Анализ текстов современных песен
Обновлено: 22.12.2024
Одним из важнейших показателей уровня культуры человека, его мышления, интеллекта является его речь.Однако в настоящее время наблюдается снижение общего уровня речевой культуры. Современная языковая ситуация выражается прежде всего в росте разного рода ошибок и вариантов, возникающих под влиянием нелитературного произношения, территориальных и социальных диалектов, в стилистическом снижении современной устной и письменной речи, в заметной вульгаризации бытовой сферы общения, неоправданном использовании иностранных слов.
Как известно, особое влияние на состояние речевой культуры оказывают средства массовой информации. Каждый человек ежедневно испытывает мощное воздействие речи, звучащей в теле- и радиоэфире или содержащейся в текстах, представленных на страницах газет и журналов. Именно средства массовой информации для многих носителей языка являются основным источником представлений о языковой норме, не редко формирующих языковой вкус. Особого внимания заслуживает современная популярная музыка, которую мы слышим по радио и с экранов телевизоров.
Музыка во все времена была особым видом искусства. Песня – самый распространенный и популярный музыкальный жанр.
Конечно, основная масса песенных текстов современности пишется в соответствии с требованиями культуры речи. Однако если обратиться к популярной музыке, то здесь наметилась опасная тенденция к безграмотному составлению текстов.Наша эстрада полна современных песен. Мы слышим их по радио, телевизору, в интернете, на улицах, в кафе и т.д. Некоторые популярные хиты мы часто напеваем себе. В клубах и на дискотеках мы двигаемся, повторяем запомнившиеся слова. Но задумываемся ли мы над смыслом текстов этих песен? Как они могут воздействовать на наше сознание? Какие чувства и мысли выражены в современных эстрадных песнях? Поп-музыка («современная популярная музыка») – самая популярная музыка в России: ее слушают около 48% граждан, причем 19% - молодежь в возрасте 13 – 20 лет. Жанр популярной музыки выполняет в основном развлекательные функции, а тематика песен не предполагает решения серьезных жизненных проблем. Однако это обстоятельство не снимает с поэтов-песенников ответственности за содержание и языковое оформление создаваемых произведений и предполагает серьезную работу над текстами. Ведь ошибки, которые нередко встречаются в текстах песен, негативно влияют на речь слушателей, а особенно на речь молодого поколения – этим и объясняется актуальность выбранной темы .
Цель работы: проанализировать тексты современных популярных песен, которые слушают учащиеся моего класса, определить типы нарушений норм литературного языка, их количественный показатель, рассмотреть воздействие современный музыки на речевую культуру школьников.
Изучить литературу по теме
Провести анкетирование и выявить круг песен, которым отдают предпочтение учащиеся 7 в класса
Изучить особенности языка современной песни.
Рассмотреть влияние современной музыки на культуру речи подростка.
Объект исследования: текст песен.
Предмет исследования: современная эстрада.
Методы исследования:
Изучение и анализ научно-публицистической литературы;
опрос в форме анкетирования;
прослушивание музыкальных композиций
Гипотеза: современная эстрадная песня не отражает эстетической природы родного языка, снижает словесную культуру человека, воздействует на подсознание молодежи.
Исследование текстов современных песен
Не знаю ничего прекраснее,
чем умение силою слова приковывать
к себе толпу слушателей, привлекать их
расположение, направлять их волю
куда хочешь и отвращать ее откуда хочешь.
Что же такого привлекательного содержится в текстах современной эстрады?
Мною было проведено анкетирование учащихся 7 вкласса с целью выявления музыкальных предпочтений. В опросе приняло 20 учащихся. Я проанализировала 8 текстов песен современных российских исполнителей с учётом возрастных предпочтений опрошенной аудитории. Среди них: «Мама, я в Дубае» (Мот), «Сломана» (группа «Серебро»), «Солнце в кармане» (группа «Подиум»), «Клубничное варенье» (группа «Барбарики»), «Твои глаза» (Светлана Лабода), «Вода» (Танир), «На стиле» (группа «Время и Стекло»), «Можно быть первым» (Хоми). (приложение)
Во время исследования были выявлены следующие нарушения норм литературного языка:
Неоправданное использование анафоры (единоначатие):
А мы на стиле.
А мы на стиле!
Даже не думай что-то отменять -
У нас всё остаётся в силе. («Время и Стекло» )
Мама, я в Дубае! Мама, мама, я в Дубае!
Мама, я в Дубае! Мама, мама, я в Дубае!
Мама, я в Дубае! Мама, мама, я в Дубае!
Мама, я в Дубае! Мама, мама, я в Дубае! (Мот)
Безумно, можно быть первым. Безумно, можно через стены.
Попасть туда, окунуться в даль, я так хочу туда.
Безумно, можно быть первым. Безумно, можно через стены.
Попасть туда, окунуться в даль, я так хочу туда. (Хоми)
Ты не прячь в кармане солнце, если обманешь – он не вернется.
Ты не прячь его в кармане! Солнце не спрячешь - это не камень. («Подиум»)
Нарушение благозвучия:
Благозвучие является эстетическим свойством русской речи. Об этом свойстве Н.В.Гоголь писал: «Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок…» А Н.Браун утверждал:
Мне русская речь – как музыка:
В ней слово звучит, поет…
Современная же эстрадная песня не отражает эстетической природы родного языка. Тексты песен свидетельствуют о нарушении таких качеств речи, как благозвучность и чистота, богатство и выразительность.
Я постоянно зол был - на то, на се, потом просек -
Либо за все в ответе ты, либо забил на все
Кругом асфальт выложили из капканов и мин. (Танир)
В твоем городе полночь, в моем городе солнце,
Ярко мелькают огни над головой. Между нами только скорость.
Между нами яркие огни горят. Не суди, кто неправ, тут ты или я. (Хоми)
Неоправданные повторы:
Не знаю, как так вышло, ты говоришь,
А я внезапно стала от тебя зависима.
В твоем плену, а смысл?
Бежать бессмысленно видимо, видимо, видимо. (Светлана Лабода)
Падали, падали к звёздам -
Может быть, может быть поздно.
Сломана, сломана к тебе моя любовь.
Надо ли, надо ли?
Это прячется, прячется где-то.
Сломана, сломана к тебе моя любовь. («Серебро»)
Селфи, селфи, селфи, селфи, чёрная пандора.
Шейхи, шейки, шейки, шейки, белаягандора. (Мот)
Мама, я в Дубае! Мама, мама, я в Дубае!
Мама, я в Дубае! Мама, мама, я в Дубае!
Мама, я в Дубае! Мама, мама, я в Дубае!
Мама, я в Дубае! Мама, мама, я в Дубае! 4 раза повторяется (Мот)
Тише, рот закрой пока я говорю, чтобы не было крика.
Тише, и посуда летит по полу. Тише, тише, тише. (Хоми)
А мы на стиле.
А мы на стиле! («Время и Стекло»)
В данных «произведениях» повторение слов, словосочетаний, предложений обозначает механическое удвоение, дублирование одного и того же понятия, смысла. В поэтическом же тексте лексический повтор является одним из средств выразительности. Повтор слова способствует эмоциональному воздействию на читателя. В качестве иллюстрации приведу отрывок из стихотворения-песни Б.Окуджавы:
Вы слышите: грохочет барабан.
Солдат, прощайся с ней, прощайся с ней.
Уходит взвод в туман, туман, туман.
А прошлое ясней, ясней, ясней…
Повтор в этом тексте передает очень сложные, тонкие смысловые нюансы.
Тавтология (риторическая фигура, представляющая собой повторение одних и тех же или близких по смыслу слов):
«Даже не думай что-то отменять,
У нас всё остаётся в силе… »( «Время и Стекло»)
«Тише, рот закрой, чтобы не было крика…» (Хоми)
Жаргоны, просторечия, вульгаризмы:
«Татухи набили, губы налепили, ногти напилили» («Время и Стекло»)
«В твоих глазах были слёзы, пепел падал на кросы» (Хоми)
«Лишь единицы верили, они остались до талого.
С остальных, что ожидать мне – «удавки, кидалова» (Танир)
Таким образом, можно сделать вывод: употребление сниженной лексики становится модным приемом современной эстрадной песни.
Неоправданное употребление иноязычных слов:
Он и dance-floor, это Время и Стекло.
Со мной всё в порядке, мама.
Просто стала я сама себе рекламой.
Мойlife-style, мам все заценили. («Время и Стекло»)
Мама, я в Дубае, и пусть все об этом знают -
Здесь вся ухлопа круче, чем перфомаПуссиРайот.
Чел на Джо Мэри, ага, мы на пикапе, ага!
Всё по фэншую, строго по законам Хамураппи.
Селфи, селфи, селфи, селфи, чёрная пандора.
Шейхи, шейки, шейки, шейки, белаягандора.
Опасный зверь в пустыне, да, не буди во мне мастифа. (Мот)
В песнях «дискотечного характера» отразилась мода на использование иноязычных слов (лингвисты называют это явление варваризацией языка).
Воздействие современной эстрады на слушателя
« Как слово наше отзовется?» (Ф.И. Тютчев). Это выражение, ставшее крылатым, имеет глубинный смысл. Ведь слово играет важнейшую роль в формировании нашего сознания и мировоззрения.
Но задумываются ли над этим вопросом авторы современных эстрадных песен?
Рок-музыканты не скрывают своего пренебрежительного отношения к слову: они признаются, что слова в их песнях лишь для демонстрации «возможностей» голоса.
По мнению же психологов, песня – очень важный фактор, влияющий на речевое поведение: слова, даже всецело подчинённые музыке, проникая в подсознание, удерживаются там в функции своего рода категорических императивов, формирующих непосредственно в подсознании орфографические формулы и модели. Вот почему в своё время подвергались серьёзной критике «курлычат журавли…», «…не на миг не остановишь…», «пусть бесется ветер жестокий…», «плачат девочки», речевые изломы «Соловьиной рощи» («роща соловьиная стоит», «славный птах») и мн.др. Всё это – ошибки, и они очень опасны тем, что вторгаются в речевое поведение подростка на волнах музыкальных ритмов, минуя логический контроль, а значит, исключая любую возможность критического анализа. Никто не поправит, не скажет: курлычут, ни на миг, бесится, плачут, а если и скажет, то встретит изумлённый взгляд: разве в песне было по-другому? Действительно, ошибка в тексте песни опасна не только потому, что тиражирована во многих тысячах экземпляров, но и потому, что вторгается в языковую картину мира человека, искажая эту картину, внося в неё деформации, которые зачастую управляют речевым поведением человека.
Экспрессивные потенциалы песни чрезвычайно велики. Сохранённая эмоциональным состоянием (музыка, ритм, кинестетические реакции, в особенности – на песни «дискотечного характера»), песня становится важным вербальным императивом, нежели всё, что пытается опровергнуть её.
Наконец, сохраняется (к счастью, далеко не у всех) отношение к тексту песни, как к эталону. Подростки, которым понятие неопровержимого авторитета вообще чуждо, повторяют песенные ошибки не потому, что «так слышал», а всё из-за того же отсутствия логического контроля: он может и не помнить, что слышал, но внедрившийся в подсознание эстрадный компонент имеет безусловную власть над ним.
Известно, что песня воздействует на подсознание человека, его эмоциональные потрясения. Когда все вокруг танцуют, смеются, всем хорошо: повышается эмоциональный тонус, вера в себя – музыкальный контекст такого состояния становится естественной психологической доминантой личности. Подросток пытается вернуться в подобное состояние – он вновь и вновь слушает эстрадные песни.
Слово всемогуще, если избран верный контекст,если оно резонирует с настроением и состоянием слушателя. Смысл высказывания, в том числе и музыкального, - не в том, что сказано, а в том, что воспринято. Текст песен, зачастую не воспринимаемый «при шуме музыки и пляски», откладывающийся в подсознании, станет учебником жизни, тропой к идеалу, к счастью, к успеху.
Слушая такие современные эстрадные песни, могут ли юноши и девушки почувствовать пленительную красоту родного языка, получить эстетическое наслаждение от звучания родной речи? Думаю, нет.
Таким образом, выявлено, что большинство современных популярных песен носит явно разрушительный характер. Поскольку современный песенный текст – это одновременно результат речемыслительной деятельности молодежи и воздействия на адресата, то указанные содержательные особенности современного песенного текста одновременно отражают и формируют черты языковой личности подростка.
Молодёжь легко обнаруживает в современном песенном тексте элементы смысла благодаря особой звуковой энергии и включает его в свою языковую среду. А постоянное прослушивание такого текста неизбежно ведет к запоминанию и усвоению элементов этого текста.
Следовательно, прослушивание современных песенных текстов оказывает крайне отрицательное влияние на своего адресата, прежде всего на формирующую личность подростка.
Читайте также: