Взвейтесь кострами синие ночи аккорды

Обновлено: 19.09.2024

Пионерские атрибуты

ПЕСНЯ «ВЗВЕЙТЕСЬ КОСТРАМИ». АККОРДЫ ДЛЯ ГИТАРЫ

Размер 2 / 4

Взвейтесь кострами, Синие

Близится эра Светлых го-

ТРАНСПОНИРОВАТЬ В ДРУГУЮ ТОНАЛЬНОСТЬ. НА ПОЛТОНА

Текущая тональность: до мажор




Условные обозначения


I. Струны от 6-ой до 1-ой (слева направо).
II. Номер лада.
III. Открытая струна.
IV. На струне не извлекается звук.
V. Пальцы: указательный ( 1 ), средний ( 2 ), безымянный ( 3 ), мизинец ( 4 ).
VI. Барре указательным пальцем.

ПЕСНЯ «ВЗВЕЙТЕСЬ КОСТРАМИ». ПОДОБРАТЬ БОЙ (ПЕРЕБОР)

Мультимедийный справочник «Бой + перебор»

Справочник Перебор 4/4 Перебор 3/4 Перебор 6/8 Бас + аккорд Перебор + аккорд Условные обозначения

Шестиструнная гитара. Аккомпанемент и ритмические рисунки

Очень часто, выучив расположение аккордов на грифе гитары, начинающие гитаристы задаются вопросом: как должна вести себя правая рука в процессе исполнения аккомпанемента? Какой ритмический рисунок больше подходит для той или иной песни? Стоит ли играть аккомпанемент боем или перебором?

Строго говоря, любую песню можно сыграть любым ритмическим рисунком, однако есть и некоторые «правила». Всё зависит от характера и жанра исполняемого произведения. Так, лирические песни обычно исполняются перебором (в классической гитарной терминологии этот приём называется «арпеджио»), маршевые — боем (расгеадо), песни сдержанного характера — аккордами. Опытному гитаристу всё это может показаться само собой разумеющимся, а вот начинающему, на первых порах, не помешает какая-нибудь «шпаргалка» или краткий справочник. Данная небольшая программа, в которой представлены наиболее употребительные ритмические рисунки для популярных песенных размеров (2/4, 3/4, 4/4 и 6/8), и является подобным справочником.

ПЕСНЯ «ВЗВЕЙТЕСЬ КОСТРАМИ». ТЕКСТ

Торжественное обещание юного пионера Советского Союза

Взвейтесь кострами,
Синие ночи!
Мы, пионеры, —
Дети рабочих.
Близится эра
Светлых годов,
Клич пионера:
«Всегда будь готов!»

Радостным шагом,
С песней весёлой
Мы выступаем
За комсомолом.
Близится эра
Светлых годов,
Клич пионера:
«Всегда будь готов!»

Грянем мы дружно
Песнь удалую
За пионеров
Семью мировую.
Близится эра
Светлых годов,
Клич пионера:
«Всегда будь готов!»

Последние четыре строчки куплета повторяются

ПЕСНЯ «ВЗВЕЙТЕСЬ КОСТРАМИ». АВТОРЫ

Советский композитор Сергей Кайдан-Дешкин

Советский композитор Сергей Фёдорович Кайдан-Дешкин (1901—1972)

СЕРГЕЙ КАЙДАН-ДЕШКИН

Советский поэт Александр Жаров

Советский поэт Александр Алексеевич Жаров (1904—1984)

АЛЕКСАНДР ЖАРОВ

ПЕСНЯ «ВЗВЕЙТЕСЬ КОСТРАМИ». ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ. МАРШ ЮНЫХ ПИОНЕРОВ

Пионерские значки

Различные виды пионерских значков

Пионерских песен много, их поют весело и задорно на всех языках и наречиях нашей Родины, а их у нас больше ста. Пионерские песни очень разные, но их всегда можно узнать по характеру, и всегда в них присутствует местоимение «мы». Мне кажется, что это чувство общности, чувство коллектива, выраженное в песнях, происходит из одного истока.

В первых революционных песнях местоимение «я», характерное для народных песен прежних времен, с глубоким смыслом заменилось словом «мы».

«В бой роковой мы вступили с врагами» («Варшавянка»).

«Мы — кузнецы, и дух наш молод».

«Наш паровоз, вперед лети! В коммуне — остановка».

«Мы — молодая гвардия».

«Нас не сломит нужда, не согнет нас беда» (это из песни «Коммунары не будут рабами»).

«Мы — красная кавалерия».

«Смело мы в бой пойдем».

Конечно же, «Интернационал» — «Мы наш, мы новый мир построим» — был внутренней основой, определившей характер и направленность революционных песен.

И у пионерских песен есть свой исток, ручейком вылившийся из моря песен великого нового времени.

Сколько ни появляется пионерских песен, как ни известны и любимы песни, созданные за многие годы, все же са­мой главной и самой дорогой пионерской песней остается первая, та, с которой создавалась пионерская организация,— «Взвейтесь кострами, синие ночи»,

Советский плакат «Будь готов!»

В сталинские времена пионеры давали клятву бороться за дело Ленина-Сталина

Автор этой песни — комсомольский поэт Александр Жаров. Обработка музыки принадлежит Сергею Дешкину, музыканту, так же как и Жаров, одному из первых комсомольцев.

Интересно то, что первая пионерская песня появилась одновременно с созданием пионерской организации, а вернее, чуть раньше.

Сейчас это трудно себе представить, но в первые годы после Октября пионерской организации не было. Кое-где су­ществовали отряды бойскаутов, буржуазной детской органи­зация для мальчиков, созданной на английский манер.

Комсомолу партией было поручено продумать, какой должна быть детская коммунистическая организация. Поначалу было придумано только название — Юные пионеры.

Александр Жаров вспоминает, что на одном из совещаний, предшествовавших созданию пионерской организации и проходивших в мае 1922 года в Центральном Комитете комсомола, присутствовала Надежда Константиновна Крупская. Это ей, жене и товарищу Владимира Ильича, принадлежала идея создания песни пионеров.

Комсомольцу Саше Жарову поручили написать песню, да еще и в двухнедельный срок. Это было продиктовано наивной и трогательной верой и в силу комсомольского поручения, и в творческие возможности своего собственного комсомольского поэта.

Александр Жаров до того дня, когда на него свалилось это ответственное комсомольское поручение, вообще не пробовал писать песни. Так же как в случае с «Молодой гвардией», о которой речь пойдет дальше, сложность задачи усугублялась тем, что свои поэты у комсомола были, а композиторов не было.

Еще до того как были написаны слова, комсомольский поэт и его товарищи пустились на розыски мотива, который годился бы для пионерской песни. Поиски завели их в Большой театр, на представление оперы «Фауст». Особенно понравился комсомольцам «Марш солдат» композитора Гуно. Он-то и стал музыкальной основой для первой песни юных пионеров. Во всяком случае, Жаров писал о синих ночах, об алом знамени, повторяя про себя ритм этой песни из «Фауста».

К тому времени уже было придумано не только название организации — «Пионерская»,— но и пионерская заповедь «Пионер — всем пример», пароль «Будь готов!» и отзыв «Всегда готов!».

Все это и стало содержанием песни, которую Жаров должен был сочинить за две недели.

Вглядываясь в далекую даль и вновь вспоминая самую главную пионерскую песню, разбирая ее, что называется, по косточкам, я чувствую, что на писавшего ее поэта влияли но только деловые наставления товарищей по комсомолу, но и обаяние оперы «Фауст», могущество музыки, обрушившейся на рабочего парня, впервые восседавшего в алом бархатном кресле торжественного зала Большого театра.

Не отсюда ли такие строчки:

Грянем мы дружно
Песнь удалую.

Не отсюда ли несколько выспреннее слово «эра», сталкивающееся в песне с естественными комсомольскими словами «дружной гурьбою».

Комсомольские работники сочли, что их задание Саша Жаров, в общем-то, выполнил, но ритм из буржуазного «Фауста» — это еще не то, что нужно для пионерской песня. Комсомольцу Сергею Дешкину было поручено придать музыке композитора Гуно иной характер.

Сергей Дешкин по-своему обработал знаменитый марш, приспособил его для пионерского горна.

Счастливо родилась пионерская организация. Она сразу, с первого дня, имела свой чудесный символ — красный галстук, свой пароль и отзыв, свою трубу и барабан и свою песню «Взвейтесь кострами, синие ночи». Сколько красногалстучных поколений связало с этой песней свои первые шаги в революционных рядах!

Источник: Евгений Долматовский. Рассказы о твоих песнях. М., 1973

«МЫ, ПИОНЕРЫ, — ДЕТИ РАБОЧИХ. »

Пионер растёт смелым и не боится трудностей

Чтобы успешно бороться за дело Ленина-Сталина пионер должен был расти смелым и храбрым

Это самый первый пионерский марш, и его история начинается весной 1922 года, когда комсомольцы задумали новое дело — создать организацию юных пионеров. Задачи и дела будущей организации на совещаниях в Центральном Комитете комсомола обсуждались подробно — речь шла и о школьной работе, и о летнем отдыхе — о сборах, походах, кострах. Дважды в таком разговоре принимала участие Надежда Константиновна Крупская. Однажды она сказала:

— Владимир Ильич знает о начинании комсомольцев и очень его одобряет.

Все радостно зааплодировали, а Надежда Константиновна, уходя, добавила:

— Только такое дело, наверное, без песни начинать никак нельзя. Позаботьтесь, товарищи, чтобы у первых пионеров была своя песня. Своя, советская.

И вот стали думать над предложением Крупской. Все соглашались, что песня, конечно, должна быть бодрой, маршевой. Но кто ее напишет? Подводя итоги обсуждения, один из секретарей ЦК заявил:

— Песня нужна обязательно. Написать ее поручим Саше Жарову. Дадим ему двухнедельный срок. Так и запишем в протоколе.

Как позже вспоминал поэт Александр Жаров, это почетное поручение его тогда не очень-то обрадовало: в сочинении стихов у него в то время опыт был совсем небольшой, а песен писать и вовсе не приходилось. Пришел расстроенный к своему старшему другу Дмитрию Фурманову, рассказал о случившемся, но Фурманов в ответ улыбнулся:

Пионер говорит правду, он дорожит честью своего отряда

Пионер должен был всегда говорить правду, однако на деле, конечно, не всегда выходило так

Фурманов достал из планшета записную книжку, нашел в ней слова, которые пели чапаевцы, и сам потихоньку на церковный мотив запел:

Жаров рассмеялся, а Фурманов подвел итог:

— Задумайся, Саша, над этой историей.

Работа началась с поисков мелодии, чтобы зацепиться хоть за какой-нибудь мотив. И вот однажды на опере «Фауст» Гуно приглянулся юному поэту маленький кусочек из знаменитого Марша солдат:

Башни с зубцами,
Нам покоритесь!
Гордые девы,
Нам улыбнитесь.

Ухватившись за эти «башни с зубцами», он потом днем и ночью, наяву и во сне все отстукивал в такт строчку за строчкой. И грезился Саше после фурмановского рассказа привал чапаевцев в приуральской степи, дрожащие в ночи звезды, пламя костров, у которых греются бойцы революции. И еще виделись ему другие языки пламени, шелковые. И вспыхивал пурпуром алый галстук, тот самый, пионерский! Ведь именно в таких галстуках соберутся пионеры в веселый круг у праздничных костров, бросающих жаркие искры в синее небо до самого позднего вечера, а может, и до ночи.

И, отсчитывая про себя: «Башни с зубцами, нам покоритесь! Гордые девы, нам улыбнитесь. » — Саша вслух в один прекрасный миг произнес:

Взвейтесь кострами,
Синие ночи!
Мы, пионеры,—
Дети рабочих.

Дальше пошло уже легче, только никак не мог добиться юный поэт, чтобы каждый куплет заканчивался одними и теми же словами. Хотелось непременно вставить в песню призыв: «Будь готов!» И однажды нужная строчка нашлась:

Близится эра
Светлых годов,
Клич пионера:
«Всегда будь готов!»

В общем, песня родилась, только была она, по сути, еще без музыки, потому что приходилось пока что ее петь все на тот же мотив из «Фауста». Несколько комсомольских работников во главе с братьями Андреем и Артемием Брюхановыми исполнили «Взвейтесь кострами» в ЦК комсомола. Песню там одобрили, однако предложили «привести музыку в полный порядок, уточнить мелодию и прочее. ».

Впоследствии наказ ЦК выполнил ученик музыкального техникума Сергей Дешкин. С помощью композитора Данилова он составил и опубликовал отдельным изданием ноты уже ставшего широко известным пионерского марша. Марша, с которым потом росли и мужали многие поколения наших мальчишек и девчонок.

Лев Сидоровский. Почаще пойте песни Революции. Л., 1987

ПЕСНЯ «ВЗВЕЙТЕСЬ КОСТРАМИ». СЛУШАТЬ ОНЛАЙН

Читайте также: