В прерванной каденции при разрешении вводного тона в аккорде vi ступени требуется удвоение

Обновлено: 22.11.2024

Трезвучие VI ступени строится на VI ступени, его также называют нижней медиантой, потому что оно находится посередине между Т и S [медиа – середина]. Трезвучие VI ступени противоположно по ладовому наклонению тоническому трезвучию (Т53), в мажоре трезвучие VI ступени минорное, в миноре – мажорное.

[В мажоре трезвучие VI ступени совпадает с Т параллельного минора, поэтому проявляет переменную тоническую функцию – это явление лежит в основе параллельного переменного лада в русской музыке – роль тоники попеременно выполняют трезвучия I и VI ступеней. В миноре трезвучие VI ступени совпадает с S параллельного мажора, поэтому в нём преобладает S функция].

Прерванный каданс. Разрешение V или V7 в трезвучие VI ступени называют прерванным оборотом, в зоне каданса – прерванным кадансом. В прерванном обороте вместо ожидаемого после D тонического трезвучия возникает трезвучие VI ступени – функционально родственный, но менее устойчивый аккорд, который оттягивает появление Т и усиливает её ожидание. В прерванном обороте в трезвучии VI ступени удваивается терцовый тон.

Прерванный каданс различается по характеру звучания в мажоре и в миноре. В мажоре VI53 – это Т параллельного минора и проявляет переменную Т функцию, поэтому прерванный каданс в мажоре звучит мягко. В миноре прерванный оборот звучит ярче, неожиданнее, потому что VI в миноре не является тоникой параллельной тональности и больше проявляет S, чем Т функцию.

Возможный дополнительный вопрос. Как трезвучие VI ступени соединяется с трезвучиями I и IV ступеней?

Эти трезвучия (I –VI, VI–IV) находятся в терцовом соотношении и соединяются гармонически с двумя общими тонами: бас идет на терцию вниз согласно цифровке, 2 общих тона остаются на месте в том же голосе, а оставшийся тон плавно в ближайший тон следующего аккорда.

Уметь соединить I –VI–IV за фп. без предварительной подготовки!

11. V7. Применение в музыкальной форме, разновидности, правила включения и разрешения в I и VI.

V7 (доминантсептаккорд) состоит из трезвучий V и VII ступеней и является самой яркой D в ладу. Благодаря наличию в составе D7 функционального D баса, вводного тона лада и тритона D7 звучит напряженно, неустойчиво и настраивает на определённую Т. [Поэтому D7 играет важную роль в модуляциях].

Разновидности. V7 может быть полным и неполным. В неполном V7 пропускается квинта и удваивается основной тон. Полный D7может разрешаться в полное и неполное Т53, а неполный D7может разрешаться только в полное Т53.

Применение в музыкальной форме.V7 в основном виде обычно используется в зоне заключительного каданса, в середине гармонического движения и серединном кадансе чаще используется неполный V7 или его обращения.

Правила включения и разрешения в I и VI.

D7 требует плавной подготовки и плавного разрешения. Септима D7 обычно включается плавно и берётся как проходящий, вспомогательный или задержанный звук, или берется скачком вверх с последующим нисходящим разрешением. Септиму D7 нельзя брать нисходящим скачком! После всех S аккордов (кроме IV6 с удв. квинтой) берется неполный D7, чтобы избежать параллелизмов.


11. Обращения V7. Применение в музыкальной форме, закономерности включения и разрешения.

V65представляет усложнённый и функционально усиленный вариант V6. V43 является усложнённым V64. V2 является яркой D, септима в басу усиливает диссонантность и мелодическую напряжённость его звучания.

Применение в музыкальной форме. Обращения V7 обычно используются в середине гармонического движения. Их применение способствует мелодизации баса.

Нейтральный в функциональном отношении бас V43имеет особое мелодическое значение, поэтому наиболее часто V43 используется в проходящем обороте I–V43–I6 или I6–V43–I. При включении V43 следует выбирать аккорды Т и S, бас которых мелодически связан с басом V43 – I, I6, IV, II6, II, II7 .

Закономерности включения и разрешения. Обращениям V7 могут предшествовать аккорды всех 3-х функций (Т, S и D), септима должна быть подготовлена плавно (или взята восходящим скачком) и плавно разрешена на секунду вниз.

В середине гармонического движения часто встречается разрешение VII7 (и его обращений) и II7 (и его обращений) в V7 и его обращения.

V7 и его обращения могут переходить друг в друга по принципу перемещения аккордов, при этом септиму нужно оставлять на месте в том же голосе, допускается взаимное перемещение квинты и септимы. [Нужно учитывать, что наименее выраженным в функциональном отношении является бас V43, поэтому лучше перемещать этот аккорд в V7 или V65, а не наоборот].

13. II7 с обращениями. Функциональное значение, применение в музыкальной форме, закономерности включения и разрешения.

II7 и его обращения – это аккорды S функции. II7 состоит из двух S трезвучий: трезвучия II ступени (II53) и трезвучия IV ступени (IV53).

В натуральном мажоре II7 – малый минорный, в миноре и в гармоническом мажоре II7 – полууменьшённый (малый уменьшенный) септаккорд.

II7, как и другие септаккорды, имеет 3 обращения: квинтсект-, терцкварт- и секунд-аккорд. II7 строится на II ступени, II65 – на IV, II43 – на VI, II2 – на I ступени.

В основном виде II7 лишён функционального баса S, поэтому наиболее полно выраженной Sявляется II65, опирающийся на S функциональный бас. Альтерированный II7 и его обращения при разрешении в V или V7 приобретают функциональное значение двойной доминанты, т.е. D к D (D/D).

Применение в музыкальной форме. II7 с обращениями чаще всего используется в зоне каданса перед К64. В кадансах перед К64 чаще используется II65 с функциональным S басом (IV ступень) и II43 с басом на VI ступени, эти басы мелодически связаны с функциональным D басом. В середине гармонического движения II7 с обращениями чаще используется в мелодической связи с D7 и его обращениями. Для романтической и русской музыки характерно также использование II7 и его обращений (в т.ч. красочных альтерированных аккордов) в плагальных оборотах в начале и в середине гармонического движения и в плагальных дополнениях.

Закономерности включения и разрешения.

Включение. II7 и его обращения включаются после аккордов Т (I, I6) и S (VI, IV, IV6, II, II6).Септима чаще всего включается как задержание [после I, VI, IV, IV6], как проходящая [после II, II6] или восходящим скачком. [Септима II7, в отличие от септимы D7, не образует тритона и является устойчивой ступенью лада (I ступень), поэтому иногда может включаться и разрешаться более свободно, например, может быть взята ходом на терцию вниз]. При соединении тонических аккордов со II7 и его обращениями допускаются параллельные квинты в средних голосах.

Разрешение. II7 и его обращения могут разрешаться в аккорды Т (I53, I6, I64) иD (V, V6,V7 и его обращения, VII7 и его обращения).

Разрешение II7 и его обращений втрезвучие V ступени аналогично разрешению D7 и его обращений в Т: септима и квинта идут плавно вниз, основной тон вверх в основной тон V53, терция на секунду вверх или на терцию вниз. II7, II65 и II43 – разрешаются в V53, а II2 – в V6 (сравните: D7, D65 и D43 – разрешаются в Т53, а D2 – в I6).

II7может разрешаться в I64и в неполный D7 – это разрешение характерно для зоны каданса, в басу возникает активный ход на кварту вверх или квинту вниз.


15. Гармонизация верхнего нисходящего тетрахорда гаммы натурального мажора и минора. III и III6.

Трезвучие III ступени (верхняя медианта) является аккордом смешанной Т/D функции, которые в основном виде аккорда выражены слабо. Трезвучию III ступени свойственна функциональная неопределённость [и натурально-ладовый оттенок – в мажоре последовательность III–VI = Vнат.–I натурального параллельного минора; в натуральном миноре последовательность VIIнат.–III = V–I параллельного мажора]. Поэтому в классической гармонии в основном виде трезвучие III ступени применяется редко, преимущественно в роли проходящего аккорда.

III6представляет D функцию, в нём удваивается бас, который является функциональным басом D. III6 также называют доминантой с секстой (D 6 или V 6 ): неустойчивый квинтовый тон V53 (II ступень лада) заменён на устойчивую сексту (III ступень лада), поэтому он меньше чем V53 тяготеет в тонику и является функционально ослабленной D [в отличие от II6, (= S с секстой), который является более сильной S, чем IV, потому что устойчивый квинтовый тон в нём заменён на неустойчивую сексту]. III6 в мажоре имеет минорную окраску и звучит мягко, а в миноре III6 совпадает по звучанию с Ув53 и звучит напряжённо, использование III6 придаёт звучанию особый колорит.

[III6 и V7 6 (D7 с секстой) включаются и разрешаются аналогично V53 и V7. При разрешении III6 и V7 6 секста плавно переходит в квинту, или сразу переходит в основной тон тонического трезвучия].

Читайте также: