Страшный русский ренессанс аккорды

Обновлено: 13.11.2024

Обновление системы государственного управления, начатое руководством КПСС во главе с М.С. Горбачевым в 1985 г., отразилось не только на социально-политической и экономической, но и на культурной жизни советского общества. Смягчение идеологического диктата и, в частности, существенное ослабление цензуры, позволило расширить культурно-информационное пространство, в котором жило общество.

Отечественная культура, скинув оковы тоталитарного режима, принялась с жадностью восполнять недополученные «культурные калории». Массовый читатель получил доступ к литературе, которая десятилетиями пылилась в спецхранах. Советская публика познакомилась с именами, уже широко известными на Западе: Солженицын, Аксёнов, Шемякин, Пастернак. На экраны возвращались "полочные" (запрещенные советской цензурой) фильмы, на сцены театров - "старые новые" пьесы.

Однако наиболее впечатляющим культурным явлением стал выход на большую сцену многих направлений современной музыки, прежде всего, популярной в молодежных кругах рок-музыки. Именно в конце 80-х годов русский рок достигает вершины своего развития. В конце 80-х годов из андеграунда выходит, как его называл Б.Г., «поколение дворников и сторожей».

По всей стране формируются мощные региональные рок-сообщества, объединяющие людей разного возраста, мироощущения и социального статуса. Не стала исключением и Москва: в 1985 году там была создана «рок-лаборатория» при Доме Культуры им. Горбунова. Столичная рок-тусовка объединяла различные команды, некоторые из которых («Воскресение», «Звуки Му», «Крематорий», «Браво», «Бригада С» и др.) впоследствии добились культового статуса. Были среди них и «локальные» звезды, пользовавшиеся популярностью во второй половине 80-х, но практические не известные (по разным причинам) широкому кругу слушателей в наше время.

Одну из таких формаций с непритязательным названием «Тупые» сколотил в 1985 году нерадивый студент МГУ, нигилист и (как выяснилось из интервью) пациент психиатрической клиники Дмитрий Голубев. Собрав друзей — Константина Золотайкина (бас) и Дмитрия Якомульского (соло-гитара), — он начал делать «мусульманский джаз». Началось все летом 1985 года, когда Дм. Голубев с товарищами из группы «Ларин Глэм» создают журнал семейного типа «Уйхъ». Основным объектом его публикаций была выдуманная реальность: они оперировали какими-то событиями, которых нет в жизни, полемизировали с несуществующими журналами. Главным объектом для критики стал выдуманный журнал «Грубульц». Голубев и Ко изобличали «безобразных любимчиков и бездарных ставленников» «Грубульца»: группы «Кожаный Шприц», «Замаринованные Гады», «Подонкин Стоунз», «Тупые», «Собачья Свадьба» и др.

Название виртуальной группы «Тупые» настолько привлекло ребят, что зимой 1986 года на подпольном ночном «сэйшене» в МГРИ (совсем рядом с Кремлем), состоялось рождение и первое выступление настоящей группы «Тупые». Как отмечал сам Голубев, столь непритязательное название объясняется тем, что они не ставят себя выше той публики, что их слушает. В конце 1987 года группа вступила в Московскую рок-лабораторию и, став «модной новинкой года», весь 1988 год активно концертирует. На этот период приходится сочинение основных хитов группы: «Русский ренессанс», «Шоколадное кафе», «Лурримбия», «Любишь ли ты Rolling Stones?» и др.

Жанр музыкального творчества «Тупых» можно определить, как «беспричинный неуправляемый панк-рок-авангард». Обладая довольно примитивным саундом, группа не лишена некоторой утонченности: представители советского андеграунда — как правило, интеллектуалы, пусть порой и не «отягощенные» высшим образованием. Недостатки в музыкальном оформлении «Тупые» с лихвой компенсировали текстами разной степени осмысленности и глубины. Дурашливая «Дай мне Пяу!», например, соседствует с «Лурримбией» - тонкой политической аллюзией, демонстрирующей нам нефтедобывающую страну третьего мира (скажем, Габон). Абсурдистские хиты «Голос из канализации» и «Шоколадное кафе», инструментально-минималистичная «Помойка», «Урцгульцмуг», выполненный в лучших традициях группы «Браво» и… катарсис, разрыв шаблона, религиозное надругательство и т.д. и т.п. – называйте, как хотите – «Проклятые». Все это — «Тупые». Особняком в творчестве группы стоит «Русский ренессанс» — нарочито несуразный, но оптимистичный прогноз будущего России, вошедший в качестве саундтрека в культовую комедию «ДМБ» (2000). Позже композиция была включена в саундтрек фильма «Соловей-разбойник» (2012).

Музыкальный клип на песню "Русский ренессанс" (1988):

Киноверсия песни, записанная Дмитрием Голубевым в 2000-м году:

Яркое и броское наименование требовало от группы, кроме того, соответствующего визуального наполнения. Шоу-программы «Тупых» пестрили разнообразием: они содержали элементы театра абсурда и неадекватного балета, пародии на эстрадные шоу и деликатные осмысления некоторых религиозных культов. В живых выступлениях «Тупых» принимали активное участие приглашенные артисты (арфистки, детский хор, дрессировщики, мимы и др.). Помимо «одноразовых» участников, количество которых на сцене порой достигало 45-50, в шоу-программах группы были и постоянные участницы. Одной из них была Светлана Конеген (на фото — слева) – известная ныне тележурналистка, писательница, культуролог, критик. Другой – Авдотья (Дуня) Смирнова (на фото — справа) – студентка филфака МГУ, а позже – сценарист, телеведущая (например, дуэт с Толстой в «Школе злословия»), кинорежиссёр, автор многочисленных статей и эссе, а также – ВНИМАНИЕ! – жена Анатолия Чубайса. Примечательно, что именно в союзе со Смирновой в конце 1980-х гг. Голубев создал настоящий «Грубульц».

В 1990-х годах участники бэнда разбредаются в разных направлениях: Смирнова всерьез занялась кинокритикой, Якомульский, заведший в 1989 году параллельный проект «Рукастый Перец», расстался и с ним, сосредоточившись на производстве гитар. Дмитрий Голубев в 1992 году переезжает в США, где читает лекции о русском авангарде в Индиане и играет концерты в клубах на Среднем Западе. В 1993 г. изучает психоделическую культуру Америки в Сан-Франциско и в 1994 г. — то же самое в Москве, для чего берет псевдоним «Х-18».

«Страшный русский ренессанс» настиг группу в 1996 году, когда «Тупые» почти в первоначальном составе показывает редкие перфомансы: «Шум звезд» (1996), «DJ Culture» (1997), «Психиатрическая революция» (1998), — в некоторых московских клубах. Из-за крайней степени лени, отсутствия практического реализма и чувства реальности вообще (усугубленного крайне негативным отношением к шоу-бизнесу) у группы до сих пор практически ничего не издано, хотя скопился огромный архив сочинений. В широком доступе в интернете можно найти 4 альбома: три концертных записи 1988 года и сборник «Anesthesia Dolorosa».

Читайте также: