Хор пятницкого песни текст песни

Обновлено: 19.09.2024

От составителей.
Репертуар хора им. засл. арт. Республики М. Е. Пятницкого— это в основном, народные песни старой русской деревни. Певцы хора, — в прошлом все крестьяне: рязанские, смоленские, калужские, воронежские,—песню знают с детства. С песней бывали в поле за работой, на посиделках, на гулянках, на свадьбах. Родная деревня была школой их мастерства.
Хор был организован М. Е. Пятницким в 1911 г. С момента организации хора, основу его составляли три группы певцов: воронежская, рязанская и смоленская. В группу воронежских певцов вошли односельчане М. Е. Пятницкого из поселка Александровского, Бобровского уезда (Новочигольский район, Воронежской области). Из этих певцов особенно выделялась А. Колобаева — известная „Аринушка",—ей было свыше 70 лет (умерла она в 1914 г.). А. Колобаева обычно выступала со своими двумя дочерьми. Своим исключительным мастерством и знанием огромного количества песен поражала она своих слушателей. В этой же группе пело несколько человек из села Усмани, Воронежской области, из которых выделялись Ф. Леденёва и прекрасный жалеечник Степан Власов. Значительно позже в хор поступила М. Фомина—одаренная певица, принесшая с собой большое количество песен.
В рязанскую группу вошли певцы—уроженцы Пронского уезда, Рязанской губернии (Старожиловский район, Московской области) — Е. Тарасова, А. Челнокова, П. Филиппов, С. Хорошев, А. Панфилова и др. Среди них особенно выделялась М. Рогачева — выдающаяся певица, знавшая большое число старинных русских песен и исполнявшая их с большим мастерством. До последних дней жизни (она умерла в 1935 г. 64-х лет) Рогачева запевала самые ответственные песни хора.

Смоленская группа певцов состояла преимущественно из уроженцев Елинского уезда, Смоленской губернии (Западная область) — М. Гражданенкова с сестрами и семья Клодниных (вначале бабушка, отец и мать, а потом четыре их дочери, которые поют в хоре до сих пор,—Е. Клоднина, В. Клоднина, Е. Лапина и С Дробитько).

На первых концертах хора каждая из этих групп выступала отдельно со своими песнями, но потом лучшие песни этих групп стали исполняться всем хором. С течением времени хор пополнялся новыми певцами (в хоре совершенно отсутствует текучесть его состава), в число которых уже после смерти М. Е. Пятнщкого (1927 г.) вошли и певцы б. Калужской губернии (Западной об асти): А. Козлова, А. Иванова, А. Прокошина, гармонист В. Пар дин и др.,—также принесшие в хор песни своего района.

Таким образом репертуар хора в основном сложился из песен указанных четырех районов. Эти песни, принесенные в хор и отдельными певцами и группами певцов,—частью записаны М. Е. Пятницким на фонографе, частью же (значительно большей)—В. Г. Захаровым непосредственно на слух. Помимо этого песни записывались и записываются и вне хора—в деревнях, в колхозах, в красноармейских частях.
Как М. Е. Пятницкий, так и нынешнее руководство хора (В. Г. Захаров и П. М. Казьмин) ставит своей задачей записывать песни от лучших исполнителей и по возможности со всем разнообразием подголосков, избегая пополнять репертуар хора одноголосными записями песен (без подголосков). Заботясь о подлинности исполняемых песен, руководство хора ведет непрерывную работу по проверке исполняемого репертуара. Для этого используются фонографические валики, расшифровки валиков (нотные расшифровки С. Тезавровского и его учеников), нотные записи (В. Г. Захаров), граммофонные записи и пр. Большое значение в этой работе имеют поездки самих певцов к себе в родную деревню (почти все певцы связаны со своими деревнями), а также приглашение в Москву певцов из деревень для исполнения песен перед хором (так, например, в 1929 г. в Москву были приглашены пять талантливых певиц во главе с А. Лебедевой с родины М. Е. Пятницкого и А. Колобаевой; в 1934 г. эти же певицы исполняли перед хором ряд песен в г. Воронеже, куда хор выезжал на концерты> в 1935 г. и в 1936 г. в Москву приезжали отдельные певицы из Западной области).

Большие возможности для проверки репертуара хора, манеры исполнения песен дают олимпиады. В этом отношении особенно интересны были выступления хора колхозниц Воронцовского района,
Воронежской области на Всесоюзной хоровой олимпиаде (1936 г.), где представилась возможность проверить ряд песен, записанных М. Е. Пятницким в 1910 г. („Хорошенький, молоденький", „Гнула, гнула вишенку" и др.). Интересно отметить, что песню „Хорошенький, молоденький" хор им. Пятницкого и хор колхозниц Воронцовского района запели вместе хорошо без всякой предварительной
репетиции.
Представленные в настоящем сборнике записи песен производились (проверялись, пополнялись и исправлялись) в течение длительного времени, так как практика показала, что только в исключительных случаях можно записать песню полно и правильно с одного раза.
Следует оговориться, что 3-, 4- и 5-голосное изложение предлагаемых песен—до некоторой степени условно. Бывают случаи, когда во время исполнения некоторые из этих голосов выпадают или, наоборот, кроме изложенных, нарождаются новые голоса и подголоски.

Изложенные голоса исполняются почти обязательно: почти всегда их можно услышать и проследить. Однако все эти голоса в процессе исполнения не уравновешены по мощности (как в обычном хоре) — одни голоса исполняются целыми группами, другие — только одним, двумя певцами, и соотношения эти могут меняться. Один и тот же певец часто меняет свою партию: сегодня он поет высокую, завтра он может петь среднюю, при этом по-своему часто изменяя ее мелодический и даже ритмический рисунок.
Кроме того, все эти зафиксированные голоса почти всегда сопровождаются индивидуальными коротенькими подголосками, часто меняющимися. Они придают своеобразный характер исполнению песни.
Невозможно установить точно, что руководит певцом в выборе (в сочинении) подголоска; здесь играют роль—настроенность певца, его голосовые средства, его место в хоре, своеобразное ощущение ансамбля и т. п. Подголоски сочиняются в определенных рамках: вто импровизация в своеобразном, очень строгом стиле. Образцом наиболее свободной импровизации являются „плачи", один из которых помещается в настоящем сборнике. Некоторые из записанных „плачей" обладают более или менее постоянным мелодическим рисунком, но бывают также „плачи", мелодический рисунок которых певица меняет почти при каждом исполнении. Помещаемый в сборнике „плач", принадлежит к числу последних.
Запевы песен очень разнообразны. Мы помещаем более установившиеся, или, вернее, наиболее часто исполняемые запевы. Иногда же напевов песни может оказаться несколько. К примеру можно указать песню „Уж ты голубь". Здесь, как и во многих других подвижных песнях, запев является, в сущности, неполным началом куплета (т. е. без низких, средних и пр. сопровождающих голосов); начиная со второго куплета—начало каждого куплета уже полное—там участвуют все голоса. Если предложить запеть песню .Уж ты голубь" певцу, обычно не запевающему, то его запев будет не таким, как он изложен в нашей записи, а таким, как этот певец поет свою партию в начале второго куплета.
Тональность песен не всегда постоянна (обычно песни исполняются без заданного тона). Тональность песни, исполняющейся чаще, менее колеблется. Например, тональность песни „Лучинушка" может колебаться в пределах тона, так как хор исполняет эту песню довольно часто; в других же, реже исполняемых, песнях тональности могут колебаться в пределах 2-х и даже 2*/2 тонов. Однако в процессе исполнения тональность остается устойчивой.
Установить „главный" голос, основную мелодию, основной напев в песне—часто очень трудно, а иногда и невозможно.

В предлагаемых записях голоса распределены по степени высоты: высокие ааписаны на верхней строчке, средние ниже и т. д. Но следует оговориться, что такое распределение голосов сделано
Аля удобства чтения — на самом же деле не всегда верхний голос исполняется певцами с высокими голосами. Часто певцы, обладающие средними голосами, поют верхний голос, высокие голоса часто исполняют партии средних и т. д.
Темпы также не всегда постоянны и колеблются в небольших пределах.
Текст песен изложен нами с некоторыми литературными исправлениями, так как очень трудно, а иногда и невозможно дать точную транскрипцию текста. Певцы поют не „девченочка", а „дезченочкя", не „милый", а „милай" и пр.; часто исполняются неточные гласные, а нечто среднее между „э" и „и", между „а" и „о" и пр. Кроме того, в тех случаях, когда исполняется более или менее продолжительная часть мелодии на одной гласной,—эта гласная часто меняется, например, в песне „Лучинушка"—в тексте „не жарко горишь"—буква „о" в слове „жарко" поется сначала, как „о", переходя затем в „а", и т. д.
Эта неустойчивость и все эти колебания в исполнении песни (изменение мелодического рисунка, изменение подголосков, переход из одной „партии" в другую и пр.) объясняются творческим (импровизаторским) процессом исполнения, которым и отличается исполнение песни народным певцом от исполнения певцом обычного хора. Народный певец не связан рамками вокальной „партии", он и на думает о ней —он поет песню так, как он ее чувствует и понимает в момент исполнения. И качество — степень художественности исполнения песни, помимо голосовых и музыкальных данных певца—вависит от его творческих (импровизаторских) возможностей.


В настоящий сборник вошли песни: девичьи („любовные", песни о разлуке с милым, хороводные, „страданья", частушки), песни свадебные (о переходе девушки из „стада лебединого в стадо серых гусей" на „житье-бытье бабье") и, наконец,—песни „бабьи".
Тяжелая, подневольная жизнь женщины в старой деревне ярко выражена в этих песнях: в них много жалобы, горя, тоски. Даже во многих плясовых песнях, как, напр., „Уж ты, верба, вербнца" и др.,—рисуются мрачные картины дикого прошлого. Речь идет о неравном браке и плетке—спутнице жизни крестьянки старой деревни.
Совершенно ложное представление о жизни крестьянки старой деревни создают псевдо-народные исполнители, придавая этим песням залихватский характер, сопровождая исполнение размашистыми движениями рук, нелепыми покачиваниями корпуса и т. д.—или же впадая в чувствительный, слезливый тон.
Всякая вульгарность, нарочитость в исполнении песни, подергивание плечами, локтями и пр., —все это, вышедшее из кабака, нередко квалифицируемое как „темперамент", ничего общего с подлинным исполнением народной песни не имеет. Исполнение песни всегда носит строгий характер, соответствующий содержанию песни и назначению ее в быту.
„День, бывало, работаешь, прядешь, — рассказывает одна из певиц хора А. Панфилова, — а в сумерки отпросишься и бежишь к Наталье—вдове. Горит небольшой огонек, а мы—бабы сидим кто на лавках, кто на дровах, иной на тыкву сядет, рассказываем друг другу и поем, поем. и на душе становится легко. Про горе забываешь".
Выпуском сборника „20 русских народных песен" из репертуара хора имени заслуж. артиста Пятницкого мы отвечаем на запросы многочисленных слушателей и участников хоровой самодеятельности, в своих письмах неоднократно просивших прислать им песни хора. 20 песен — это лишь небольшая часть огромного песенного богатства, которым располагает хор им. Пятницкого. Неслучайно хор называют „заповедником русской народной песни". Хор продолжает непрерывно увеличивать свой репертуар, собирая не только песни старой деревни, но и песни колхозного быта, сложившиеся за последнее время. Исключительно благоприятные условия, в которые поставлен хор в настоящее время, обеспечивают дальнейшее его укрепление и совершенствование.
Современные народные песни о новой счастливой жизни входят в репертуар хора, обогащают его новым содержанием. Задачей хора является организация тщательной работы по записи новых народных песен, расширение рамок этой его деятельности.
Вл. Захаров П. Казьмин


Девичья песня:
Уж ты, верба, вербица
Ой да уж ходила девчоночка
Не велят Маше
Из-за лесику, лесу темного
Шел милый дорожкой
Сад
Страданья
Проходные частушки


Свадебные песни:
Да ты, утушка, выплывай
А ты, яблонька
Плач
Во тереме свечечка
Сады мои, сады цветики
Как по лужку травка
Уж ты, голубь мой


Бабьи песни:
Полоса
Не по реченьке лебедушка плывет
Кому радость
Лучинушка
У ворот гусли вдарили
Примечания к песням

Читайте также: