Увеличенный аккорд от ре

Обновлено: 19.09.2024

Вы знаете, что интервалы бывают чистыми, малыми и большими, но также они могут быть увеличенными и уменьшенными, а кроме того – дважды увеличенными и дважды уменьшенными. Но как такие интервалы получить, как их построить и определить? Об этом мы сегодня и поговорим.

Предыдущие важные темы:

ЧТО ТАКОЕ ИНТЕРВАЛЫ И КАКИЕ ОНИ БЫВАЮТ – ЧИТАТЬ ЗДЕСЬ

КОЛИЧЕСТВЕННАЯ И КАЧЕСТВЕННАЯ ВЕЛИЧИНА ИНТЕРВАЛА – ЧИТАТЬ ЗДЕСЬ

Что такое увеличенные и уменьшенные интервалы?

Увеличенные интервалы получаются, если прибавить полтона к чистому или большому интервалу, то есть если немного изменить качественную величину. Увеличить можно все интервалы – от примы до октавы. Сокращенный способ обозначения таких интервалов – «ув».

Давайте сравним в следующей таблице количество тонов и полутонов в обычных интервалах, то есть чистых и больших, и в увеличенных.

Исходный
интервал
Сколько
тонов
Увеличенный
интервал
Сколько
тонов
ч.1 0 т. ув.1 0,5 т.
б.2 1 т. ув.2 1,5 т.
б.3 2 т. ув.3 2,5 т.
ч.4 2,5 т. ув.4 3 т.
ч.5 3,5 т. ув.5 4 т.
б.6 4,5 т. ув.6 5 т.
б.7 5,5 т. ув.7 6 т.
ч.8 6 т. ув.8 6,5 т.

Уменьшенные интервалы, наоборот, возникают при сужении чистых и малых интервалов, то есть при уменьшении их качественной величины на полтона. Уменьшить любой интервал, кроме чистой примы. Дело в том, что в приме – ноль тонов, из которых больше ничего не вычтешь. Сокращенно уменьшенные интервалы записываются как «ум».

Для большей наглядности также построим таблицу со значениями качественной величины для увеличенных интервалов и их прототипов: чистых и малых.

Исходный
интервал
Сколько
тонов
Уменьшённый
интервал
Сколько
тонов
ч.1 0 т. нет нет
м.2 0,5 т. ум.2 0 т.
м.3 1,5 т. ум.3 1 т.
ч.4 2,5 т. ум.4 2 т.
ч.5 3,5 т. ум.5 3 т.
м.6 4 т. ум.6 3,5 т.
м.7 5 т. ум.7 4,5 т.
ч.8 6 т. ум.8 5,5 т.

Как строить увеличенные и уменьшенные интервалы?

Чтобы построить любой увеличенный и уменьшенный интервал, проще всего представить себе его «исходник», то есть большой, малый или чистый интервал и просто что-то в нем изменить (сузить его или расширить).

Как можно расширить интервал? Для этого можно либо его верхний звук повысить с помощью диеза на полтона, либо нижний спустить с помощью бемоля. Очень наглядно это видно, если взять интервал на клавиатуре фортепиано. Давайте для примера возьмем чистую квинту РЕ-ЛЯ и посмотрим, как ее можно увеличить:

увеличенная квинта на фортепиано

Какие результаты получились? Увеличенная квинта от исходной чистой – это либо РЕ и ЛЯ-ДИЕЗ, либо РЕ-БЕМОЛЬ и ЛЯ, в зависимости от того, какой звук мы выбрали изменить. Кстати, если мы изменим сразу оба звука, то квинта станет дважды увеличенной, то есть расширится сразу на два полутона. Посмотрите, как эти результаты выглядят в нотной записи:

чистая, увеличенная и дважды увеличенная квинта от ре, ноты

Как можно сузить интервал? Нужно действовать наоборот, то есть сворачивать его внутрь. Для этого мы либо верхний звук теперь уже понижаем на полтона или, если манипулируем нижним звуком, т о его повышаем, немного приподнимаем. В качестве примера рассмотрим ту же самую квинту РЕ-ЛЯ и попробуем ее сузить, то есть уменьшить.

уменьшенная квинта на фортепиано

Чего мы добились? Была чистая квинта РЕ-ЛЯ, мы получили два варианта уменьшенной квинты: РЕ и ЛЯ-БЕМОЛЬ, РЕ-ДИЕЗ и ЛЯ. Если изменить сразу оба звука квинты, то выйдет дважды уменьшенная квинта РЕ-ДИЕЗ и ЛЯ-БЕМОЛЬ. Смотрим нотный пример:

чистая, уменьшенная и дважды уменьшенная квинта от ре, ноты

Посмотрите, что можно сделать с другими интервалами. Сейчас перед вами четыре нотных примера. Сравните их и понаблюдайте, как из одних интервалов получаются другие, путем манипулирования верхним звуком – он то повышается, то понижается на полтона.

Пример 1. Чистые и большие интервалы от РЕ, построенные вверх

чистые и большие интервалы от ноты ре вверх

Пример 2. Увеличенные интервалы от РЕ вверх

увеличенные интервалы от ноты ре вверх

Пример 3. Чистые и малые интервалы от РЕ, построенные вверх

чистые и малые интервалы от ноты ре вверх

Пример 4. Уменьшенные интервалы от РЕ вверх

уменьшенные интервалы от ноты ре вверх

Энгармонизм интервалов

Что такое энгармонизм ? Это равенство элементов музыки по звучанию, но неравенство по названию и записи . Простой пример энгармонизма – звуки ФА-ДИЕЗ и СОЛЬ-БЕМОЛЬ. Звучит одно и то же, но названия – разные, и записываются тоже по-разному. Так вот, интервалы тоже могут быть энгармонически равными, например, малая терция и увеличенная секунда.

примеры энгармонизма звуков и созвучий

Зачем мы об этом вообще завели разговор? Вы, когда рассматривали таблицу с количеством тонов в начале статьи, когда потом смотрели наши примеры, наверное, удивлялись: «Как это в увеличенной приме может быть полтона, ведь полтона – в малой секунде?» или «Что еще за РЕ-ЛЯ-ДИЕЗ, напиши РЕ-СИ-БЕМОЛЬ и получится у тебя нормальная малая секста, зачем все эти увеличенные квинты?». Были такие мысли? Признайтесь, что были. Это как раз и есть примеры энгармонизма интервалов.

В энгармонически равных интервалах качественная величина, то есть число тонов и полутонов совпадает, а вот количественная величина (число ступеней) – разное , именно поэтому они складываются из разных звуков и по-разному называются.

Давайте посмотрим больше примеров энгармонизмов. Возьмем те же интервалы от РЕ. Увеличенная секунда звучит как малая терция, большая терция равна уменьшенной кварте, увеличенная кварта совпадает с уменьшенной квинтой и т.д.

энгармонически равные интервалы от ноты ре

Строить увеличенные и уменьшенные интервалы несложно тому, кто хорошо научился строить обычные интервалы. Поэтому, если у вас имеются пробелы в практике, то срочно их ликвидируйте. На этом все. В следующих выпусках мы будем говорить о консонансах и диссонансах, о том, как звучат гармонические и мелодические интервалы. Ждем вас в гости!

Читайте также: