких гарантий. И тогда несчастный отец отказался от операции, смирившись с тем, что его дочь навсегда останется глухой. С этого момента у композитора начался затяжной творческий кризис — зачем создавать музыку, если твой собственный ребенок ее не услышит?

Супруги Татьяна Рябова и Василий Соловьев-Седой Супруги Татьяна Рябова и Василий Соловьев-Седой

«Прощай, любимый город»

Война застала композитора в Ленинграде: его семью эвакуировали сразу, а затем вместе с труппой Малого оперного театра из города выехал и Соловьев‑Седой. Успев перед самой эвакуацией сочинить одну из самых известных своих песен «Вечер на рейде». Сперва появилась строчка «Прощай, любимый город», потом была создана музыка, и только после этого Соловьев‑Седой обратился к поэту-песеннику Александру Чуркину, который написал основной текст. Хотя и не сразу, но песня обретет неслыханную популярность. Ее пели на море и на суше, на фронте и в тылу. Пели даже в Италии, правда, переписав текст, в котором теперь рассказывалась история не о любимом городе, а о девушке-партизанке, сражавшейся с фашистами.

В тыловом Чкалове (ныне Оренбург), Соловьев‑Седой создал театральную бригаду «Ястребок». Бесконечные концерты на фронте, опыт окопной жизни — все это не могло не отразиться на творчестве: темы войны и дружбы, взаимовыручки стали главными в творчестве композитора.

Его жена Татьяна Рябова ничуть не уступала мужу. Она сама попросилась на фронт, но попала в другую концертную бригаду. Разлученные войной, нес­колько раз счастливым образом супруги, когда маршруты их бригад совпадали, встречались на фронте.

Как «Ленинградские» вечера стали «Подмосковными»

Война закончилась, и время потребовало новых тем. Послевоенные судьбы солдат, вернувшихся с фронта, строительство мирной жизни — вот что волновало страну и ее народ. Любопытна история создания получивших всемирное признание «Подмосковных вечеров». Песня была написана в 1953 году, первоначально называлась «Ленинград­ские вечера», и сам Соловьев‑Седой посчитал ее неудачной. Спустя два года на московской студии документальных фильмов запустили в производство ленту «В дни спартакиады». Фильму требовалось музыкальное сопровождение, и заказ отдали композитору Соловьеву-Седому и поэту Михаилу Матусовскому.

Читайте также: