Умение слышать ладовые функции аккордов это

Обновлено: 22.11.2024

Эта статья посвящена прикладной теории музыки. Ниже — небольшой текстовый «конспект» недавно опубликованного видео Дениса Чуфарова (ссылки на его сайт и ВК вы можете найти в описании этого видео).

Как кажется автору этих строк, эта информация любопытна и носит некий ознакомительный характер, не претендуя на слишком большую педагогическую ценность. По сути, это обзор некоторых понятий , который может помочь при поиске информации. Вполне возможно, что предложенная ниже классификация может быть и оспорена.

Гармония не существует вне контекста мелодии (каждая мелодия подразумевает выбор определённых аккордов), поэтому при пере гармонизации какой-либо мелодии в стиле, отличном от изначального, всегда теряется какая-то ранее присутствовавшая там идея.

Почти все стили гармонии (или стили гармонизации) могут быть использованы в почти любом стиле музыки. Например, джаз и рок как стили музыки могут использовать (включать в себя) совершенно разные стили гармонизации. И наоборот, тональная гармония классико-романтического типа может быть использована в огромном количестве разных стилей музыки, а не только в классической.

Перечисленные далее «десять способов организации гармонии» отражают самое широкое понимание гармонии, а также те периоды, через которые проходило развитие музыкального мышления вообще (в основном, западного музыкального мышления).

1. Натурально-ладовая гармония или гармония натуральных ладов. Здесь опора идёт на трезвучия и секстаккорды, а правил соединений аккордов как таковых не существует: всё работает «на слух», по принципу «благозвучия». Этот стиль сформировался до появления тональной музыки (XIV - XV век), когда трезвучие только начало осознаваться как некий «системный» элемент.

2. Традиционный мажоро-минор или тональная гармония. Здесь используется стандартное движение функций TSD, и это основной принцип. Это то, что изучается в классическом курсе гармонии в учебных заведениях. Эта гармония может быть усложнена различными отклонениями в разные тональности, и по этому пути развивалась классическая музыка.

3. Плагальная гармония . Возможно, этот вид гармонии не является строго «отдельным», так как похож на предыдущий и вытекает из него. Очень много примеров плагальной гармонии есть в русской академической музыке XIX века. Опора на «плагальность», то есть преимущество плагальных оборотов перед автентическими, присутствовала во многом и в поп-музыке. «Плагальность», конечно же, означает широкое использование всей группы аккордов субдоминанты, а не только аккорда IV ступени (например, неаполитанского аккорда, аккордов VI ступени и так далее, включая различные ладовые альтерации).

4. Хроматическая гармония трезвучий . Этот вид гармонии использует гармонизацию трезвучиями, когда равноправно используются все 12 мажорных и все 12 минорных трезвучий, которые сочетаются любым образом.

5. Эллиптическая гармония . Она характерна для самых разных стилей, в том числе, например, для джаза. Здесь подразумевается отсутствие ожидаемых разрешений аккордов друг в друга. Самый яркий пример — цепочка доминантсептаккордов.

6. Полигармония . Это опора на полиаккорды и полиладовость, политональность и политоникальность, то есть одновременное сочетание различных ладов и тональностей. Элементарное наложение простых трезвучий друг на друга может дать эффект полиаккорда. Такие приёмы характерны для стилей фьюжн, прогрессива, а также для академической музыки XX века. Пример — аккорд «Петрушка» Игоря Стравинского из одноимённого балета.

7. Джазовая гармония . Это тональная гармония, но основанная на септаккордах, использующая множество надстроек в аккордах, дополненная отклонениями и различными «аккордовыми заменами».

8. Трёхзвучная гармония — использование «трезвучий», но не обязательно терцового строения. Это достаточно универсальный гармонический язык с ярким звучанием. Здесь можно получить звучание как старинной музыки времён зарождения многоголосия, так и звучание арт-рока и современной академической музыки.

9. Новомодальная гармония — это использование искусственных ладов (уменьшённые и увеличенные лады, лады Мессиана и так далее).

10. Додекафония — использование «серий» звуков. Это приёмы академической музыки XX века, в частности, нововенской школы.

Тональная гармония является основой, вокруг которой в процессе изучения могут быть «надстроены» остальные виды гармонии.

Читайте также: