Удвоение тонов в аккордах
Обновлено: 27.12.2024
Базовый курс гармонии. Содержание
Секстаккорд – это первое обращение трезвучия с терцовым тоном в нижнем голосе. Обозначается секстаккорд цифрой 6. Функциональное значение секстаккорда в ладу то же, что и у трезвучия, от которого он образован. В хоральном четырехголосии секстаккорды используются с удвоением основного или квинтового тона.
Удвоение терцового тона применяется лишь в особых случаях, которые рассмотрены отдельно, в других темах.
В главных секстаккордах (Т6, S6, D6) традиционно удваиваются
либо квинтовый тон:
Обратите внимание, что в секстаккордах между парами голосов сопрано-альт и тенор-альт образуются интервалы примы, октавы, кварты и квинты. Между басом и тенором – терции, сексты, децимы и терцдецимы.
Секстаккорды в четырехголосии имеют три расположения: тесное, широкое и смешанное. Все они представлены в нотных примерах.
При тесном расположении аккорда между звуками сопрано и альта, а также альта и тенора образуются интервалы от примы до кварты включительно, при широком – от квинты до октавы.
Смешанное расположение предполагает одновременное использование интервалов, свойственных как тесному, так и широкому расположению в перечисленных парах голосов.
При соединении секстаккорда и трезвучия той же ступени (Т – Т6, S – S6, D – D6 и наоборот) создается эффект перемещения одного аккорда, поэтому соединение должно быть гармоническим:
Соединение секстаккорда и трезвучия, находящихся в кварто-квинтовом и терцовом соотношении тоже должно быть по возможности гармоническим:
Секундовое соотношение секстаккорда и трезвучия создает условия только для мелодического соединения:
При скачке в верхнем голосе бас должен двигаться в противоположном направлении во избежание прямого движения сопрано и баса к октаве или квинте (скрытой октавы или квинты):
В этом случае нужно заменить виды аккордов:
При перемещении секстаккорда обычно используется гармоническое соединение при движении одного или двух голосов. Остальные два голоса остаются на месте:
При соединении двух секстаккордов необходимо следить за тем, чтобы в них были удвоены разные тоны (например, в одном – квинта, в другом – прима) во избежание параллельных прим, квинт и октав. Но лучше избегать употребления подряд 2-х секстаккордов разных функций.
Задание: 1) В следующем нотном примере, несмотря на удвоение в аккордах разных тонов, образовались параллельные квинты. Найдите их и исправьте соединение:
2) Играйте главные секстаккорды в различных мажорных тональностях в разных расположениях и мелодических положениях, запишите их.
3) Определите расположение каждого секстаккорда в приведенных выше нотных примерах.
Образец гармонизации мелодии главными трезвучиями и секстаккордами:
Читайте также: