Я так решил еще с утра сегодня точно напьюсь аккорды

Обновлено: 12.11.2024

Тем, кто считает, что блюз — это такая изящная музыка с налётом романтической грусти, советую послушать знаменитую песню «Hoochie Coochie Man». Здесь ещё слышны отзвуки того «сырого» изначального блюза, создававшегося простыми чёрными парнями, чуждыми сантиментов.

Muddy Waters — «Hoochie Coochie Man» (1954)

Автором песни выступил Вилли Диксон — неудавшийся боксёр, решивший переквалифицироваться в музыканта. В 1948 году он устроился на лейбл «Chess Records», который базировался в Чикаго. Именно там Диксон познакомился с другим блюзовым классиком — Мадди Уотерсом. Оба музыканта были родом с дельты Миссисипи и принесли с собой на север «чёрную» музыку южных штатов.

Собственно, Уотерс и записал самую первую и самую известную версию «Хучи Кучи Мэна» (а Диксон подыгрывал ему на контрабасе). Так началась история песни.

Скан обложки диска

До сих пор бытует множество версий, что же на самом деле означают загадочные слова «Hoochie Coochie». Одни вспоминают об одноименном сексуальном танце, шокировавшем публику в конце XIX века. Другие, что «Хучи Кучи» — это сленговое обозначение женского полового органа. Третьи добавляют, что таким прозвищем награждали американский самогон.

Разбирать подробно все эти версии лично я смысла не вижу. Потому что сам Вилли Диксон вполне ясно рассказал, что имел в виду.

Вилли Диксон:
Люди верят в мистику. Как сегодня люди верят в астрологию. Так было на протяжении многих поколений, начиная с библейских времен. Люди во всем мире верят в это. Даже до рождения Иисуса, если верить Библии. Мудрецы увидели звезды на востоке и смогли предвидеть, что произойдет. Все это мистика. Люди говорят: «Хучи-кучи люди предсказывают будущее». Знаешь, как те восточные мудрецы. Они называют их вуду или хучи-кучи. Еще их называют колдунами (англ. «hoodoo») или двухголовыми. У них для всего есть разные названия.

Верования во всяких колдунов, заговоры и амулеты среди негритянского населения южных штатов были столь широко распространены, что регулярно отражались на содержании тех самых блюзов. Ну, а самым популярным стимулом обратиться к магии было желание мужчины привлечь внимание как можно большего числа женщин.

Сам Вилсон уже касался подобной темы в песне «Gypsy Woman» («Цыганка»), которую, кстати, упомянул и в первых строчках «Hoochie Coochie Man»:

Цыганка сказала моей матери
До того, как я родился:
«У тебя скоро будет мальчик.
Он станет настоящим мерзавцем.
Увидев его, красотки будут
Прыгать и визжать…»
перевод — Денис Анипченко

То, что герой станет удачливым и крутым мачо, свидетельствует уже дата его рождения («седьмой час седьмого дня седьмого месяца»). Однако для подстраховки он имеет ещё и множество артефактов — вроде «кости чёрной кошки».

Вилли Диксон:
«Когда ты пишешь эти песни, идущие оттуда (Дельты Миссисипи — С.К.), ты не можешь не упоминать об этом… Потому что это то, во что действительно верили чернокожие…»

Справедливости ради стоит сказать, что содержание «Hoochie Coochie Man» предельно иронично. Всё позёрство и хвастовство героя вызывает, скорее, улыбку, чем зависть.

Что касается музыки, то она не блистала оригинальными гармониями. Зато отличалась необычной формой. В куплетах Уотерс делал между ударными риффами паузы, во время которых и произносил текст песни.

Подобная манера (да и сам рифф) стали настолько популярными, что буквально вошли в плоть и кровь самых разных музыкальных стилей — от блюза и джаза до рока и фолка.

Например, Бо Диддли даже не постеснялся напрямую заимствовать гитарный ход «Hoochie Coochie Man» для своей песни «I'm Man» (1955) (кстати, тоже мачо-позёрской).

Что касается хита Мадди Уотерса, то её перепевало огромное количество самых разных исполнителей — от Эрика Клэптона и ALLMAN BROTHERS BAND до прото-панков NEW YORK DOLLS и хардкорщиков MOTORHEAD.

Песня под названием «Хучи Кучи Мэн» есть и в творчестве отечественного музыканта Сергея Чигракова, более известного как Чиж. Он сочинил её текст, когда убирал квартиру. Мысли его в тот момент были заняты не уборкой и даже не женщинами, а предвкушением грандиозной пьянки (друг Чижа — рок-музыкант Александр Гордеев — обещал привезти из деревни бутыль самогона). Тем же вечером Чиж впервые сыграл в компании новую песню и тут же её «обмыл».

Как видите, значение «hoochie coochie» в смысле «самогон» тоже не пропало даром.

Я так решил еще с утра: сегодня точно напьюсь,
Сегодня кончатся все деньги, сегодня — пиво и блюз!
О, я — hoochie coochie, о, я — hoochie coochie man.
Перекати мое поле, мама: я обессилел совсем…


B.B. King — «The Thrill Is Gone» (1969)

Вынужден признаться, что к классическому блюзу я всегда относился сдержанно и больше предпочитал англосаксонские «подделки» — вроде чудесной «Since I’ve Been Loving You» от LED ZEPPELIN.

Однако, обозревая музыкальные хиты прошедших эпох, не могу пройти мимо ещё одного блюза под названием «The Thrill Is Gone» («Трепет исчез»). Он был сочинён Риком Дарнеллом и Роем Хопкинсом и полностью вписывался в расхожее представление об этом стиле. Как там говорил Эрик Клэптон, «Блюз — это когда хорошему человеку плохо»?

Перевод — Женя из Луганска :

…Трепет исчез,
Он исчез навсегда.

Я знаю, когда-нибудь я переболею этим, детка,
Как и должен любой хороший человек.

Знаешь, я теперь свободен, свободен, детка,
Я свободен от твоих чар.

Первым «The Thrill Is Gone» записал сам Рой Хопкинс в 1951 году, и тогда сингл попал на 6-е место ритм-энд-блюзового чарта США.

Однако пика популярности песня достигла в 1959 году, когда за неё взялся Би Би Кинг. К тому времени Кинг был уже признанным мэтром блюзовой гитары, его синглы не покидали R’n’B-чартов, но вот в ТОП-40 Национального поп-чарта он попадал всего один раз.

Идею записать «The Thrill Is Gone» гитарист вынашивал уже давно, но не мог найти для неё подходящего воплощения. Вот и на сессии 1969 года он исполнил песню несколько раз, но ни один результат его не удовлетворил. Тогда продюсер Билл Шимчик посоветовал добавить в аранжировку струнные инструменты. Так как дело было в четыре утра, Кинг был готов согласиться на что угодно.

В результате сингл «The Thrill Is Gone» попал на 15-е место поп-чарта, получил в 1970 году «Грэмми» за «лучшее мужское вокальное исполнение в стиле ритм-энд-блюз», и остался самым большим хитом в карьере гитариста.

В 1997 году у истории погасшей любви появилось своё музыкальное видео. Оно было снято на новую версию «The Thrill Is Gone», которую Би Би Кинг записал в паре с певицей Трейси Чэпмэн.

Читайте также: