Тихий омут спит не шелохнется аккорды

Обновлено: 22.11.2024

Песенная история
"У Омута"
Слова к этой песне, были написаны в 1966 году Николаем Палькиным. А вот музыку в соавторстве с ним написала Тамара Маркова.
Хотя, очень близкий вариант текста можно услышать в исполнении профессиональных фольклорных ансамблей. В частности, на диске у фольклорного ансамбля "Воля" в примечании отмечено, что песня "Тихий омут" была записана в селе Солонцы, Воробьевского района, Воронежской области.

1. Тихий омут спит, не шелохнется.
Я стою над быстрою водой.
Ой, как мне сейчас забыться захочется,
Одинокой, грустной, молодой (2р.)
2. Где й то там да за дальними овинами,
Над широкой быстрою рекой,
Под большими, под густыми ивами
Милый мой прощается с другой (2р.)
3. У мене любовью сердце тронуто,
У любви такая глубина,
Что она, пожалуй, глубже омута:
Не видать ни берега, ни дна (2р.)
4. Буду ждать его ночами лунными,
Лишь одним дышу я и живу.
Тихий омут, не пугай глубинами.
Все равно до счастья доплыву (2р.)

Интересно, что Николай Палькин сам писал по поводу стихов:

«У омута»
Эта девичья лирическая песня, может быть, в большей степени, чем другие, подсказана самой жизнью. Она появилась на свет подобно моментальной фотографии, но в отличие от последней обрела живую душу. Фотография – это все-таки нечто застывшее, холодное и равнодушное. Песня «У омута» – непрекращающееся движение горячего и трепетного чувства.
Но расскажу по порядку. В то лето я отдыхал в селе Краснополье Кимовского района Тульской области. Где-то совсем близко лежало Куликово поле, жила древняя Епифань, растило хлеба село Монастырщина, не забывая о захоронении героев Куликовской битвы. Впрочем, тогда дыхание истории еще не опаляло моих стихов. Молодости страстно хотелось заглянуть в прекрасный и таинственный мир любви.
Краснополье, как и многие наши села, украшала и освежала неторопливая речушка, заросшая кувшинками и осокой. В одном месте за околицей речушка докопалась до омутной глубины и так себя нахолодила, что даже отчаянные сельские ребятишки не решались там купаться из-за боязни, что ногу или руку судорогой сведет. И вот однажды, возвращаясь с вечереющих полей, я увидел на берегу омута девушку. Я знал ее. Это была Таня из Краснополья – певунья, заводила всяких игрищ и забав. Я уже было хотел подойти к ней, но в ее позе, повторяющей позу Аленушки с известной картины Васнецова, застыла такая отрешенность, столько в ее взгляде, устремленном на неподвижную воду, скопилось горечи, что я, прячась за кустами, едва ли не на цыпочках заспешил по тропинке. Мне показалось бестактным вмешиваться в девичье одиночество, но то, что я увидел Таню, отозвалось во мне первыми строчками:

Тихий омут спит и не шелохнется.
Я сижу над сонною водой.
Ох, как мне сейчас забыться хочется,
Одиноко, грустно мне одной.

Песня как бы сама собой, помимо воли автора, стала складываться не от моего имени, а от имени Тани или, как сказали бы литературоведы, от имени лирической героини.

У меня любовью сердце тронуто,
А в любви такая глубина,
Что она, пожалуй, глубже омута –
Не видать ни берега, ни дна.

Дальше вступил в действие пресловутый «треугольник», без которого не обходится почти ни один романс, да и в песнях любовных он присутствует часто.

Где-то там дорожками счастливыми,
За туманной синею рекой,
Под большими, под густыми ивами
Милый мой встречается с другой.

Будь неопытней, я, вероятно, воспротивился бы появлению злополучного треугольника или изобразил бы его не столь обнаженно, но я поддался самой стихии рождения песни и оставил все в самом первоначальном виде, строфа оказалась малооригинальной и несколько банальной. Зато заключительное четверостишие получилось, по-моему, более уместным и удачным.

Мои лирические героини, за малым исключением, неисправимые оптимистки. Каким бы ни было дело трудным, они верят в его благополучный исход. Верой в торжество любви заканчивается и эта песня:
Жду его ночами соловьиными,
Им одним дышу я и живу.
Тихий омут, не пугай глубинами,
Все равно до счастья доплыву.

Позже я узнал, что Таня, своим горьким одиночеством подсказавшая мне тему, доплыла до своего счастья. Я радовался и теперь радуюсь, что счастье приходит к людям не только в песнях.

Читайте также: